СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад из опыта работы по развитию речи детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по теме «Развитие речи у детей 2–3 лет»

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума…

В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова»

Д.С. Лихачёв.

Речь является одним из главных средств общения людей. Известно, что интеллектуальное развития ребёнка зависит от его уровня развития речи. Речь помогает ребёнку регулировать поведение, оценивать его.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

В своей работе по развитию речи с детьми, я широко использую игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видов деятельности малышей. Игра является для них яркой, эмоциональной, образцовой деятельностью, в которой ребёнок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний. Используемые мною игры на развитие речи сводят на нет пассивность малышей. Занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудование являются дополнительным стимулом для включения в игру маленького ребёнка. В сюжетно – ролевых играх малыши становятся «дочками и мамами», моряками, летчиками, шофёрами. Они играют в детский сад, в больницу, в магазин. У детей развиваются познавательные процессы, речь, мышление, внимание, наблюдательность. Они знакомятся с различными профессиями. У детей формируются начальные навыки ролевого поведения, дети учатся принимать на себя игровую роль. В нашей группе создан центр для развития речи, в котором расположены дидактические игры и пособия для развития речи. Игрушки для составления описательного рассказа. Пособия для развития дыхания, голоса, мелкой моторики рук. В своей работе я использую мнемотаблицы. Использование мнемотаблиц помогает малышам легко пересказывать стихи, сказки. Также я использую сказкотерапию. Сказкотерапия помогает развивать у детей речь, фантазию, логическое и образное мышление. В своей работе с детьми я использую пальчиковые игры. Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Хорошим средством для развития речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Дело в том, что мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики приносят детям радость, у них улучшается настроение. Так же в своей работе я использую театрализованную деятельность. Я считаю, что особое внимание необходимо уделять театрализованной деятельности и всем видам детского театра, потому что они помогают: - сформировать правильную модель в современном мире. - повысить общую культуру детей 2 – 3 лет. - знакомят малышей со сказками, музыкой, искусством, изобразительной деятельностью, правилами этикета, обрядами, традициями, но самое главное развивают речь детей. Эти игры пользуются у малышей неизменной любовью. Дети с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, произведения, стихи, потешки, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Малыши с удовольствием принимают черты характера знакомых персонажей, их мимику, жесты. Очень дети любят книги, различные виды театров. В своей работе я использую различные виды театров (плоскостной, на коврографе, пальчиковый театр, театр «шапочка»…) В нашей группе ведутся занятия по ознакомлению с окружающим миром. Многие малыши моей группы легко подражают речи взрослого, повторяя не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарём ребёнка, наблюдается и большой разрыв. Я стараюсь обеспечить постепенное усвоение детьми нового материала. В этих целях я широко использую игры: «Найди и принеси», «Покажи кружок». Эти задания помогают мне определиться, понимает ли ребёнок о чём идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Для развития речи я использую такие игры: «Домашние животные, «Дикие животные», «Кто, как кричит? », «Где чья мама? » и т. д. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Я учу малышей называть части предметов, качество предметов, понимать обобщающие слова. Стараюсь активизировать в речи детей слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда). Так же в моей группе ведется работа по З. К. Р. – я учу произносить слова внятно. Стараюсь помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. Большая работа проводится по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы. Я не читаю сказки, а рассказываю их детям, по ходу рассказывания малышам предлагается выполнить имитационные движения. При чтении песенок, потешек стараюсь создать благоприятные условия для создания эмоционального контакта с малышами. В своей работе я так же использую просмотр презентаций. Подвижные игры занимают особое место в развитии малышей. Многолетние наблюдения показали, что использование мною различных подвижных игр являются действенным средством в развитии речи детей 2 – 3 лет. С этой целью на практике мной применяются следующие подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Лиса и зайцы», «Бегите ко мне», «Солнышко и дождик» ит. д. у детей не только развивается речь, но и активная деятельность, внимание, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Так же в своей работе с детьми я использую логоритмику. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. С целью повышения компетентности родителей в сфере развития речи мною была проведена следующая работа: - мастера – классы: «Речь ребенка 2 – 3 лет», «Сказкотерапия», «Театрализация в развитии речи малыша! » - консультации: «Как развивать речь детей 2 – 3 лет», «Читаем – речь развиваем! » - анкетирование: «Речевое развитие детей 2 – 3 лет» - буклеты: «Играем – речь развиваем», «Факторы успешного речевого развития детей» - наглядная агитация: «Что такое мнемотехника», «Любимые сказки и игры детей», «Логоритмика» - фото – выставка: «Развиваем речь с помощью игровых технологий» Используя в своей работе выше перечисленные методы и приёмы к концу учебного года малыши полностью усваивают. Многие родители замечают прогресс в речи своих детей в течении всего время обучения.

25.02.2023 18:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!