СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика применения проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое изложение теории и конспекты уроков, проведённых в рамках указанной технологии

Просмотр содержимого документа
«Практика применения проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка.»

Методическая разработка.

Практика применения проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка.

(краткое изложение теории и конспекты уроков, проведённых в рамках указанной технологии)

Современный социальный заказ системе образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать: готовность к самоопределению, способность к рефлексии результатов своего труда, а также умение находить решение, выход из различных жизненных ситуаций. Для этого важную роль играет сформированность познавательной компетентности выпускника.

Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Личность ученика самоценна, у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании, тогда этот тезис можно воплотить.

Проблемно-диалоговое обучение – один из способов реализации вышеназванного подхода. Данная технология берёт начало в теоретических разработках Алексея Михайловича Матюшкина, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования.

В их основе определяющими являются два принципа: проблемность и диалогичность. Согласно первому, обучение должно представлять собой творческий процесс постановки и решения проблем. Согласно второму, обучение должно быть диалогом учителя с учениками. Иными словами, А.М.Матюшкин доказал, что ученики на уроке должны ставить и решать проблемы, причем непременно в диалоге с учителем.

Эта теоретическая идея потребовала разработки соответствующей технологии. Двадцать лет над разработкой технологии проблемного диалога работала Елена Мельникова, кандидата психологических наук, доцента кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО.

Я считаю данную технологию её детищем, все теоретические обоснования моих методов можно найти в её работах.

Почему же ПДО наиболее эффективный метод при формировании познавательной компетентности учащихся.

1. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.

2. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

3. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

4.Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

5.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Как открыть знания с учениками?

Существует IV этапа: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.

I этап. Постановка учебной проблемы

Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1) побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2) подводящий к теме диалог;

3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе из проблемной ситуации учащиеся осознают противоречие и формулируют проблему, в результате развиваются творческие способности. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся. Все способы постановки проблемы обеспечивают рост учебной мотивации.

Приведём примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.

  1.Побуждающий диалог.

Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

-создание проблемной ситуации;

-побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

-побуждение к формулированию учебной проблемы;

-принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

Тема урока «Правописание - Н - и - НН - в причастиях и отглагольных прилагательных».

выкраше..ый – выкраше..а

краше..ый мною – краше..ый пол

- У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему?

- Почему слова записаны парами

- Какова тема урока?

2.Подводящий диалог

Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока.

Тема урока « Дефисное написание наречий».

Даны слова:

еле-еле                    по-волчьи               во-первых          где-то, когда-либо

мало-помалу          по-хорошему          в-третьих           как-нибудь

чуть-чуть                по-немецки             в-пятых             кое-где, кое-как

-Что объединяет слова?

-Почему они записаны группами?

-От чего зависит правописание наречий через дефис?

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Учитель сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать приём «яркое пятно», который состоит в сообщении учащимся интересного материала, связанного с темой урока (сказки, легенды, шутка, загадка, занимательные задания):

Ряд существительных в русском языке имеет отглагольное происхождение (например, жир от жить, пир от пить). От какого глагола могло образоваться слово врач?

Ещё один приём – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможность использовать их в жизни.

Тема урока «Пунктуация».

- Что изучает пунктуация?

- Зачем нужна пунктуация?

- Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему?

Делегация выезжает утром встречайте.

Я не видел брата товарища и его сестру.

II этап. Поиск решения.

Как искать решение проблемы:

1) классический

2) сокращённый

1) Классический. Через выдвижение гипотез и их последующую проверку, гипотезы могут быть ошибочные, но принимаются все. Практика показывает, что лучше не увлекаться выдвижением избыточного количества гипотез. Во-первых, их можно не успеть проверить на уроке, во-вторых, дети начинают «заигрываться», и говорят ради того, чтобы сказать, а не ради того, чтобы прийти к правильному ответу.

Тема урока «Правописание суффиксов -чик-, во втором с -щик-».

Открывается запись на доске, учащиеся видят два столбика слов:

извозчик

перебежчик

разведчик

разносчик

лётчик

обойщик

фонарщик

съёмщик

формовщик

гонщик

Учитель: посмотрите на эти слова. В первом слова с суффиксом -чик-, во втором с -щик-. Это неслучайно, это поможет вам открыть правило. Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам).

Ученики: в словах с приставками пишется суффикс -чик-, без приставок -щик-; после звонких согласных пишется суффикс -чик-, после глухих – суффикс -щик- (ошибочные гипотезы)

Учитель: так (принятие ошибочных гипотез). Все так думают? Кто не согласен? (побуждение к проверке)

Ученики: в слове «разносчик» - глухой согласный С, а суффикс -чик-; в слове «лётчик» нет приставки, а суффикс -чик-.

Учитель: есть ещё новые идеи? (побуждение к гипотезам). Прочитайте первый столбик, вслушайтесь в звучание, обратите внимание на орфографию (подсказка к решающей гипотезе)

Ученики: после определённых согласных пишется суффикс -чик-, после других – суффикс -щик-.

Учитель: как эту мысль проверить? (побуждение к проверке). Что нужно сделать со словами каждого столбика? (подсказка к плану). Что дала проверка?

Ученики: нужно подчеркнуть буквы перед суффиксами (план проверки). В словах первого столбика пишутся д-т, з-с, ж; в словах другого столбика – остальные (аргумент). В первом случае пишется суффикс -чик-; во втором суффикс -щик- (формулировка правила – открытие нового знания)

2) Сокращённый. Через подводящий диалог. Он разворачивается от чётко сформулированной учебной проблемы, после идут логически продуманные, посильные для ученика вопросы, которые приводят к открытию нового знания.

Тема урока «Правописание разделительного Ъ»

Учитель: прочитайте два столбика слов.

Ученики: читают:

поезд

выезд

заезд

въезд

подъезд

объезд

Учитель: в словах какого столбика пишется разделительный Ъ?

Ученики: второго

Учитель: где именно в слове пишется разделительных Ъ?

Ученики: после приставки

Учитель: на какую букву оканчиваются эти приставки? Сравните первый и второй столбики.

Ученики: в первом столбике на гласную, во втором на согласную

Учитель: с какой буквы начинается корень?

Ученики: с гласной

Учитель: значит, какой мы можем сделать вывод?

Ученики: разделительный Ъ пишется после приставок на согласный перед гласным (открытие нового знания)

Учитель: перед какими гласными буквами ставится Ъ? и т.д.

III этап. Выражение решения.

Знания необходимо воспроизводить (проговаривать, повторять). Различают воспроизведение знаний репродуктивное (выучи – перескажи) и продуктивное (составление опорных сигналов). Практически любое задание может быть выражено опорным сигналом, главное, чтобы по этой схеме можно было рассказать новое правило.

Тема урока «Правописание суффиксов -чик-, во втором с -щик-».






Д З Ж

Т С




-чик-













Д З Ж

Т С




-щик-







IV этап. Реализация продукта.

Цель: показать своё творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.

В заключение отметим, что ПДО позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят успешно формировать познавательную компетентность учащихся.



Урок в 5 классе.

Суффиксы -ек- / -ик- (-чик-)

(работа представляет конспект урока с пошаговым действием учителя и учащихся, представлены реальные ответы учеников, в классах которых был проведён урок)

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос – М.: Дрофа,2014.

Оборудование: интерактивная доска, слайды по теме

Цель:

Понять, как правильно употреблять эти суффиксы в устной и письменной речи.

Задачи:

1. Вывести правило правильного употребления этих суффиксов

2. Научиться применять это правило на практике

Ход урока:

I. Вывод на тему, цель, задачи урок (создание проблемной ситуации):

Двум ученикам предлагается написать на обратной стороне доски ряд слов под диктовку (остальные ученики делают записи у себя в тетради), после этого записи сравниваются (т.к. тема новая, то обязательно будут расхождения):

Карманчик, носик, зайчик, комочек, листочек, платочек.

Вопросы (подводящий диалог):

  1. Одно было задание? Да

  2. Почему разные ответы? Возможны попытки решить новую проблему старыми средствами, в конце концов, приходят к выводу – столкнулись с незнакомым явлением

  3. Кто прав? Почему? Можем мы ответить/выбрать точно? Не можем решить на данном этапе

  4. В какой части слова орфограмма? В суффиксе

  5. Чем будем заниматься на уроке? Выводить новое правило

  6. Какая цель? Задачи урока? См. выше

II. Вывод правила (классический приём – через выдвижение и проверку гипотез):

  1. Какие гипотезы можем выдвинуть, чтобы узнать, как пишутся эти суффиксы?

- правописание зависит от смысла слова

- правописание зависит от словообразования

(рассматривая первую версию, приходим к выводу: все слова имеют уменьшительно-ласкательное значение, которое вносят эти суффиксы)

  1. Рассмотрим схему (словообразовательные цепочки нескольких слов высвечиваются на интерактивной доске: слайд I (всё, что выделено цветом - интерактивно))

Если слова изменить, то в одном случае из суффикса выпадает гласный, а в другом – этот гласный остаётся, суффикс не меняется.

  1. Проверим на других примерах: слайд II (всё, что выделено цветом - интерактивно)

  1. Сформулируете правило: (формулируется правило правописания суффиксов -ек-/-ик-(-чик-)

  2. Сверимся с учебником стр. 252

  3. Какую задачу решили? Первую

III. Отработка правила:

  1. Из упр. 710 – 711: обратите внимание на графическое обозначение изучаемой орфограммы

  2. Работа в группах. Класс делится на группы, повторяют правило, после участвует в соревновании: какая группа больше наберёт правильных ответов, вставляя гласный в слова, где пропущены буквы в суффиксе: слайд III (всё, что выделено цветом - интерактивно)

  1. Текущая самостоятельная работа с самопроверкой. Записать под диктовку несколько предложений, увидеть слова с новой орфограммой, объяснить их правописание:

Из семени проклюнулся слабый росточек. Никто не мог и подумать, что он превратиться не во вкусный арбузик, а в прелестный цветочек.

Самопроверка (см. план самопроверки в статье «Самопроверка в рамках уроков, проводимых по технологии оценивания»)

  1. Какую задачу решили во второй части урока? Вторую

IV. Рефлексия:

  1. Над какой проблемой мы сегодня работали? Правописание суффиксов существительных -ек-/-ик-(-чик-)

  2. Что интересного было для вас именно сегодня? Ответы разные, которые касаются и содержания урока, и формы проведения:

- понравилась работа в группах и соревнование

- нравится работать с интерактивной доской

- доволен, что моя гипотеза была верной

- нравится, что всё в языке взаимосвязано, словообразование + формообразование = орфография

- и т.д.

  1. Вернёмся к началу урока и исправим ошибки, допущенные вначале.

(выходят те же ученики, что и в начале урока, исправляют свои ошибки, комментируют их)

V. Домашнее задание:

Параграф 90, упр. 711

Урок в 6 классе.

(работа представлена в виде конструкта урока, с пошаговым действием учителя и учеников, помимо подробного описания технологии продуктивного чтения в работе обращается внимание на УУД (универсальные учебные действия), которые развиваются у детей на уроках данного типа)

Тема: Понятие о деепричастии.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос – М.: Дрофа,2014

Цели, какая деятельность учеников:

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, рисунки), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

ЛР: анализировать и характеризовать значение “дополнительное действие”, устанавливать связь деепричастий с глаголами, деепричастий и глаголов-сказуемых с подлежащим (производителем действия), находить ошибки в употреблении деепричастий в предложении.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Актуализация изученного

Грамматическая разминка. (по вариантам)

  • Выпишите глаголы и определите их вид, возвратность.

  • Глаголы нередко поясняются неизменяемыми частями речи – наречиями. Наречия отвечают на вопрос как? Выпишите все словосочетания гл.+нар.

Грозно клубятся тучи, тают в алом блеске. Волна пронеслась, сверкнув во тьме.

Правильный ответ:

Возможные ошибки:

Клубятся – несов., возвр.; тают – несов., невозв.; пронеслась – сов., возвр.

Сверкнув – сов., невозв., сверкнув во тьме.

Клубятся (как?) грозно

Пронеслась (как?) сверкнув



Познавательные УУД

1. Анализировать, классифицировать, группировать.

2. Аргументировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять взаимодействие в парах (группах).

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

2. Строить связное монологическое высказывание.

II. Введение в тему с постановкой проблемы урока


1.Стадия вызова через удивление:

- Что вас удивило?

- Что интересного заметили?

- Почему одно и то же слово попало в разные части речи?

- Как предположительно называется эта часть речи? (деепричастие)

2. Постановка проблемы урока.

  • Сформулируйте тему урока и его цель. (В чём особенность деепричастия как части речи? Как его увидеть в тексте?)

  • Какие задачи мы решим, чтобы достичь цели? (Что оно обозначает? Какие признаки глагола? Какие признаки наречия? Чем является в предложении? Как образовано?)

3. Запись темы в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

III. Решение проблемы. Теория


1. Наблюдение над текстом для определения особенностей деепричастия, над словами, обозначающими добавочное действие.

Упр. 505 (предложения напечатаны на листочках, чтобы выделять, подчёркивать, дописывать по усмотрению ученика)

Подводящий диалог:

  • Назовите слова, обозначающие добавочное действие.

  • Как вы их нашли, на какой вопрос они отвечают?

  • Каким членом предложения являются?

  • Какое основное действие они сопровождают? Чем выражено это основное действие?

  • Прочитайте только глаголы и назовите деепричастия, конкретизирующие, уточняющие их.

  • Проведите эксперимент: попробуйте исключить основное действие из предложения, затем добавочное. Что заметили?(без основного глагола не может быть деепричастия)

  • Обозначьте суффикс деепричастия. Как образованы деепричастия? (от глагола с помощью суффиксов а/я, в, ши, вши)

  • Есть ли у деепричастия окончания? Почему нельзя сказать, что оно нулевое?

2.Выведение правила

  • Что такое деепричастие? (ответ может быть с опорой на вопросы учителя)

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять модель, подбирать аналогии).


VI. Практика. Развитие учебно-языковых и речевых умений.


1.Что такое деепричастие мы выяснили, осталось научиться видеть его в потоке других частей речи.

Составляется алгоритм:

  1. Нахожу слово, обозначающее добавочное действие, обозначенное деепричастием, к которому можно задать вопросы как? что делая? что сделав?

  2. Смотрю на суффиксы, с помощью которого оно образовано

  3. Определяю изменяемое это слово или нет

Упр.500 (устно с объяснением по алгоритму)

2.Упр. 501 Спишите предложения, подчеркните глаголы и деепричастия как члены предложения.

Фронтальная проверка.

Познавательные УУД

1. Составлять алгоритм действий.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.

3. Анализировать, сравнивать, группировать; конструировать.

Коммуникативные УУД

1. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

2. Строить связное монологическое высказывание.

VII. Итог урока


  • Что вы узнали на уроке о деепричастии? Приведите примеры деепричастий.

  • Назовите ключевые слова определения деепричастия

  • Какие трудности могут встретиться при нахождении деепричастий в речи (в предложении)?

  • Какую рекомендацию вы можете дать, чтобы избежать ошибок в определении деепричастия?


– Оцените результат работы на уроке: знаю; понимаю; понимаю частично; не понимаю

– В каком направлении будете работать дома?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.


&43, 46, Упр. 503.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!