СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема дисциплины в первом классе волнует как молодых учителей, так и учителей со стажем. Особенно это касается детей первого класса, когда они только пришли из детского сада. Возникает вопрос: как же наладить дисциплину с первых дней обучения первоклашек? Изучив литературу по данному вопросу, делюсь полученной информацией.
Многие дети, пришедшие в первый класс, не знают, а зачем ходить в школу? Учителю нужно с первых уроков задать мотивацию и коротко, ненавязчиво напоминать об том. Важно донести до детей, что школа – это их будущее. Можно провести классный час о профессиях, поговорить о том, кто кем мечтает стать и что нужно для этого. Также для мотивации на начало урока можно выучить несколько стихотворений, урок начинать с них, когда дети проговариваю их все вместе хором.
Дети в первом классе быстро утомляются и не могут долго удерживать внимание, поэтому нужна частая смена деятельности: устная работа, работа по учебнику, по тетради, у доски, просмотр презентации на экране и так далее. Дети должны постоянно быть заняты. Не нужно забывать про физминутки, видим, что дети устали, встали ненадолго, размялись, и после отдыха работа будет более продуктивная. Физминутки я провожу под спокойную музыку, движения показываю сама, бывает, читаю специальные стихотворения, а дети показывают то, о чем я прочитала. Если проводить физминутки под шумную, ритмичную музыку, то детей потом очень сложно посадить на урок.
Итак, детей заинтересовали, уроки делаем разнообразными, часто меняем задания, но в классе всё равно шум. В такой ситуации можно попробовать использовать сигнальную карточку или сигнальное место. Заранее с детьми мы договариваемся, что как только я поднимаю кружок красного цвета, нужно сесть правильно. Также и сигнальное место, заранее обговорили, что если я встала в левый угол класса, то всё внимание на меня, в классе тишина. Это действительно работает, но использовать часто не рекомендую, дети привыкнут к такому приёму и не будут реагировать на него. Часто на уроках использую фразы на внимание. Итак, говорю детям: кто меня слышит, поднимите левую руку, кто меня слышит, встаньте. Фразы для того приёма можно придумывать разнообразные. Дети, которые не слышат учителя, начинают смотреть на тех, кто выполняет какие-то действия, начинают слушать и включаются в работу. Еще фразы, которые мне помогают: это задание для самых внимательных, кто выполнил работу, сядьте правильно, чтобы я видела, кто уже молодец, давайте послушаем, какой ряд тише, кто тише сидят мальчики или девочки.
Когда расшумелись дети, ни в коем случае не нужно на них кричать, нужно замолчать, посмотреть на них внимательно, сказать, что в таком шуме продолжать урок нельзя, что вы не получите никаких знаний, если в классе будет такой шум.
Педагог всегда должен иметь четкий поурочный план. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете,
Так как в первом классе нельзя ставить отметки за поведение, можно завести таблицу поведения, в которой напротив фамилии ребенка закрашивать окошечко зелёным, желтым или красным цветом в конце каждого урока в зависимости от поведения. Значение цветов нужно обговорить с детьми. Такую таблицу можно разместить в классный уголок или на доску, чтобы дети видели и стремились к лучшему.
Очень хорошо мотивируют и улучшают дисциплину на уроке смайлики, сейчас в интернете их большое разнообразие. Я в своей работе использую смайлики не только на уроках, но и вручаю их детям за примерное поведение на переменах, в столовой, в раздевалке. Также можно использовать наклейки, есть специальные для школы. Можно сделать список класса и приклеивать наклейки напротив фамилий детей, а потом подводить итог в конце недели или месяца, кто набрал больше всех. Это детям очень нравится. Те дети, которые нарушали дисциплину, будут стараться получить эти смайлики.
На уроке бывает, что дети выкрикивают ответы с места, не поднимая руку, перебивают друг друга. В этом случае я спрашиваю только тех детей, кто поднимает руку, стараюсь находить время на уроке, чтобы повторить правило, как нужно правильно отвечать.
Не нужно забывать о родителях, которые тоже могут помочь своему ребенку. С родителями нужно обязательно провести беседу о поведении ребенка в школе. Многим деткам не хватает внимания от своих родных и они нарушают дисциплину в школе, стараясь компенсировать дефицит внимания дома.
Работать над дисциплиной нужно начинать с первых дней, из урока в урок. Не падать духом и не кричать, если это сразу не получается сделать. Пройдет немного времени, дети повзрослеют, поймут, чего школа от них требует и тогда наступит в классе тишина.
© 2022, Куваншкалиева Виктория Сергеевна 276