СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский проект: "Особенности использования ИКТ в предметном обучении в начальном общем образовании (с позиции здоровьесбережения)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию Авторский проект - Особенности использования ИКТ в предметном обучении в начальном общем образовании (с позиции здоровьесбережения). В проекте рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников. Также приведены рекомендации по здоровьесберегающим технологиям при работе с компьютером. 

Просмотр содержимого документа
«Авторский проект: "Особенности использования ИКТ в предметном обучении в начальном общем образовании (с позиции здоровьесбережения)"»



Тема проекта:

«Особенности использования ИКТ

в предметном обучении

в начальном общем образовании

(с позиции здоровьесбережения)»

















Оглавление


Введение

Глава 1. Влияние информационно-коммуникативных технологий на учебную деятельность школьников

1.1 Что такое ИКТ? Средства информационно-коммуникационных технологий.

1.2 Классификация информационных технологий по их функциональному назначению.

1.3 Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.

Глава 2. Влияние информационно-коммуникативных технологий  на здоровье школьника.

  2.1  Основные  вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

   2.2  Признаки  развития зависимости  у ребенка

   2.3  Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Глава 3. Выявление соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

3.1Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

3.2 Из опыта работы учителя по использованию презентаций. Заключение

Список использованной литературы



Введение

На современном этапе развития нашей  цивилизации на детей обрушивается океан информации, которую нужно  обработать и применить. Чтобы помочь современному школьнику учитель  должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей.

С применением современных ИКТ, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

Возникает проблема  – с одной стороны  необходимо вводить современные информационно-коммуникативные технологии в обучение школьников, а с другой стороны нужно разрабатывать такие системы обучения, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель  темы исследования:

изучение  и систематизация отрицательных факторов применения информационных технологий в образовательном процессе, влияющих на здоровье учащихся.

Задачи  темы исследования:

Выявить и систематизировать отрицательные факторы применения информационных технологий в образовательном процессе.

Определить схему диагностики отрицательного влияния компьютерных технологий на здоровье учащихся.

Актуальность темы исследования:

интенсивное внедрение информационных технологий в образовательный процесс без учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей отрицательно влияет на здоровье учащихся.

Обоснование темы исследования:

Информатизация  образования – комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в образовательный процесс информационной продукции, средств, технологий. Их использование в учебном процессе связано со значительной умственной, эмоциональной, зрительной и статической нагрузками, которые постоянно испытывают учащиеся, работая с компьютерами. Кроме того, в кабинетах, где функционируют компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды: изменяется температурно-влажностная характеристика воздуха, уровни шума, электрического и радиационного поля.

В условиях восприятия учебной информации с экрана монитора значительно возрастает зрительная нагрузка. Восприятие знаков со светящегося экрана, чередующееся с переводами взора на клавиатуру и текст, вызывает напряжение разрешающей способности глаза. В неблагоприятных условиях работы это может приводить к повышенному утомлению зрения, появлению различного рода жалоб.

Постоянная  статическая нагрузка при работе с дисплеем, обусловленная относительно неподвижной рабочей позой, может привести к усталости и болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины, к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Утомление, а также неблагоприятные изменения в состоянии здоровья развиваются особенно быстро в результате нерационального режима труда и отдыха и плохих, не отвечающих гигиеническим требованиям, условий окружающей среды. Все это может способствовать ухудшению состояния здоровья учащихся.

Объект  исследования: работа учащихся за компьютером в школе и дома.

Предмет исследования: специфика влияния внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

Гипотеза  исследования: если снизить уровень отрицательного влияния информационных технологий на здоровье учащихся, то повысится их работоспособность и познавательная активность.


Глава 1. Влияние информационно-коммуникативных технологий на учебную деятельность школьников

В связи с использованием в обучении детей большого количества компьютеров, мультимедийных устройств, возникает вопрос, какое же влияние оказывают информационно-коммуникационные технологии на учебную деятельность школьников? Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо выяснить, что же такое ИКТ и какие его средства применяются в образовании.

1.1 Что такое ИКТ? Средства информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии – это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Также под информационными технологиями понимают программно — аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработки и передаче информации.

В настоящее время используются различные средства информационно-коммуникационных технологий. Основным средством ИКТ любой системы образования является персональный компьютер. Компьютер — универсальное устройство обработки информации. Его возможности определяются установленных на нем программных средств, а именно общего назначения и связанные с аппаратными, источники информации, виртуальные конструкторы, тренажёры, тестовые средства, комплексные обучающие пакеты, информационные системы управления.

Благодаря появлению компьютерных сетей и других, подобных им средств ИКТ образование приобрело возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

С помощью сетевых средств ИКТ мы имеем доступ к учебно-методической и научной информации, моделированию научно-исследовательской деятельности, проведению виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени.

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Большое распространение в школах получили следующие аппаратные средства:

- проектор - радикально повышает уровень наглядности в работе учителя, а также позволяющий возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

- принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.

- телекоммуникационный блок - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение, вести переписку с другими школами.

- устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) — дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира

- устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) — существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных

- управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления

- внутриклассная и внутришкольная сети - позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

- аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.


1.2 Классификация информационных технологий по их функциональному назначению.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.


1.3 Положительные и отрицательные стороны использования информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников.

Все выше перечисленные средства ИКТ позволяют нам оценить их роль в реализации целей образования младших школьников:

- информационные технологии дополняют содержание и методику изучения материала.

- ИКТ позволяют проводить индивидуальную работу как с учащимися, испытывающие трудности в обучении, так и с успешными учениками. Например, в каждой теме предлагаются задания разного уровня сложности.

- повышение уровня наглядности. Причем наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового сопровождения, видеофрагментов.

Наглядность является ведущим средством в обучении младших школьников. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка .

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье младшего школьника.

Большое и неоправданное использование средств информатизации так же оказывает негативное влияние на здоровье младших школьников. Из-за колоссального объема информации, представляемыми некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является негативное девиантное поведение. «Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются». Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий мы понимаем осознанное, либо неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам.

Негативное девиантное поведение школьников в сфере ИКТ впоследствии влияет на неконтролируемость своих действий и не ответственность за свои поступки. Проявления негативного девиантного поведения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства.

Таким образом, рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, позволяет нам понять, что информационно-коммуникационные технологии оказывают как положительное, так и негативное воздействие на учащихся младших школьников.







Глава 2. Влияние информационно-коммуникативных технологий на здоровье школьника. 

Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.

Уроки с использованием инфомационно-коммуникативных технологий позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость и оживить учебный процесс.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью обучающихся.

Попробуем определить основные направления и  содержание здоровьесберегающей деятельности учителя начальных классов, применяющего электронные учебные материалы на уроке и во внеурочной работе с младшими школьниками.


  2.1  Основные  вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

Сидячее положение в течение длительного времени;

Воздействие электромагнитного излучения монитора;

Утомление глаз, нагрузка на зрение;

Перегрузка суставов кистей;

Стресс при потере информации.

Интернет – зависимость

Нагрузка на психику.

Рассмотрим  эти факторы по отдельности.

Сидячее положение

Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах. Следствием этого может быть геморрой и простатит, т.е. заболевания, при которых требуется длительное и малоприятное лечение. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного  излучения монитора

Монитор является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации).

Электростатические  поля. 

Самый постой способ борьбы – после  занятий на компьютере умыться холодной водой.

Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются.

Повышенная  нагрузка на зрение

Глаза реагируют  на самую мелкую вибрацию текста или  картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.

Перегрузка  суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущения слабости, онемения и «мурашек» в  подушечках. Это может привести к  повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Стресс  при потере информации

Далеко  не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.  

Психическая нагрузка

Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях.

За компьютером же ребята, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание на ПК, они увлекаются и могут долго не чувствовать усталости. В то же время объективными методами исследования устанавливается факт наступившего утомления и даже переутомления у этих детей.

Признаки утомления  будут различны у разных детей.

У инертных детей увеличивается пассивность, которая отражается на позе (полулежа, лежа, иногда с задиранием ног, с поиском опоры у стола).

У подвижных детей утомление сказывается  с преимущественным увеличением  нервно-мышечной напряженности, что проявляется в виде усиления двигательной активности (вскакивание с места, прыжки, хлопки в ладоши) и выраженности эмоциональных реакций (смех, плач, вскрикивание, пение, бурное веселье и т.д.)


2.2  Признаки  развития зависимости  у ребенка

Компьютерная  зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старшем возрасте она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Кимберли  Янг приводит 4 симптома Интернет - зависимости:

1. Навязчивое желание проверить  e-mail . 

2. Постоянное ожидание следующего  выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что  человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Признаки  зависимости

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

Прогулял школу – сидел за компьютером.

Приходит домой, и сразу к компьютеру.

Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

Он конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая  стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься  от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая  стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья  стадия — полная зависимость.

Психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.


2.3  Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

Первое, с чего следует начинать профилактическую работу по сохранению здоровья младших  школьников – это организация  рабочего места.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в  глаза.

Самое важное в уменьшении нагрузки - это  правильно подобранная мебель. 

Стул. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают.

Стол  должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7- 10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет опустить клавиатуру ниже.

Требования, предъявляемые современным санитарным законодательством:

помещение должно иметь искусственное и естественное освещение;

желательно, чтобы окна помещения были обращены на север и северо-восток;

необходимо оборудовать окна регулируемыми устройствами типа жалюзи, плотными занавесями;

для отделки стен и пола помещений рекомендуется применять полимерные материалы с антистатическим покрытием, безопасные для здоровья детей и позволяющие проводить влажную ежедневную уборку;

при установке компьютера в классе следует учитывать, что радиус магнитного поля, создаваемого компьютером, составляет 1,5 метра, и не допускать влияния излучения на учащихся;

подобрать компьютерную мебель в соответствии с ростом младших школьников, так, чтобы расстояние от глаз до экрана было не менее 50 см;

обеспечить освещенность рабочего места за компьютером не ниже 300 люкс, а экрана не ниже 200 люкс;

соблюдать благоприятные параметры микроклимата в помещении, а именно: температура воздуха 19-21 градус Цельсия, относительная влажность – 55-62%;

заземлить все электроприборы, максимально удалить пользователя от сетевых розеток и проводов электропитания и т.д.

Особое  внимание следует уделить профилактике зрительного и общего утомления  на уроках с применением компьютера. Так, например, следует осторожно  предлагать индивидуальные задания  за компьютером детям, имеющим серьезные нарушения зрения, невротические расстройства, судорожные реакции.

При организации урока с применением современных ТСО следует помнить, что продолжительность непрерывных занятий с компьютером для детей 6-11 лет составляет не более 15 минут. Следует отметить, что на уроках, которые проводятся учителями начальных классов в соответствии Концепцией информатизации начальной школы [3] каждый ребенок непрерывно работает с компьютером гораздо меньше этого времени.

    Внеурочное применение компьютера в начальной школе, например на занятиях в кружке, можно организовать не ранее чем час после окончания уроков. Такие занятия следует проводить  не чаще, чем два раза в неделю, продолжительностью не более часа.

Профилактикой зрительного и общего утомления  детей является систематическое  проведение учителем начальной школы  гимнастики для глаз и осанки, физкультминуток, динамичных игр и эстафет во время урока. Не стоит пренебрегать паузами во время урока, даже если дети часто вставали со своих мест и перемещались по классу. Практика показывает, что если на несколько секунд ребенок закроет глаза, услышит музыку или представит себе что-нибудь приятное по просьбе учителя, то ткань урока не будет нарушена. Результативность дальнейшей работы возрастает.

Особое  внимание следует уделить разъяснительной работе с родителями. С увеличением парка домашних компьютеров возрастает необходимость информирования родителей младших школьников о мерах профилактики нарушений здоровья, об организации рабочего места ученика, о временных ограничениях пребывания перед экраном не только компьютера, но и телевизора. Достаточно сложно предотвратить потерю зрения учащими, соблюдая рекомендации ученых в школе, когда дома младшие школьники предоставлены сами себе и бесконтрольно проводят время за компьютерными играми, часами смотрят телевизор. Конечно, выходом из подобной ситуации могла бы стать широко распространенная ранее практика занятости учащихся начальной школы в кружках и спортивных секциях во второй половине дня. Но эту организационно-педагогическую задачу не в силах решить один учитель. Зато он может каждое родительское собрание начинать с разговора о том, что охрана и укрепление здоровья ребенка во всех его аспектах – долг окружающих взрослых.

Для того чтобы информатизация образования не нанесла вреда здоровью младших школьников, учитель начальных классов может сделать следующее:

Строго соблюдать санитарные требования организации рабочего места в кабинете.

Контролировать время пребывания ребенка за компьютером во время урока, в течение учебного дня.

Организовывать физкультминутки и психологические паузы на каждом уроке. Проводить беседы с учащимися с целью формирования представлений о безопасном пользовании компьютером не только как электроприбором, но и как источником информации.

Разъяснять родителям, другим представителям младших школьников суть здоровьесберегающих действий, которые позволят предотвратить или ослабить негативное влияние электромагнитных и электростатических полей на здоровье детей. Особое внимание уделять профилактике компьютерной зависимости, разъясняя причины и последствия ее возникновения.

Использовать в образовательном процессе электронные учебные материалы, соответствующие не только дидактическим принципам отбора содержания, но и эргономическим законам восприятия информации. Повышать уровень компетенции в этом направлении.

Безусловно, использование возможностей современного компьютера и созданных на его  основе технологий в начальной школе актуально, социально значимо и личностно востребовано участниками образовательного процесса. При этом сохранение и укрепление здоровья младших школьников в условиях информатизации должно быть приоритетной идеей методических поисков и организационных решений.

Глава 3. Выявление соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

В настоящее время существует мнение, что именно педагог способен сделать для здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Именно в образовательном учреждении обучающиеся проводят значительную часть дня, и помочь им сохранить здоровье – проявление профессионализма педагога.

Что же может сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

Во-первых, это создание условий работы: соблюдение температурного режима, Санитарных Правил и Норм, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.

Во-вторых, тщательная разработка уроков с использованием ИКТ, включающая в себя динамические паузы, физминутки, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Насыщая учебные программы новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом и использованием различных средств ИКТ, педагоги часто забывают о возможностях ученика, его физических и психических характеристиках. В результате страдает качество знаний, а некорректное педагогическое воздействие может ухудшить здоровье школьников.

Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ — подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.

Цель  здоровьесберегающих образовательных технологий обучения при использовании средств ИКТ:  обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса:

организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиН;

рациональная организация двигательной активности обучающихся;

система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология при использовании ИКТ это:

- условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания, адекватность использования информационных технологий);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями к работе с компьютером);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям обучающегося;

- соответствие нормированного времени использования компьютера;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.



3.1Анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.














Перерыв во время работы за компьютером








Освещение при работе на компьютере





Зарядка для глаз














Жалобы, возникающие при работе на компьютере














Контроль родителей за работой на компьютере


Компьютерная игра
























Компьютер отрицательно влияет на здоровье учащихся, особенно в том случае, если не соблюдать санитарно – гигиенические требования работы с компьютером.


3.2 Из опыта работы учителя по использованию презентаций.

Собственный опыт показывает: если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Особенно часто это наблюдается у младших школьников при условии, что презентация занимает более 15 минут урока и проводится в условиях приглушенного света. Дети - не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала. Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему урока.

Вывод первый: Всё зависит от творческого подхода учителя. Хороший урок презентация украсит, плохому – всё равно не поможет.

Второе, о чём надо задуматься перед составлением урока: является ли использование ЭОР столь необходимым на этом конкретном уроке? Использование ИКТ - технологий на уроке не всегда оправдано. Урок должен быть привычным, удобным для учащихся и учителя. Размещение аппаратуры должно быть стационарное. Проектор прикреплён к потолку. Провода убраны в кабель-канал. Такое размещение не только удобно, но и соответствует требованиям безопасности.

Важно определить место и время работы с ЦОР в структуре урока.

Отбор материала должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

актуализация знаний;

сопровождение объяснения учителем нового материала;

первичное закрепление знаний;

обобщение и систематизация знаний.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимся. Вопросы такой беседы можно представить на слайдах, но не в виде простого текста, а как небольшой видеоряд. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».

При объяснении нового материала слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися. При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Он может и не нести очень важной информации, но обязательно должен быть связан с темой урока.

Первичное закрепление можно представить в виде нескольких слайдов, на которых представлены 1-2 задания, и ещё пары слайдов, где показывается правильное решение.

Если презентация задумана на всех этапах урока, то части её лучше отделить различными фонами, однако стиль оформления должен восприниматься как единое целое.

Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.

Обобщение и систематизация знаний часто занимает целый урок. Если при изучении темы ни разу не использовалась компьютерная наглядность, а потом вдруг появилась на уроке-закреплении, то учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить ещё некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.

Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста.

Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение на слайде очень хорошо воспринимается учащимися.

Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя.

Второй вывод: грамотная, продуманная, вписанная в структуру урока презентация или ЦОР учебному процессу приносит пользу.

Основным инструментом учителя всё же остаются классная доска и мел. А на использование новых компьютерных средств обучения отводить максимально 10 минут урока.

Вывод третий: при использовании ИКТ - технологий строго соблюдай новые требования СанПиНа.

Использование даже этих трёх рекомендаций поможет повысить эффективность процесса обучения, не перегрузить детскую психику и сохранить здоровье подрастающего поколения.















Заключение

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества. Перенасыщение урока ИКТ – вред не только здоровью учащихся, но и их знаниям. При разработке урока с использованием компьютерных технологий уделяется особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.

В вопросах профилактики заболеваний должны выполняться основные требования:

    • Эргономичная организация рабочего места:

    • Нормированное время работы за компьютером

    • Выполнение упражнений для снятия усталости и зрительного напряжения

    • Использование мониторов с защитным экраном

    • Ежегодное проведение профилактических осмотров у специалистов

    • Самопрофилактика заболеваний, связанных с работой за компьютером

Выполнение релаксационных упражнений по снятию утомления.

Оптимальная поза при работе с компьютером


  • Идеальный вариант освещения – приглушенный рассеянный свет;

  • Экран монитора должен быть абсолютно чистым;

  • Монитор и клавиатура должны быть расположены на столе прямо;

  • Центр экрана должен быть примерно на уровне ваших глаз;

  • Экран монитора должен быть удален от глаз на 50-60 см;

  • Уровень электромагнитного излучения сбоку и сзади монитора выше, чем спереди, поэтому лучше установить компьютер в углу комнаты

  • Делайте чаще влажную уборку комнаты, где работает компьютер, проветривайте её.




Список использованной литературы

1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 2001г.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

3. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики [Текст] / Волкова С.И., Начальная школа. — 1990 — №7, 1991 — №7. 1992 -№7.8, 1993- №7

4. Гохберг Г.С. Информационные технологии, М., Академия, 2006.

5. Дворецкая А.В., Основные типы компьютерных средств обучения. [Текст] / А.В. Дворецкая, 2006. – 159 с.

6. Демирчоглян Г. Компьютер и глаза. Физкультура и спорт, 2000, №4.

7. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза! / Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - № 8, стр. 56.

8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер./М: «ВАКО», 2007/

9. Грачева А.П. Методика обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кондидата педагогических наук, 2007/

10. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., № 2.

11. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000.

12. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.- М.: Академия, 2007.

13. Молокова А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) / под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. – Новосибирск: НГУ, 2004.

14. Молокова А.В., Осколкова Т.В. Электронные учебные материалы для начальной школы: Справочно-методическое пособие / Под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова. – Новосибирск: НГУ, 2003.

15. Островский М.М. Компьютер, зрение и безопасность. Наука и жизнь, 2005, №3.

16. Педагогико – эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

17. Пивоваров Ю.П. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье и профилактика его вредного воздействия. Медицинская помощь, 2002, №4.

18. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе/ Начальная школа. 2002. №5. С.19-21.

19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

20. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [электронный ресурс] / http://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm

21. Сомов А.А. Компьютер и здоровье. Компьютер и современные технологии, 2006, №1.

22. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. Народное образование, 2003, №2.

23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 519 с.

24. Хоперская О. Осторожно, компьютер. Свет, 2000, №8.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!