СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современного песенного материала при обучении чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н.И. Никитина

МОУ «Тверской лицей», Тверь

Использование современного песенного материала при обучении чтению

Heutzutage wird das Interesse zum Lesen immer wieder weniger. Detailiertes Lesen im DaF-Unterricht wird oft von dem globalen Lesen verdrängt. Dabei ist es kein Geheimnis, dass das Lied immer ein effektives Mittel bei der Motivationserhöhung bei der Jugendlichen ist. Die Jugendlichen akzeptieren die Audioinformation in Form von Liedern besser. Leider sind die traditionellen Lieder nicht mehr in dem Unterricht so effektiv. In derselben Zeit lässt der Gebrauch von modernen Songs in dem Format zu arbeiten, das für die Lerner interessant ist.

Теоретическая часть

Задумывались ли вы когда-нибудь, какой вид информации по ее способу восприятия будет для вас более эффективным? Будет ли это текст, картина, песня? Наверное, если мы вернемся далеко в прошлое, то текст как нечто новое, еще не успевшее стать обыденным, будет наиболее продуктивным средством для передачи информации. Но на протяжении веков это средство передачи информации стало носить все менее значимый характер, что привело к снижению интереса к книгам и чтению, как таковому. На современном этапе развития человечества постоянное поступление все новой и новой информации является неотъемлемой частью нашей жизни. Мозг человека перегружен как визуальной, так и звуковой информацией. Находясь в постоянном потоке новых событий, мы зачастую утрачиваем терпение, необходимое для восприятия больших объемов информации. Это сказывается на всех сферах нашей жизнедеятельности. И в первую очередь, конечно, это касается молодого поколения учащихся в школах и ВУЗах.

Юные умы обрабатывают ежедневно, если не сказать ежечасно, огромное количество информации, получаемое ими из сети Интернет, по телевидению, просто на улицах. Без гаджета и наушников сейчас немыслим практически ни один образ современного подростка. Количество и качество информации, которая поступает в мозг ежедневно, существенно влияют на способность усваивать новое, способность к обучению, причем как в положительном, так и в отрицательном смыслах.

Если мы более пристально рассмотрим сферу деятельности преподавателей и учителей, главной задачей которых является создание и постоянное сохранение интереса к материалу, изучаемому учащимися, то станет понятно, что чем быстрее двигается процесс, тем сложнее сохранять и удерживать интерес учащихся в процессе обучения.

Уроки иностранного языка дают довольно-таки обширное поле для деятельности педагога, поскольку мы можем использовать различные методики в освоении языка, а также постоянно обращаемся к разным аспектам речи, что само по себе вносит разнообразие в монотонный процесс изучения языка. При этом существуют давно разработанные и применяемые схемы по обучению и освоению разных аспектов речи. Одним из наиболее важных и основополагающих компонентов изучения языка является обучение чтению. Чтение – один из наиболее значимых видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся, «которая направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста» [Бим 1988: 202]. Как характеризуют разные ученые этот вид самостоятельной речевой деятельности?

«Чтение — акт коммуникации между автором письменного текста и его читателями. Понимание текста предполагает идентичность выводов, сделанных читателем — получателем информации, с замыслом автора — отправителем информации…» [Зильберман 1988: 156]

Н. Ищук утверждает, что чтение — один из главнейших языковых навыков, который учащийся должен усвоить в процессе изучения иностранного языка. Чтение — не только цель обучения как самостоятельного вида речевой деятельности, но и средство формирования навыков. Читая текст, человек повторяет звуки, буквы, слова и грамматику иностранного языка, запоминает написание слов, значение словосочетаний, и, таким образом, совершенствует свои знания изучаемого языка. Поэтому чтение является и конечной целью, и средством достижения этой цели.

Но такой важный навык как чтение, к сожалению, все больше уходит на задний план в современных УМК, разработанных с приоритетом отработки устной речи. Да и что там скрывать, чтение все меньше интересует учащихся, что ставит перед нами вопрос: как повысить мотивацию при изучении иностранного языка, используя знакомые приемы и не теряя важности такого аспекта как чтение.

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Зная психологические особенности возраста обучающихся, исходя из наиболее популярного в определенном возрасте источника информации, а именно песен, мы можем его получить. Ведь ни для кого не секрет, что песня является наиболее эффективным способом привлечения внимания к материалу в любом возрасте, способствует лучшему запоминанию каких-либо явлений. Недаром придумано так много песен-считалок, помогающих запомнить новый материал. Также этот вид информации способствует расслаблению и переключению внимания, что позволяет в дальнейшем учащемуся со свежими силами и положительными эмоциями приступить к работе над текстом. Ведь если взглянуть со стороны структуры песенного материала – это все тот же текст, только «под новым соусом». Я бы настоятельно рекомендовала использовать на уроках современный песенный материал, интересный учащимся. Так как многие педагоги используют в своей работе уже давно отобранный материал, это не всегда срабатывает в нашу пользу. Учитывая скорость, с которой развивается современное общество, потоки информации, постоянную смену тенденций, нужно понимать, что накапливаемый материал очень быстро устаревает, что существенно снижает мотивацию учащихся. Задача педагога - быть «в тренде», отслеживать интересующую его учащихся информацию, чтобы создать наиболее благоприятную и плодотворную атмосферу обучения.

Обращая внимание на организацию обучения аудированию, хочется отметить слова И.Л. Бим: «В методическом плане аудирование – это специальным образом организованная программа действий с воспринимаемым на слух текстом» [Бим 1988: 194]. Соответственно, мы можем модифицировать задания на аудирование таким образом, чтобы в конечном итоге учащиеся обращались к тексту, анализируя его, выполняя различные задания на понимание содержания и устройства текста.

Песня – это помощник педагога; средство, с помощью которого активизируется внимание учащихся, стимулируется их активная деятельность. Практически доказано, что ставшие уже классическими песни несут также познавательный характер, но эффективность их влияния на мотивацию изучения не всегда является столь высокой. Конечно, Марлен Дитрих, Мирей Матьё, Рольф Цуховски и многие другие исполнители, давно уже признанные, в не меньшей степени способны помочь развивать необходимые навыки у учащихся. Но в силу того, что мы имеем дело с «капризным потребителем», говоря языком маркетинга, мы должны помнить о том, что основное психическое развитие ребенка как целостное его изменение осуществляется одновременно по нескольким линиям развития: познавательной сферы, личности, а так же, как выделяет Л.И. Айдарова, языкового развития [Зимняя 1991: 16].

В теории развития высших психических функций Л.С. Выготского подчеркивается социальная сущность человека и опосредованный характер ее деятельности (ее орудийность, знаковость). В процессе интеллектуального развития ребенка происходят качественные изменения психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, например, от непроизвольных форм запоминания к произвольным формам, от наглядно-действенной форм мышления к отвлеченной абстрактно-логической его форме (к теоретическому мышлению) [Ананьев 1977: 223]. Всему этому способствуют как чтение, так и аудирование. А социальная сущность человека и потребность в обсуждении современных тенденций, норм, интересов диктует важность осознанного и продуманного выбора материала, с помощью которого мы развиваем определенные навыки у учащихся.

Практическая часть

Итак, говоря об использовании современного песенного материала как способе обучения чтению, нельзя обойтись без примеров из практики. Важно отметить, что данную методику я отрабатываю с учащимися 9-11 классов.

В методике обучения чтению выделяют различные виды чтения. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Все эти виды чтения можно отработать на песенном материале.

Если мы возьмем просмотровое чтение, то оно рассматривается как вид чтения, целью которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации. К примеру, учащимся дан текст из песни группы Oomph! „NichtvondieserWelt“:

Ein König ohne Reich,

seit tausend Jahren liegt er da

und die Nacht endet nie,

verdammt zur Ewigkeit,

Liebe zu Wut gefroren,

das Blut so kalt in den Adern,

sein Herz schlägt nicht mehr,

dem Leben abgeschworen;

Dann hört er die Stimme,

er schlägt die Augen auf,

er kennt sie, die Stimme

langsam steht er auf;

Er will ans Licht,

nur noch einmal,

weil ihn hier nichts mehr hält,

er ist nicht von dieser Welt […]

Учащимся предлагается ознакомиться с текстом, бегло прочитав его, и подумать, не знают ли они схожих с данным текстом легенд/мифов/сказок. В качестве следующего задания учащимся предлагается составить предысторию на основе текста.

В данном случае мы будем использовать текст лишь как опору для дальнейшей мыслительной деятельности. Творческие задания не всегда идут успешно у учащихся, но использование материала, относящегося к сказке, может стимулировать и положительно настроить, так как писать «сказки» мы учим детей еще в начальной школе.

Следующий вид чтения – это изучающее чтение. Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в текст для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержания аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений. В данном случае можно рассмотреть текст песни группы Bushido и Xavier Naidoo „DubisteinMensch“:

Warum führen wir Krieg, warum töten wir hier

Manchmal wird mir klar ich hab Böses in mir

Viel böses passiert, es war schön und gut

doch warum wird aus Öl nur Blut

warum sind wir stur gehn über Leichen

Kinder werden geboren, hungern, verzweifeln

die Reichen werden reicher und Arme bleiben arm

ich stelle mir die Frage "was haben sie getan?"

Es bleibt wie es bleibt in uns steckt die gier

warum müssen wir uns im Dunkeln verliern

Auf der Suche nach Licht aus Liebe wird Gift

es fehlt die Moral man erschießt sich für nichts

Warum hat man Angst, Angst vor der Zukunft

warum schlägt die Hilflosigkeit nur in Wut um?

Das sind wir Menschen voller Kummer und Sorgen

doch Gott schenkt uns ein Morgen

Ich glaube es nicht, dass du es bist, der diese Welt zerstört […]

В качестве претекстового задания можно обратиться к названию песни „DubisteinMensch“ и обсудить с учащимися, какой темы может касаться песня, а также можно обратиться к исполнителям. Возможно, кто-то из учащихся знает группу Bushido, знает стиль этой группы, что может навести опять-таки на необходимую нам тему. Также на тексте данной песни можно хорошо отработать поисковое чтение, выбирая ключевые слова для понимания смысла и обсуждения поднятой в тексте песни проблемы. Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи, что прекрасно подходит для начального этапа работы с данным текстом. Поскольку эту песню мы разбираем в рамках темы «Мир завтрашнего дня: какие требования он нам предъявляет? Готовы ли мы к нему?», очень важно в данном случае обратиться к смыслу, заключенному в тексте песни. Для этого учащиеся внимательно читают текст про себя и вместе переводят его. В качестве послетекстового задания мы обсуждаем, кто же такой на самом деле человек, что нужно делать, чтобы этот мир был лучше и т.п.

Наряду с этими тремя видами работы с текстом мы разберем также ознакомительное чтение. Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали. В данном случае я предлагаю ознакомиться с текстом песни группы Fertig, Los! „Wenn du mich brauchst…“:

Es ist nicht leicht, dich zu verstehen

dir deine wirren Wege anzukreiden

sich nach deinen Launen zu verdrehen

sich mit deinen Freunden rumzutreiben

doch es ist nicht schwer, dir anzusehn

wie sehr du darauf brennst, allein zu bleiben

Aber wenn du mich brauchst

wenn du mich brauchst

bin ich bei dir[…]

Текст – это не исключительно информация, наполненная смыслом, но также и богатая на языковые и грамматические явления речевая единица. Поэтому разбирать текст, ознакомившись с основной информацией, можно и с лексико-грамматической стороны. В первую очередь в данном тексте мы изучаем такое явление как инфинитивный оборот. Для активизации внимания учащихся при прослушивании песни они должны расположить перепутанные строчки в правильном порядке и самостоятельно выделить общую тему песни. Дальнейшая работа строится на отработке инфинитивных оборотов и разборе разговорной формы глаголов с усечением «е» из суффикса.

Вывод

На основании приведенных выше примеров можно убедиться, что методика использования современного песенного материала эффективна не только при обучении чтению, но также имеет богатый набор средств развития и других аспектов речи на иностранном языке. Сегодняшний день требует от обучения максимальной эффективности и практической реализации знаний учащимися. Учитель иностранного языка должен не просто владеть теоретическими знаниями, абстрактными понятиями, обобщениями, способностями к прогнозированию, анализу деятельности его учащихся, но и уметь мотивировать, побуждать к творчеству, быть постоянно в курсе событий страны изучаемого языка (относительно всех аспектов ее жизни).

Данная методика также показывает такой вид речевой деятельности как чтение во всей его глубине и многогранности, помогает развить все аспекты работы с текстом и может быть отличным подспорьем при желании разнообразить урок и сделать его более красочным и насыщенным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
  2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Зильберман Л. И. Лингвистика текста и обучение чтению английской научной литературы. М.: Наука, 1988.
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Категория: Немецкий язык
15.12.2016 14:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!