СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интегрированное обучение – обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Данная тема в период становления системы инклюзивного образования широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, дети с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.
В то же время, совершенно особое значение стоит придать коммуникативным навыкам категории детей с задержкой психического развития (далее — ЗПР), так как она наиболее приспособлена к включению в среду нормотипичных сверстников.
Именно в процессе выстраивания коммуникации формируется отношение ребенка самому себе и окружающим, к деятельности. При изоляции ребенка, недостаточном взаимодействии его с окружающими людьми, темп формирования коммуникативных умений, а также психических процессов замедляется.
Стоит отметить, что сформированность коммуникативных умений остро необходима с периода начала обучения в школе, т. е. в младшем школьном возрасте, так как отсутствие элементарных коммуникативных навыков затрудняет общение ребенка с одноклассниками и педагогами, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. В данном случае, развитие коммуникативных умений будет выступать необходимым компонентом успешности в учебной деятельности, главным направлением социально-личностного развития.
В условиях интеграции отсутствие навыков коммуникации делает недоступным успешное обучение, так как психологическая готовность к совместному обучению с нормально развивающимися детьми является одним из компонентов успешной интеграции.
Целью нашей выпускной квалификационной работы является разработка содержания коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции, а так же оценка эффективности ее реализации.
Задачами нашего исследования являются:
1. Обобщить и систематизировать знания из теоретических источников, а также из данных полученных в результате эмпирического исследования об особенностях коммуникации младших школьников с ЗПР в условиях интеграции, условиях, способствующих ее развитию.
3. Изучить и проанализировать ряд коррекционно-развивающих программ развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции, выявить их достоинства и недостатки.
4. На основе теоретического обзора проблемы, изученных программ и данных констатирующего эксперимента разработать содержание коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.
5. Апробировать коррекционно-развивающую программу и оценить её эффективность.
6. Сформулировать выводы о проделанной работе, разработать рекомендации по развитию коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.
В основу данной работы заложена гипотеза о том, что упешное развитие коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции возможно при систематичной коррекционно-развивающей работе, в которой соблюдены следующие условия:
Предмет исследования: коррекционно-развивающая программа развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.
Субъект исследования: обучающиеся третьего класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №25 имени Александра Сивагина».
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции, а также в апробации комплекса рекомендаций.
Методами познания в данной работе являются:
1. Теоретический анализ опыта педагогов, исследователей, изучавших особенности развития коммуникативной сферы младших школьников с задержкой психического развития, а также разработавших различные методики развития коммуникативной сферы данной категории детей.
2. Графическая и математическая обработка результатов эмпирического исследования, а также обработка результатов формирующего эксперимента по критерию Вилкоксона.
3. Метод прогнозирования результатов, полученных в ходе использования коррекционно-развивающей программы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях интеграции.
С опорой на психофизические особенности обучающихся с ЗПР нами была составлена и проведена коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в условиях интеграции.
Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития велась поэтапно:
Первый этап – диагностический.
Задача: определить имеющийся уровень коммуникативных навыков детей.
Средства: использование диагностических методик для изучения
коммуникативных навыков.
Второй этап – развитие коммуникативных навыков.
Задача: организовать комплексную работу по развитию коммуникативных навыков детей.
Средства:сюжетно-ролевые игры, театрализованные, дидактические, подвижные.
Третий этап – заключительный (итоговый).
Задачи:
1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования
2. Выявить динамику.
3. Составить рекомендации для родителей.
Средства: диагностические методики, советы, рекомендации родителям.
В игровую деятельность с детьми с задержкой психического развития входят:
- Подвижная игра.
В нашей работе мы сформулировали основные этапы и определяли «Этапы развития коммуникативных навыков»:
1 этап.
2 этап.
3 этап.
4 этап.
© 2020, Никифорова Наталия Романовна 358