СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буклеты. Развитие мелкой моторики рук.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Дидактическая игра «Покорми поросенка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Задачи: развитие зрительно-моторной координации, формирование правильного дифференцированного захвата и скоординированности мелких движений пальцев рук.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш поросенок проголодался и его нужно покормить. Дети берут из баночки фасоль, макароны и кладут в отверстие рта. (Игру актуально использовать в индивидуальной работе).

Советы для родителей.

Как развивать мелкую моторику рук у детей.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. Сухомлинский

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость». Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача педагогов и родителей превратить обучение в увлекательную игру.

Развивать мелкую моторику рук помогают игры с крупами

1. «Рисование необычным способом» Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (манку, гречку, пшено). Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, ёлочку, шарик). Крупа приятна на ощупь. Происходит развитие тактильных ощущений.

2. «Сухой бассейн» Насыпьте в миску 2-3 вида разной крупы (манка, пшено, рис). Пусть ребёнок перебирает, пересыпает. Это отличное релаксационное упражнение.

3. Игра «Прятки» Возьмите небольшого размера тазик, на дно положите какую-нибудь маленькую игрушку, например, из киндер-сюрприза. Насыпьте крупу (манку, горох, гречу). Предложите ребёнку отыскать игрушку с помощью рук.

4. «Рисование фасолью» Предложите ребёнку выложить с помощью семян фасоли предметы, например, воздушный шарик, лесенку, солнышко, флажок. Это задание потребует от ребёнка аккуратности, усидчивости, развития воображения.

5. Игра «Волшебное сито» Перемешайте в миске два вида крупы, например, манку и фасоль. Предложите ребёнку помочь разобрать их в разные чашки. Начните вместе с ребёнком отделять фасоль от манки вручную. Можно предложить ребёнку захватывать фасоль по одной с помощью одной руки, затем двумя руками одновременно. Ребёнок почувствует, как это долго. Покажите, как при помощи сита легко отделить одну крупу от другой. Ребёнок с удовольствием присоединится к просеиванию манки сквозь сито. Для него этот процесс будет подобен волшебству.

«Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Дидактическая игра «Соберём грибочки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, закрепление счета.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь белочке собрать грибочки и посушить. Затем угостить гостей белочки грибами. При затруднении детей в выполнении задания показываю способ расстегивания пуговиц. Когда ребенок справится с заданием предлагаю поиграть с зверятами, сосчитать грибочки, разложить грибочки по кучкам, а затем приступить к застегиванию. Процесс застегивания для детей труднее, но дети быстро справляются и с этим заданием, главное научить действовать двумя руками, скоординировать движения рук.

Консультация для родителей

«Играем с пуговицами»

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Сейчас дети мало тренируют движения пальцев рук, им нужны специальные упражнения и игры для развития мелкой моторики. Одним из этих упражнений и являются игры с пуговицами.

В каждом доме есть коробка с пуговицами, необходимыми в "хозяйстве".

В ней могут быть пуговицы разные по цвету, размеру, форме, материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, деревянные, металлические, кожаные.) Такое разнообразие материала не успеет надоесть ребёнку.

Пуговицы вызывают особый интерес у детей. Ребёнка привлекает необычность, нетрадиционность материала для игр.

Занимаясь с ребёнком, используйте творчество. Используя пуговицы, расскажите сказку, можно придумать её по ходу игры; загадайте загадку, прочитайте стихотворение. Это ещё больше увлечёт ребенка.

Игры с пуговицами помогают развивать:

  • мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • точность, внимание;
  • математические способности (величина, форма, цвет, счёт);
  • художественный вкус и творческое начало.

С малышами можно выкладывать картинки из пуговиц: нарисуйте схематично домик, кораблик, солнышко и т.д. и предложите ребёнку выложить пуговицами рисунок или закрыть отверстия. Можно использовать специальные картинки для выкладывания пуговиц, выкладывать разнообразные сюжеты. Со старшими детьми можно использовать пуговицы для выкладывания букв, закрепить математические понятия: счёт, цвет, величину. Можно предложить старшему ребёнку самостоятельно пришить пуговицу. Играя с ребёнком в пуговицы, ырабатываются умения управлять своими движениями, ловкость пальцев, внимание, умственная деятельность, творчество, речь.

В играх с ребёнком дайте вашим пуговицам вторую жизнь!

«Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Дидактическая игра «Разноцветные крышечки»

Материал: Набор пластмассовых прозрачных баночек с прорезью в крышке, четырёх основных цветов, крышки разного цвета, контейнер для крышек.

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвет, развивать умение просовывать крышку в прорезь, развивать сенсорное восприятие, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, целеустремлённость.

Ход игры:

• Поставить перед детьми баночки разного цвета.

• Предложить рассмотреть крышки, баночки, найти прорезь.

• Обратить внимание детей на баночки и крышки, называя их цвет: «это крышка красная, а вот и баночка тоже красная, положим крышку в её «домик».

Так все 4 цвета: • Побуждать детей к самоконтролю: «Посмотри, Саша крышка попала не в свой домик» ребёнок может открыть банку и переложить крышку.

• Самостоятельные действия ребёнка.

Особый интерес: яркое и удобное оборудование, детям этого возраста интересны повторяющиеся движения и манипуляция с предметами.

Консультация для родителей на тему:

«Игры с пластиковыми крышками»

Дидактическая игра «Крышки -занимашки»

«В наш современный, быстрый век,

Достиг всего уж человек.

Его ничем не удивить,

Но про неё нам не забыть,

О крышке говорим, друзья,

Ведь без неё никак нельзя»

Доказано, что развитие мелкой моторики рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления детей.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые крышки разных цветов и размеров.

Пластиковые крышки – это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Пластиковые крышки не только различны по величине, но и по цвету. Следовательно, простор для творчества открывается безграничный. Крышки от пластиковых бутылок – хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр по сенсомоторному развитию.

Начинать надо с простого. Например, распределить крышки по цвету. Далее учить закручивать и раскручивать крышки от пластиковых бутылок различных размеров и форм. Для этого советую создать игру «Фелония» (панно с пластиковыми крышками различных форм и размеров от бутылок и тюбиков),панно с цветами, где следует поместить цветок определённого цвета на своё место и закрутить крышки такого- же цвета.

Выкладывать «дорожки», «бусы», «змейки», «паровозики с вагончиками», «елочные гирлянды». Затем пробовать выкладывать из крышек фигуры (квадрат, круг, треугольник, спираль).

Советую сделать игру «Выложи узор» - изображения предметов, (я нашла и скопировала с интернета, затем распечатала в цветном изображении) (машина, клоун, паровозик, фигуры птиц, животных и т.д.).

Можно из крышек также выкладывать буквы, слова, цифры, примеры.

Предлагаю вместе с детьми научиться выкладывать пирамиды. Сначала маленькие, по 8—10 крышек в основании, затем все больше и больше. Например, первый ряд из белых крышек, второй ряд, — из красных, третий ряд, — из голубых. И выше, в той же последовательности. Это вертикальное чередование цветов, где каждый горизонтальный ряд будет одного цвета. Затем следует пробовать чередовать цвета в горизонтальном ряду. Далее, дети могут самостоятельно, просто выкладывали различные фигуры по памяти (дом, цветок, машина, и т.д.)

Крышки можно использовать и как «сухой бассейн», а также для различных настольных игр, например, в шашки. Или для создания массажных дорожек для ног.

Цветные крышки станут для вас с детьми настоящим увлечением! И, наблюдая за играми детей с ними, можно с уверенностью сказать, что этот вид деятельности способствует подготовке детей к школе, развивает моторику рук, координацию движений, психические процессы, интеллект, так необходимые во взрослой жизни.

Желаем удачи!

03.05.2019 13:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!