СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шилкинская средняя общеобразовательная школа №2

«Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения на уроках технологии»

Подготовила: Дутова Ирина Викторовна,

учитель технологии первой категории

2022г.

Василий Александрович Сухомлинский когда – то написал такие слова: « В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ».

Задача - сделать процесс обучения занимательным, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

Я убедилась, что на уроках, где применяются творческие задания, обучающиеся работают более активно. Особенно радует, что те учащиеся, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (мальчики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте продолжим работу», что свидетельствует об успешности урока.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.

Для решения этой цели я определила следующие задачи:

  • -формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
  • -развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
  • -находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
  • -воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении 3 лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.

Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Я успешно реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.

В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то я это только поддерживаю.

Особое внимание уделяю самостоятельной работе ребят, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках труда, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения, ИЗО и другие).

Если у обучающегося при выполнении работы возникает вопрос, то я не даю ему ответа, а сначала спрашиваю: «А как ты думаешь?».

При объяснении теоретического материала использую различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даю задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях использую проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставлю проблему, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Пример. При изучении темы «Моделирование» я включила в тематическое планирование творческую работу «Я конструирую модель …….».

Фрагмент урока в 7-ом классе (объяснение творческой работы).

1. Сегодня на уроке мы с вами будем творить. Сегодня вы конструкторы, создатели своего будущего изделия.

2. Перед вами стоит задача: необходимо разработать модель своего самолета, который будет только у вас. Вспомните, пожалуйста, всё, о чём мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свою неповторимую модель самолета.

3. Процесс создания своей модели опишите по плану:

а) эскиз;

б) техническое моделирование;

в) описание;

4. Подумайте, как ваша модель будет украшена, какие виды отделки вы сможете применить, придумайте ей название.

5. Я ожидаю увидеть, как вы отнесетесь к этой работе творчески. Если потребуется помощь, обращайтесь ко мне.

В процессе работы создаю на уроке проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция разметка заготовки. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по нанесению разметки ставлю перед мальчиками проблему: предлагаю самостоятельно выполнить разметку на древесине с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет мальчикам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.

Перед изготовлением изделий из древесины знакомлю учащихся с элементами материаловедения, с правилами нанесения размеров. Здесь применяю различные игровые ситуации. Например, во время практической работы по теме «Разметка заготовки», ребята участвуют в игре «Конструкторское бюро». При опросе по свойствам древесины можно использовать следующую игровую ситуацию: действие происходит в магазине «Строительные материалы», один учащийся решил изготовить себе изделие (например, разделочную доску), пришел в магазин и ему необходимо подобрать материал, учитывая его свойства. В результате происходит диалог (вопрос-ответ), тем самым учащиеся учатся формулировать вопросы, проявляется инициатива. Иногда берется помощь класса.

На занятиях учу строить и читать чертежи. Причем, использую традиционный способ – на бумаге. После построения чертежа идёт техническое моделирование (внесение на заготовку каких-либо изменений). Я предлагаю моделировать каждую деталь изделия (например, крыло или фюзеляж самолета). Сначала объясняю несколько вариантов моделирования детали, затем, учащиеся придумывают свои варианты под названием «Моё творчество». После выполнения работы показываю лучшие варианты.

Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе, поощряю творческую инициативу, всячески поддерживаю даже самые слабые попытки творческого подхода к работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-презентация, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, чертежам, готовым изделиям, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. Я ставлю перед обучающимися задачу – не сверить свои полученные результаты с образцом, а самостоятельно попробовать проверить работу (например, кто догадался каким требованиям должно отвечать качество изготовленного изделия?).

Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например, составить инструкцию по изготовлению того или иного изделия, составить рассказ о применении древесины по картинкам и т.п. Включение в структуру уроков подобных заданий, создаёт возможность вовлечь учащихся в посильную творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления.

Результаты работы показывают, что можно добиваться успехов в развитии творчества детей, если осознанно ставить такую цель и подчинять ей свою деятельность.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п.

Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

Категория: Технология
11.04.2023 12:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!