СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука физического здоровья для учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Есть немало попыток дать научное или околонаучное определение физическому здоровью. Они, как правило, грешат обилием терминов и деталей. Я отдаю себе отчет, что сложное нельзя объяснить просто, но в многословных определениях мы за «деревьями» теряем «лес». То есть откопать основной смысл в них не просто. Мне же нравиться следующее: уровень физического здоровья – это интенсивность проявления жизни в нормальных условиях среды. В самом деле, вялого человека мы участливо спрашиваем: - «ты что болен?» А активному, везде успевающему, всем интересующемуся завидуем – ну и здоров! Но если согласиться с этим определением, то при широком взгляде обнаруживаются интересные парадоксы. Например, можно встретить высокий уровень здоровья среди социальной категории инвалидов, а множество полноценных физически людей производят впечатление недообследованных. Но это отдельная тема. От чего же зависит этот самый уровень физического здоровья человека. А он зиждется на физических усилиях, сопротивлении крайностям температуры среды, голоду, микроорганизмам. Да есть еще влияние наследственности, но генетические повреждения редки, а предрасположенность, к какой либо болезни не приговор. Обязательно кто-то напомнит о плохой экологии. Согласен, влияет, но не сравнимо с влиянием на здоровье образа жизни человека. Опять прописные истины – навязли на зубах, у всех на слуху. Да, на слуху, но в сознание не проникли, душу не зацепили. Мы по-прежнему обвиняем в своих болезнях кого угодно (врачей, правительство, Колумба, соседей, предков, производителей пищевых продуктов, проклятых империалистов, демократов и т.д.), кроме истинных виновников – самих себя.

Можно ли измерить здоровье? Н.М.Амосов предложил термин «количество здоровья». Количество здоровья – это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь (пример из ботаники – морозостойкость растений). Его можно выразить в понятии «резервные мощности». В свою очередь, эти резервные мощности следует выразить через коэффициент резерва, как максимальное количество функции соотнесенное к ее нормальному уровню. Пример из физики: при движении по ровной дороге от мотора автомобиля требуется 15 лошадиных сил, а максимальная его мощность 75 л.с. следовательно, есть пятикратный запас мощности, который можно использовать для движения в гору. Вернемся к человеческому организму. Возьмем хотя бы «мотор» - сердце. Предположим, что в покое оно даёт 4 литра в минуту, и этого достаточно, чтобы обеспечить кислородом организм в покое. Тренированное сердце имеет пятикратный запас мощности, т.е. может выдать 20 л/мин, а слабое только 6 л/мин. Таким образом, если при тяжелой физической нагрузке (подняться по лестнице на 9 этаж) сильное сердце благодаря резерву сохранит качественные показатели насыщения организма кислородом, а нетренированное обречет снабжаемые им ткани на кислородное голодание уже через пару минут. Этого достаточно чтобы вызвать приступ стенокардии, головокружения и всякие другие симптомы. А если, не дай бог, болезнь, повышенная температура, потребность в кислороде у тканей увеличивается вдвое, а где слабому сердцу взять такие резервы, если оно всего выдает 6 л/мин. Вот и умирают люди от «осложнений со стороны сердца». И такая ситуация не только с сердцем, но и с другими системами организма, органами и даже клетка ведет себя аналогично.

Но природа несказанно милостива – мы можем изменить данность, мы имеем счастливую возможность улучшить себя, добавить своему организму резервные мощности. Почему же не делаем этого, почему же наоборот глушим, всячески засоряем его. Подумайте сами, на этот счет у каждого будет свое мнение.

Разобрав физическое здоровье человека, в общем, перейдем к учителю конкретно. В чём принципиальное отличие? Да нет такового. Есть лишь заболевания характерные для учителя. Основные нарушения здоровья педагогов: нервные расстройства, сердечнососудистые нарушения, остеохондроз, расстройство пищеварительной системы, патология зрения. Основная нагрузка на психоэмоциональную сферу (переутомление и истощение ЦНС). Кроме того, исследования, проведенные сотрудниками кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО, показали, что для педагогов характерна тенденция выходить на работу в школу, несмотря на болезнь и сокращать время пребывания на «больничном». Высокое чувство долга педагога по отношению к своей работе не дает ему бережно отнестись к себе и своему здоровью. Но не надо думать, что это неизбежное следствие нашей профессиональной деятельности. Не лучше ли высокое чувство долга направить на профилактику болезни. Фактически все перечисленные заболевания являются последствиями малоподвижного образа жизни. Мы не можем избежать жизненных стрессов, но их негативные последствия (скачки давления, повышение кислотности желудочного сока, угнетение иммунитета кортикостероидами) можно сгладить занятиями физической культурой. Вижу в ваших глазах вопрос: где взять время, если тетради ночью проверяем. А это вопрос оптимального режима. Давайте прямо сейчас и попробуем. Напишите свой обычный день, так сказать, от подъема до отбоя. Вам для начала достаточно ввести туда полчаса физических упражнений. Желательно в середине дня, в промежуток от 12 до 19 часов. Но можно и утром до работы, но чтобы не торопиться или вечером, но не в ущерб сну. Ничего не получается? Некуда вставить, ничего не двигается? А теперь представьте, что вы уже заболели – сколько времени вы потратите на больницы и лечение? Уж точно больше получаса в день и все ваши неотложные дела будут ждать. Так что посмотрите еще раз, может быть можно уделить своему здоровью и хорошему самочувствию 30 минут. Если опять не получается, подсказываю: физические упражнения идеально совмещаются с детскими играми. Вы же играете с собственными детьми. Или с выгулом домашнего любимца – собаки. И те и другие с удовольствием поддержат вас. Можно физкультуру совместить с просмотром телевизора. А некоторые дорогу на работу и с работы превращают в стадион здоровья. Так что загруженность делами не причина для безалаберного отношения к своему организму.

Итак, основные направления профилактики - повышение двигательной активности, оптимизация условий труда и отдыха, ну и рациональное питание.

Еще немного мудрых слов от академика Н.М.Амосова:

1.в большинстве болезней виновата не природа, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

2.не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым.

3.чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек к счастью столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.

4.величина любых усилий определяется стимулами, стимулы – значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще характером!

5.Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время и умение отдыхать. И еще пятое – счастливая жизнь! К сожаленью без первых условий она здоровья не обеспечивает.

6. Природа милостива – достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум рост минус 100.

8. Уметь расслабляться – наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!

9. О счастливой жизни. Говорят что здоровье – счастье уже само по себе. Это неверно; к здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и в работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь – она уже точно несчастье.

Так стоит ли биться за здоровье? Подумайте.

А теперь дорогие учителя исключительно конкретика:

  1. Очень хорошо от простудных и инфекционных заболеваний помогает массаж биологически активных точек по методике А. Уманской. Материал об этом лежит на 19 компьютере в общих документах. Проверено на себе в течении 2 лет. Снижение заболеваемости на 90%.
  2. Умению правильно распределять время и усилия в быту учит система «Летающая леди». Можно найти в интернете или в №4-10 за2010г. Журнал «Физкультура и спорт».
  3. Оптимистичное отношение к жизни и препятствиям в ней помогают обрести книги В.Леви. причем помогают, даже если вы не пользуетесь изложенной методикой. Удивительно, но факт.

Пожалуй, пока хватит. Будьте здоровы.

Категория: Физкультура
20.10.2023 12:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!