СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования навыка счета в пределах 10 у обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирования навыка счета в пределах 10 у детей с умственной отсталостью

Очень сложно сформировать у умственно отсталого обучающегося представление числа, понятие числа и счета. У учащихся наблюдаются трудности в обозначении числа цифрой. С трудом формируется практическое умение счета. В этот период школьники учатся считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10; записывать и сравнивать числа в пределах 10; называть соседей; различать знаки; знать состав числа; записывать и решать примеры. Умственно отсталые школьники с трудом считают по заданию, начинают счет от одного, как заучили, механически. Начинают считать правильно: один, два, три, четыре; но на вопрос «Сколько.?» ответить не могут. Школьники не могут ответить на него сразу и начинают считать все заново. Учащиеся с большим трудом запоминают цифры, путают и не соотносят их с определенным количеством предметов. Учащиеся усваивают количественные числительные и затрудняются в порядковых. Называют пять, а показывают шестой предмет. Затрудняются в счете предметов, если меняется их расположение в пространстве. Наблюдаются стереотипии при счете и, как следствие, счет опять начинают от 1 до 10, а не с заданного числа. Наблюдаются трудности при пересчете разнородных предметов. Учащиеся отдельно считают каждую группу и не могут объединить все предметы. Например, при выполнении заданий типа: в тарелке лежат конфеты, пуговицы, карандаши. Сколько всего в корзине предметов? Большие затруднения испытывают учащиеся при определении общего количества разнородных предметов. Они отдельно не считывают каждую группу однородных предметов, не объединяют их в общую совокупность. В коробке лежат пуговицы, наперстки, крючки. «Сколь всего вещей в коробке?» — спрашивает учитель. Ученик откладывает отдельно пуговицы, крючки, наперстки, раскладывает предметы в три ряда (в каждом из рядов только однородные предметы), отдельно их пересчитывает, но на вопрос не отвечает. Это свидетельствует о том, что у ребенка еще не сформировано понятие числа и счета. У большинства учащихся нет различия между количественным и порядковым счетом: в ответ на задание показать 5 предметов ученик показывает пятый по счету предмет. Таким образом, очевидно, что нарушения развития психических функций накладывает определенные трудности и своеобразие усвоения математических представлений в целом и чисел первого десятка, в частности.

Методика изучения чисел первого десятка учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Изучение каждого числа первого десятка происходит в следую¬щей последовательности. - на первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока – познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), назва¬нием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением коли¬чества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рассмотреть количественные и порядковые отношения уже известную учащимся отрезка натурального ряда. - на втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов пред¬метных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно). - на последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пре¬делах данного числа. Количество таких уроков зависит от величи¬ны изучаемого числа и состава класса. Рассмотрим подробно каждый этап работы над любым из чисел первого десятка. Изучение учащимися чисел первого десятка происходит в несколько действий: - знакомство с каждым числом в отдельности; - образование каждого числа; - обозначение его цифрой; - счет в пределах этого числа; - соотношение предметной совокупности, числа и цифры; - определяем место числа в натуральном ряду чисел; - счет в прямой и обратной последовательности. Образование числа. К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем при¬бавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Получение числа закрепляется различными упражнениями. Обозначение числа цифрой и письмо цифр. После знакомства с получением числа учитель учит обозначать число цифрой, как печатной, так и рукописной. Цифра внима¬тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы учащиеся лучше запомнили образ цифры, не смешива¬ли его с другими цифрами (например, цифра 8 — это две баран¬ки; цифра 1 — палочка и крючок). Учитель ставит цифру под соответствующим количеством пред¬метов или под картинкой с изображением предметов, соответству¬ющих по количеству данной цифре. Далее надо обучить ребят письму цифр. Это довольно сложный процесс. В пропедевтический период учитель должен хорошо вы¬яснить возможности и особенности написания цифр каждым уче¬ником класса! Для учащихся, у которых процесс письма по тем или иным причинам затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия (фанерные или пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями — в них можно вставить каран¬даш и писать цифры, обводя прорези). При этом соблюдается последовательность знакомства с написанием цифр: 1. показ рукописного образца цифры, показ и письмо элементов цифры; 2. показ учителем письма цифры на доске (при этом обращает¬ся внимание на направление движения мела); 3. обводка (пальцем, указкой) модели цифры; 4. письмо цифры в воздухе; 5. письмо цифры на доске несколькими учениками; 6. письмо цифр в тетрадях по образцу. Предварительно учитель готовит тетрадь, в которой ученикам предстоит писать цифры. 7. для отдельных учащихся учитель пунктиром или тонкими линиями пишет цифры, а они лишь обводят их. Некоторым ученикам необходимо поставить лишь две-три опорные точки. Если у ученика значительные нарушения моторики, мелкие движения пальцев рук затруднены, то они не смогут писать цифры в одну клеточку. Таким учащимся разрешается писать цифры в две клеточки, а то и крупнее (в клетках, специально разграфленных для этого учителем). Учащимся, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при написании цифр, необходимо выделять (проводить) строчки синим карандашом. Отдельным учащимся доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафаретам, письмо вместе с учителем. Перед письмом цифр учащимся предлагается обвести цифры из наждачной бумаги или фланели, наклеенные на карточках. Ребе¬нок водит пальцем по цифре, как бы вычерчивая ее, затем повто¬ряет ее название. Письмо цифр сочетается с их проговариванием, а также счетом (написать одну, две, три, четыре цифры). Учитель добивается от каждого ученика правильного, четкого написания цифр, что является залогом правильных вычислений при решении примеров и задач. Соотношение количества, числа и цифры. Учащиеся с умственной отсталостью вначале не связывают число с циф¬рой. Осознание такого соотношения требует многочисленных уп¬ражнений разнообразного характера, например: а) заданному количеству предметов подобрать нужную цифру; б) к цифре подобрать соответствующее количество предметов; в) к цифре подобрать все картинки с соответствующим количеством предметов. Место числа в числовом ряду. Работу следует начать с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две ступеньки — числом 2, три ступень¬ки — числом 3, четыре ступеньки — числом 4. Обучающиеся «поднимаются» и «опускаются» по «лесенке» (ведут счет). Затем определяется место числа в числовом ряду. Например, цифра 4 стоит после цифры 3, так как число 4 идет после числа Л при счете. Учащиеся в своем наборном полотне находят цифру 4 и расставляют все известные им цифры по порядку, т. е. в порядке последовательности числового ряда. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после числа 3 и перед числом 5. «Сосе¬ди» числа 3 — числа 2 и 4. Между числами 3 и 5 стоит число 4. На этом этапе полезна работа с иллюстрацией чисел соответству¬ющим количеством предметов. Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное и иллюстративное его изображение все чаще следует воспроизво¬дить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: записать числа по порядку от 1 до 4; записать числа от 4 до 1; заполнить числовой ряд 1, 3; вставить пропущенные числа (или закрыть «форточкой»); найти соседей числа 2. Для закрепления последователь¬ности числового ряда широко использует разнообразные игры, как дидактические, так и подвижные, занимательные упражнения. Особенно любят учащиеся игры «Живые цифры», «Найди свое место», «Угадай, сколько здесь грибочков» и др. Счет в прямой и обратной последовательности. Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства учащихся с его образованием. Если учащиеся пришли в 1-й класс, умея считать в пределах 10, то этот счет необходимо закреплять и совершенствовать. Прежде всего учитель учит брать предмет в руку и откладывать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до каждого предмета, затем только показывают предметы, не дотрагиваясь до них. После этого они считаю; «глазками», т. е. смотрят на предметы. Во всех этих упражнениях ученики считают вслух. И только тогда учитель просит пересчитать предметы про себя. Необходимо отрабатывать прямой и обратный счет от 1 до 10, от 10 до 1, от 3 до 5 и т.п. Для этого используют такие приемы как: пересчитывание героев сказок «Репка», «Колобок» и т.п. Пересчитывание вагонов поезда и определение номера вагона (какой вагон перед 4-ым, после 6-го и т.п.). Каждый раз после пересчета предметов учитель задает вопрос: «Сколько?». Первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать учащихся новизной, излишней красочностью. Все внимание должно быть сосредоточе¬но на счете. Для счета сначала выбирают одинаковые предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся размером, цветом, ма-териалом. Учащиеся пересчитывают предметы, объединяя в одну совокупность множество синих и красных карандашей, больших и маленьких шаров, деревянных и пластмассовых палочек различ¬ной окраски. Наконец, они пересчитывают и разнородные предметы: «Сколь¬ко деревьев (берез и елей) стоит в ряду?», «Сколько игрушек?». Счет ведется как слева направо, так и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. При пересчитывании важно, чтобы ученик не только называл результат счета: «Здесь 5 игрушек», «Стоят 7 деревьев», но и правильно показывал все множество сосчитанных предметов. Когда учащиеся научились пересчитывать предметы в горизон-тальном ряду, надо варьировать расположение предметов, предъяв¬ляя их в вертикальном, наклонном рядах, в сложной группе (враз¬брос). Это необходимо делать потому, что в силу стереотипности мышления первоклассники не могут использовать свой опыт счета горизонтально расположенных предметов при счете предметов, дан¬ных в ином положении. Только разнообразные упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у учащихся навыки счета. Отвечая на вопрос: «Сколько?», учащиеся учатся считать от¬дельные предметы, предметы, объединенные в цепочки (ребенок может дотронуться, отодвинуть предмет при счете, но не может взять его в руки), изображения предметов на картинках, табличках, числовых фигурах (ребенок может дотронуться до предметов, но не может отодвинуть их, взять в руки). Счет в двух последую¬щих случаях более труден. Сначала обучающиеся учатся присчитывать по одному предмету, а потом отсчитывать, затем считать и равными числовыми группа¬ми — по 2, 5, 3, 4. Счет в обратном порядке более труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием сначала конкретных предметов, которые ученик мог бы взять в руки, отодвинуть. Например: «Сосчитаем карандаши». Ученик сосчитал: «Всего 5 карандашей». «Уберем 1 карандаш в коробку. Осталось 4 каранда¬ша. Уберем еще 1 карандаш. Осталось 3 карандаша» и т. д. Затем отрабатывается обратный счет на цепочках, счетах и, наконец, отвлеченно. В период обучения даются не только задания на пересчитыва¬ние предметов, но и задания практического характера. Усвоение счета, восприятие определенного количества и соответствующего числа значительно облегчается, если в упражнения; включаются различные анализаторы: зрительный, слуховой, осяза-тельный. Можно пользоваться такими приемами: хлопать ладош¬ками, звонить колокольчиком, постукивать о парту, ударять по клавишам пианино, прыгать, топать, ударять мячом об пол и т. д. При этом учитель постоянно указывает на число тех или иных движений, звуков, которые нужно произвести («Попрыгай на одной ноге 4 раза, похлопай ладошками 3 раза»), просит опреде¬лить их количество («Сколько раз я ударила палочкой о стол? Сколько раз я дернула шнурок с шариком?»). Нередко непривычность задания отвлекает ребенка своей новой формой, а быстрая отвлекаемость, неумение сосредоточить внимание на решении основной задачи приводит к тому, что ребе¬нок забывает об основном задании: «Подпрыгни 3 раза». Ученик прыгает и забывает о счете. «Хлопни 5 раз», — говорит учитель. Ученик хлопает, пока его не остановят. Чтобы избежать этого, учитель должен сосредоточить внимание ученика на второй части задания: «Сколько раз нужно хлопнуть?». Многократная повторяемость подобных упражнений привод к тому, что форма задания не отвлекает учеников и внимание сосредоточивается на счете. Учащиеся выполняют практические задания: обводку, лепку аппликацию, раскрашивание, связывая эту работу со счетом. Учитель просит обвести три кружка, раскрасить два гриба, наклеит три листочка дуба, вылепить четыре шарика. Уроки математики должны быть тесно связаны с уроками ручного труда, рисования: учащиеся лепят большие и маленькие ша¬рики, пересчитывают их, лепят грибы, овощи, фрукты и они ста¬новятся предметом счета на уроках математики.

22.04.2024 17:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!