СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация первоклассников к школьной среде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация в первом классе — особенный и трудный период в жизни ребенка, в ходе которого происходит ознакомление и вживание в новую социальную роль — обучающегося, осваивается новая деятельность — учебная, меняется социальное окружение.

Поступление в школу — стрессовая ситуация для большинства детей, поэтому и адаптация ко многим из них приходит тяжело. От того, как она пройдет, во многом зависит их дальнейшее развитие и успеваемость.

Период адаптации ребёнка к школе может длиться от двух-трёх недель до полугода. На продолжительность адаптации влияют многие факторы: индивидуальные особенности ребенка, вид учебного заведения, программы обучения, подготовленность ребенка к школе. Но главным я считаю готовность ребенка к школе. Она складывается из уровня мотивационного развития, достаточного для обучения в школе, а также уровня развития произвольного поведения и интеллекта.

Ребенок, который готов к школе, хочет учиться, потому что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе, а именно позицию, которая открывает доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сочетание этих двух потребностей и формирует внутреннюю позицию школьника. Эта внутренняя позиция признается главным критерием готовности к школьному обучению.

Важной частью психологической готовности к школе является способность ребенка общаться с детьми, потому что учебная деятельность является коллективной. Также важна эмоциональная зрелость, то есть способность долгое время выполнять задания, которые не приносят удовольствия. Самое главное для первоклассника в этот сложный период — разумная поддержка семьи. Родители должны серьезно отнестись к тому, что теперь их ребенок — школьник. Нужно понимать: то, что делают в школе, важно не только для результата, но и для самого процесса учебы.

Адаптация к школе проходит сложнее у детей с определенными особенностями нервной системы. В группе риска дети с гиперактивностью или с повышенным порогом утомляемости. У них сниженная способность концентрироваться и сидеть на месте, им сложно усваивать новый материал. Так же остро адаптация проходит у одаренных детей: у них уже есть базовые знания, и они могут начать скучать на уроках. Для одаренных детей рекомендуют переходить на индивидуальное или дистанционное обучение. Проблема могут быть и в завышенных требованиях со стороны родителей — ребенка не стоит требовать от него всего и сразу, это естественный процесс адаптации.

Адаптация первоклассников по ФГОС — это процесс привыкания к условиям школьной жизни, в котором внимание уделяется социальной составляющей — ребенок должен «вжиться в роль ученика».

С введением ФГОС подходы к сути адаптации изменились, а перечень критериев успешной адаптации значительно расширился. В начальной школе делается акцент на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе с учетом индивидуальных особенностей школьников.

Адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, затрагиваемые при поступлении в школу. Высокая адаптация отличается быстрым привыканием к новым условиям с момента поступления в школу до окончания второй четверти учебного года. Ребенок имеет сильную мотивацию к школе, легко справляется с заданиями учителя, активно участвует в учебной и внеучебной деятельности.

Средняя адаптация характеризуется привыканием к школе до окончания третьей четверти. Учащийся не нарушает дисциплины, выполняет задания учителя по программе без ошибок, поддерживает дружеские отношения со одноклассниками.

Низкая адаптация проявляет себя через сложности, с которыми ребенок сталкивается в первые полгода обучения. Он не усваивает программный материал в полном объеме, его часто отвлекают, вызывая утомление. У такого ребенка мало друзей среди одноклассников.

Для успешной адаптации первоклассников необходимо соблюдать условия: организовать учебно-познавательную деятельность, создать комфортные условия для общения, проводить оздоровительно-профилактическую работу, следовать щадящему режиму школьных занятий, соблюдать санитарно-гигиенические требования, организовывать активный досуг во внеурочное время, формировать положительный настрой к новому статусу ученика в семье, использовать мониторинг уровня адаптации школьников. Профессионализм педагогов играет важную роль в реализации этих условий.

03.04.2024 18:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!