СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оглавление
1.Концепция преподавания русского языка и литературы.
2.Определение «популяризации»: типы, виды популяризации.
3.Описание собственного педагогического опыта.
4.Разработки уроков, проектов:
а) разработка урока литературы в 8 классе: Ролевая игра «Суд над Емельяном Пугачевым»
б) описание интерактивной игры по русскому языку в 8 классе, проводимое в рамках предметной недели в школе «Это непростое простое предложение»
в) творческий проект ученика 8 класса по литературе «ОБЪЕКТИВное прочтение стихотворения»
1
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Несмотря на многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики), которые представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования, существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы.
Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.
В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык".
В настоящее время отмечается заметное снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.
Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
2
В связи с вышеизложенным, перед государством и образовательными организациями встает достаточная серьезная задача - предпринять ряд мер по популяризации русского языка и литературы в нашей стране.
Популяризация - процесс распространения
Отмечается, что реализация Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования.
На территории нашей страны 2007год был объявлен Годом русского языка. Объявить 2007 год «Годом русского языка» и в своей стране, и везде в мире, где его знают и любят, предложил президент России Владимир Путин. По всей стране и за ее пределами прошли мероприятия разного уровня. И все они были направлены на поднятие статуса русского языка, привлечение внимания к необходимости изучения родного для миллионов людей языка.
2015 год был объявлен Годом литературы в Росии. В Год литературы прошли масштабные и интересные мероприятия, среди которых Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь – 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой": дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах Москвы и регионов РФ, пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России".
Нужно сказать, что в нашей стране успешно работает Проект «Тотальный диктант». Ежегодная массовая добровольная проверка знаний, правил орфографии и пунктуации, правил русского языка. Диктант добровольный, бесплатный, доступен для всех желающих. Организаторы предполагают, что в 2017 году Тотальный диктант пройдет в нескольких сотнях городов России и за ее пределами, а текст, специально подготовленный для диктанта современным российским писателем, напишут более 200 тысяч человек. «Тотальный диктант сейчас в полной мере оправдывает свое название, являясь действительно всеобщим, всеохватывающим. Развиваясь как общественный проект, он уже охватил 734 города в 69 странах и продолжает расти. Ежегодная конференция открывает новые возможности для роста координаторов, экспертов диктанта, а, следовательно, и самой акции», – сообщила руководитель проекта Ольга Ребковец.
Перед нами, учителями русского языка и литературы, также стоит серьезная задача: сделать так, чтобы новое поколение, которое мы воспитываем, могло в совершенстве владеть родным языком, ценило красоту русского слова. И самая главная задача, на мой взгляд, для современного учителя – это нахождение путей, методов и приемов в преподавании русского языка и литературы, которые помогут вернуть нашему народу статуса самой грамотной, читающей нации в мире.
3
Мой педагогический опыт невелик, я работаю в школе с начала этого учебного года (2016-2017учебный год), но определенные шаги, ведущие к популяризации русского языка и литературы в нашей школе, уже сделаны. Я являюсь руководителем кружка «Литературное краеведение», членами которого могут стать абсолютно все желающие. Пока их 14 человек (из трех классов, в которых я работаю). Возможно, это небольшая цифра, но радует то, что дети сами изъявили желание посещать подобный кружок. А значит им интересна литературная жизнь нашего района, значит они хотят стать частичкой духовного наследия нашего края. Ведь кроме лекций, дискуссий, экскурсов, в программу кружка входят творческие занятия, такие как «Проба пера», где учащимся предоставляется возможность проявить свой талант стихотворца. Хочется сказать, что на этом попроще у нас уже есть определенный успех. В преддверии Дня литератора в Черемисиновском районе, который состоялся 20 января 2017 года, в школе проходил конкурс «Русская рифма». По итогам этого конкурса четыре моих ученика в числе лучших были отобраны на выступление в День литератора со стихами собственного сочинения. Большой интерес вызывает у детей, безусловно, практическая работа. Так, в рамках занятия по литературному краеведению мы выезжаем в деревни, села для сбора фольклора: песен, частушек, заговоров. К сожалению носителей фольклора становится с каждым годом все меньше и меньше, поэтому данный вид работы приобретает колоссальную ценность! Важно, что ребята это понимают и со всей ответственностью подходят к данному делу: переносят рукописный вариант в цифровой, который впоследствии станет общедоступным. Одним из неотъемлемых видов работы кружка являются исследовательские проекты по творчеству курских писателей. Так, Барков Павел, ученик 8 класса, работает над исследовательским проектом «Соловей в частушках Курской области». В основу данной работы легли фольклорные материалы, собранные на территории Черемисиновского района.
На уроках русского языка и литературы мною также используются различные формы, методы и приемы, которые способствуют привлечению учащихся к изучению родного языка и литературы. Так, в 8 классе, последний урок, посвященный изучению романа А.С.\Пушкина «Капитанская дочка» было решено провести в форме ролевой игры «Суд над Емельяном Пугачевым». Каждому ребенку предоставилась возможность проявить свои знания, полученные ранее, а также актерские способности, примерить на себе судьбу героев повести, попробовать себя в роли присяжных заседателей и вынести обоснованный приговор.
Подобные формы урока-обобщения материала позволяют анализировать художественное произведение как цельный живой организм, что способствует его правильному осмыслению и интерпретации.
На уроках литературы, отведенных изучению поэзии, мною часто используется такой прием, как «художественная интерпретация поэтических строк», когда учащиеся подбирают цветовую гамму к определенным строчкам стихотворения, основываясь на собственное цветоощущение. С большим интересом дети выполняют проекты по литературе «ОБЪЕКТВное прочтение стихотворения». Ключевым словом здесь является ОБЪЕКТИВ, т.е. чтение строк стихотворения сопровождается картинками, возникающими в воображении после их прочтения. Так, ко Дню литератора учащимися 5-х и 8-го класса была подготовлена выставка творческих работ, проектов «ОБЪЕКТВное прочтение стихотворений» поэтов Черемисиновского района, которые вошли в состав сборника стихов «Словом просиявшие».
В рамках проведения «Недели русского языка и литературы» в школе, мною было организовано внеурочное мероприятие с целью популяризации русского языка интерактивная игра «Это непростое простое предложение». Игра создана по принципу телевикторины «Своя игра». Здесь предусматривалась групповая работа (класс был предварительно разделен на две группы и ознакомлен с правилами работы в группе). По сути данное занятие явилось своеобразным обобщением пройденного материала по разделу «Простое предложение». Играть нравится всем, а когда игра проходит еще и с пользой (систематизация и обобщение материала), то результат превосходит ожидания (контрольный диктант по данной теме был написан с уровнем обучаемости 93%)
Еще одним важным звеном в популяризации русского языка и литературы непременно является внеурочная деятельность, где занятия проходят в форме путешествий, викторины, КВНа и т.д. Большое внимание мной уделяется работе со словарями, особенно в 5 классе. Так, проводятся внеурочные занятия по знакомству детей с различными словарями, умению пользоваться ими. Естественно не обходится и без игровой формы подачи материала.
Кроме этого, считаю необходимым в популяризации русского языка и литературы взаимодействие школы с различного рода учреждениями, такими как библиотеки, музеи, театры и т.п. После изучения сборника повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» совместно с сотрудниками детской библиотеки и коллективом 5 «А» класса, в котором я являюсь классным руководителем, было подготовлено праздничное мероприятие, которое прошло в последний день Святочной недели, в канун Великого христианского праздника Крещение Господне. Учащимся рассказали о народных традициях, связанных со Святочной неделей. В ответ дети колядовали, пели частушки, играли, а также поделились своими знаниями о Святках как из жизни, так и из литературных произведений.
© 2017, Фомина Елена Владимировна 4219