СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития в условиях интеграции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Данная тема в период становления системы инклюзивного образования широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

В то же время, совершенно особое значение стоит придать коммуникативным навыкам категории детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), так как она наиболее приспособлена к включению в среду нормотипичных сверстников.

Именно в процессе выстраивания коммуникации формируется отношение ребенка самому себе и окружающим, к деятельности. При изоляции ребенка, недостаточном взаимодействии его с окружающими людьми, темп формирования коммуникативных умений, а также психических процессов замедляется.

Стоит отметить, что сформированность коммуникативных умений остро необходима с периода начала обучения в школе, т. е. в младшем школьном возрасте, так как отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка с одноклассниками и педагогами, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. В данном случае, развитие коммуникативных умений будет выступать необходимым компонентом успешности в учебной деятельности, главным направлением социально-личностного развития.

В условиях интеграции отсутствие навыков коммуникации делает недоступным успешное обучение, так как психологическая готовность к совместному обучению с нормально развивающимися детьми является одним из компонентов успешной интеграции.

Целью нашей выпускной квалификационной работы является разработка содержания коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции, а так же оценка эффективности ее реализации.

Задачами нашего исследования являются:

1. Обобщить и систематизировать знания из теоретических источников, а также из данных полученных в результате эмпирического исследования об особенностях коммуникации младших школьников с ЗПР в условиях интеграции, условиях, способствующих ее развитию.

3. Изучить и проанализировать ряд коррекционно-развивающих программ развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции, выявить их достоинства и недостатки.

4. На основе теоретического обзора проблемы, изученных программ и данных констатирующего эксперимента разработать содержание коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.

5. Апробировать коррекционно-развивающую программу и оценить её эффективность.

6. Сформулировать выводы о проделанной работе, разработать рекомендации по развитию коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.

В основу данной работы заложена гипотеза о том, что упешное развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции возможно при систематичной коррекционно-развивающей работе, в которой соблюдены следующие условия:

      1. При организации интегрированного обучения в общеобразовательный класс массовой школы включены один – три ребенка с ЗПР.
      2. В образовательной организации создана система психолого-педагогического сопровождения, организовано оказание коррекционной помощи, в учебных планах классов интегрированного обучения предусмотрены как индивидуальные, так и групповые коррекционные занятия.
      3. С интегрируемым ребенком сформированы доверительные отношения.
      4. Обучение проходит без принуждения, оно основанно на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
      5. В работе используются игровые элементы.
      6. Красочно оформлен наглядный материал.
      7. Виды занятий разнообразны, эмоционально насыщены.

Предмет исследования: коррекционно-развивающая программа развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.

Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.

Субъект исследования: обучающиеся третьего класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25 имени Александра Сивагина».

Практическая значимость нашей работы заключается в разработке коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции, а также в апробации комплекса рекомендаций.

Методами познания в данной работе являются:

1. Теоретический анализ опыта педагогов, исследователей, изучавших особенности развития коммуникативной сферы младших школьников с задержкой психического развития, а также разработавших различные методики развития коммуникативной сферы данной категории детей.

2. Графическая и математическая обработка результатов эмпирического исследования, а также обработка результатов формирующего эксперимента по критерию Вилкоксона.

3. Метод прогнозирования результатов, полученных в ходе использования коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях интеграции.

С опорой на психофизические особенности обучающихся с ЗПР нами была составлена и проведена коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития велась поэтапно:

Первый этап – диагностический.

Задача: определить имеющийся уровень коммуникативных навыков детей.

Средства: использование диагностических методик для изучения

коммуникативных навыков.

Второй этап – развитие коммуникативных навыков.

Задача: организовать комплексную работу по развитию коммуникативных навыков детей.

Средства:сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные.

Третий этап – заключительный (итоговый).

Задачи:

1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования

2. Выявить динамику.

3. Составить рекомендации для родителей.

Средства: диагностические методики, советы, рекомендации родителям.

В игровую деятельность с детьми с задержкой психического развития входят:

  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Театрализованная игра.
  • Дидактическая игра.

- Подвижная игра.

В нашей работе мы сформулировали основные этапы и определяли «Этапы развития коммуникативных навыков»:

1 этап.

  • Устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, побуждать к визуальному контакту, формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простые учебные инструкции.
  • Создавать продуктивную, доброжелательную эмоциональную атмосферу, вызывать положительное эмоциональное отношение к ситуации пребывания в школе, учитывать индивидуальные особенности детей.
  • Развивать умение обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
  • Учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого;
  • Формировать у детей образ собственного "я";
  • Вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;
  • Контролировать выполнение школьного этикета.

2 этап.

  • Закреплять желание и готовность к совместной со взрослыми и детьми деятельности. Рекомендуются совместные игры и упражнения с несколькими предметом;
  • Учить подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая героев мультфильмов и т.д.;
  • Улучшать мимические функции ребенка в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
  • Объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с несколькими предметами.

3 этап.

  • Учить совместной со взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
  • Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дайте, пожалуста», "помогите, пожалуйста» и т.п.;
  • Развивать артикуляционные движения через артикуляционную гимнастику;
  • Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх;
  • Организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию передать игрушку, выполнить совместные действия.

4 этап.

  • Расширять диапазон совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
  • Использовать элементарные драматизации в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
  • Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;
  • Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т.п.;
  • Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
06.08.2020 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!