СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта осуществления дифференцированного подхода в преподавании физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта осуществления дифференцированного подхода в преподавании физики.

Общепризнано, что физика – предмет трудный. Но как изменить отношение учащихся к предмету? Как научить ребят учиться? Как организовать учение так, чтобы оно не превращалось в скучное и однообразное занятие? Как через уроки и внеклассную работу по предмету развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся?

Для системного решения вышеозначенных проблем необходимо обеспечить «ситуацию успеха». Одним из возможных путей успешной деятельности учащихся является уровневая дифференциация, при которой каждый обучается на доступном ему уровне трудности (в зоне своего ближайшего развития)

Следует различать два термина: «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход в обучении». В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно – управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.

В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задается в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется так же содержание, которое необходимо усвоить учащимся на повышенном уровне.

Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через нее обеспечивается технология личностно – ориентированного образования.

Дифференцированный подход в своей основе содержит три принципа:

- свободы;

- самостоятельности;

- сотрудничества.

Эти принципы объединяются ведущим принципом гуманизма.

Формой уровневой дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности у них должны формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным.

На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.

При создании своей системы уроков и их разработке основываюсь на идеях В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов». По технологии Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Для обеспечения активности учебного процесса использую групповую, парную, индивидуальную форму работы.

Осуществление дифференцированного обучения начинается с первых же уроков путем изучения уровня подготовки и психологических особенностей учащихся по результатам выполнения ими специальной самостоятельной работы. В зависимости от проявленных при этом учениками знаний, умений, сообразительности они условно, ориентировочно делятся на три группы. Дальнейшее обучение строится с учётом этих групп школьников дифференцированно так, чтобы по мере изучения материала физическое мышление ребят развивалось, поднимаясь на более высокий уровень.

Остановлюсь на способах применения дифференцированного метода обучения на разных типах уроков.

Урок изучения нового материала.

Одной из основных задач обучения физике является повышение качества знаний учащихся. Для решения этой задачи на уроках использую дифференцированный подход в обучении.

При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы знакомлю учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО), которые все учащиеся должны достигнуть для того, чтобы получить положительную отметку. Приступая к преподаванию темы, планирую не только основные цели ее изучения, но и продумываю систему заданий, с помощью которой можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели.

На основе тематических ОРО составляю требования к текущему усвоению материала. Составленные списки ОРО должны быть достаточно полны и вместе с тем реалистичны. Работа над ОРО ведется на всем протяжении изучения темы, списки ОРО должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой.

Ставя на уроке общую для класса задачу, заранее подготавливаю индивидуальные задания разной степени трудности, которые позволили бы каждому ученику овладеть нужным учебным материалом с активным использованием своих возможностей.

Перед объяснением нового материала знакомлю учащихся с планом изложения новых сведений. После этого раскрываю каждый пункт этого плана, закрепляю пройденное, а затем даю сильным учащимся задания из дидактического материала по физике. Пока они выполняют работу, с остальными работаем с учебником таким образом: ребята находят тексты из параграфа, соответствующие каждому пункту плана, выделяя в них главное. Убедившись, что они поняли материал, раздаю им карточки с заданиями облегчённого вида. Если ученик не успевает выполнить работу в классе, то это задание остается ему на дом. Обязательные домашние задания для всех учащихся по объёму небольшие и общедоступны. Задания, связанные с учебным материалом, но не получившие решения на уроке, ложатся в основу домашнего задания для учащихся, желающих глубже и лучше понять физику.

При самостоятельном изучении нового материала использую групповую форму работы. Класс делю на группы с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Каждая группа разбирает определённый вопрос и готовит по нему сообщение, используя не только содержание учебника, но и дополнительную литературу. К урокам такого типа заранее готовлю дополнительную литературу, необходимые физические приборы, таблицы и т. д. В течение первой половины урока (15-20 мин.) группы готовят выступления по своему вопросу. Каждый член группы имеет своё задание

(история открытия, теория, практическое применение), поэтому работой заняты все. Вторая часть урока (20-25 мин.)- выступление и обсуждение. В конце урока (3-5 мин.) подвожу итог, оцениваю работу группы. На таких уроках учащиеся заняты продуктивным умственным трудом, формируются такие качества личности как ответственность, активность, взаимоподдержка.

Реализуя системность обучения, использую на уроках опорные конспекты. Каждый конспект содержит обязательный для всех материал(1часть) и дополнительный(2часть) – для ребят увлекающихся физикой и тех, кого эта тема заинтересовала. Первая часть помогает ученику выделить и усвоить главное в тексте, а вторая – развивает интерес к физике, дает пищу для размышлений. Дифференцированные задания способствуют достижению роста качества знаний, заинтересованности учащихся предметом.

Урок решения задач.

Задача учителя заключается не только в сообщении учащимся максимально возможной суммы знаний, а в обучении школьников основам наук, развитии их мышления, способности приобретать знания самостоятельно. В этом отношении большие возможности при изучении физики представляет решение задач. Решая физические задачи, учащиеся применяют к частным случаям общие законы и определения величин, что позволяет закреплять теоретический материал. Решение задач помогает формированию понятий, более глубокому пониманию учащимися явлений и законов. Для того чтобы эффективность этого метода обучения была наибольшей, необходимо при изучении каждой темы подбирать систему задач так, чтобы совокупность выполняемых заданий охватила все наиболее важные случаи применения данного задания, явления или закона.

Некоторые школьники испытывают затруднения при решении задач, а в классно- урочной системе работать приходится одновременно с сильными, средними и слабыми учениками. Это требует разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности. Сейчас по физике издается большое количество дидактического материала с разноуровневыми заданиями, что облегчает подготовку учителя к урокам. Проводя урок решения разноуровневых задач по карточкам поступаю следующим образом: на первом этапе урока ( актуализация знаний) повторяем с ребятами основные понятия, формулы, единицы измерения, и только после этого класс начинает работать по карточкам с дифференцированными заданиями. Учащиеся начинают решать задачи с первого уровня, которые по силам даже самым слабым ученикам, которых радует самостоятельно выполненное задание. А дальше – переход к следующему уровню, поэтому на уроке все учащиеся заняты делом. У каждого ребенка своя работоспособность, быстрота освоения знаниями, темп продвижения в изучении материала. Если ученик не сумел или не успел выполнить задание до конца, но ход решения свидетельствует о том, что он пытался думать, то даю возможность решить задачи дома, и его работа обязательно будет положительно оценена. Если во время решения задач у учащегося возникают затруднения, то он обращается за консультацией. Во время консультации можно проверить и оценить степень усвоения программного материала, способность к самостоятельным обобщениям, поиску и нахождению закономерностей, с помощью наводящих вопросов помогаю найти путь к решению задачи. Рекомендации во время консультаций адресованы конкретному ученику, с учётом его индивидуальных особенностей. «На ошибках учатся» гласит народная мудрость, поэтому каждый ученик имеет право на ошибку, за ошибкой следует знание и каждая следующая задача углубляет их. При своей работе использую и такой метод решения задач: сначала знакомлю с алгоритмами решения типовых задач по изучаемой теме, затем приступаю к более подробному объяснению. Учащимся, которые могут справиться с заданиями, даю для решения аналогичные задачи, а с остальными разбираю эту задачу согласно алгоритму, и только после этого даю им похожую для самостоятельного решения. Следующий урок тоже строю с учётом дифференциации: сильным учащимся, для проверки усвоения материала, предлагаю задачи для самостоятельного решения из сборника задач по физике или дидактического материала. У слабых провожу поэтапную проверку: правильно ли записано условие задачи, верно ли выбраны исходные формулы, правильно ли переведены единицы измерения в систему СИ. Как показала практика, такая форма работы устраняет затруднения при решении задач у одних учеников и стимулирует работу других.

Разноуровневые задания обеспечивают реализацию индивидуального подхода к ученикам с учетом их интересов и умственного развития. Дифференцированные задания – элемент развивающего обучения, при котором усвоение знаний выступает как процесс активной самостоятельной работы ученика. Использовать дифференцированные задания можно на разных этапах и на разных типах уроков. Дифференцированные задания развивают способности всех учащихся. Выполнение более сложного варианта, следовательно, получение более высокой оценки, становится целью каждого ученика.

Урок контроля знаний учащихся.

При проведении контрольных и самостоятельных работ составляю варианты с разными уровнями сложности, каждое задание оценено в определенное количество баллов, на которое оно рассчитано. Первый и второй уровни сложности соответствуют требованиям уровню подготовки выпускников средней школы, третий - предусматривает углубленное изучение физики. Ученик сам выбирает уровень в соответствии со своими способностями. Изучая одну тему, он может выбрать один уровень, а по другой теме – более высокий или низкий. Разноуровневые контрольные работы, включенные в общую систему организации учебно-познавательной деятельности учащихся, помогают решить проблему с оцениванием знаний учащихся. Ученик знает нормы оценок, на их основе создается адекватная самооценка учебных достижений, самодиагностика, можно избежать таких отклонений в поведении ребенка: как неуверенность в себе или наоборот самоуверенность. Честно заработанная оценка показывает уровень усвоения знаний, формирует положительные мотивы учения, влияет на формирование ученического самосознания, стимулирует его самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

Остановлюсь также на реализации дифференцированного подхода при опросе учащихся. Обычно в 7-8 классах после прохождения темы провожу физический диктант, а в 9-10-11 классах - зачёт. Тематические зачеты должны сдать все ученики без исключения. Подготовка, проведение и сдача зачета проводится в учебное время.

Каждый тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. В ходе зачета можно отследить достижение каждым учеником обязательного уровня усвоения предмета. Решение о достижении повышенных уровней усвоения принимают сами учащиеся.

Сильной группе ребят задаю вопросы, требующие рассуждений и размышления, а слабой - вопросы на воспроизведение, позволяющие проверить усвоение материала. При зачётах, в старших классах, опрос веду таким образом: одна группа работает по карточкам с большим числом заданий, другая – с меньшим. При такой форме опроса работают все учащиеся, и удаётся поставить за урок больше оценок. Результативность урока физики во многом определяет качество физического образования. За счёт рациональной организации урока можно добиться хороших результатов в обучении. С целью развития речи учащихся при контроле знаний применяю традиционный опрос у доски. Такой индивидуальный устный контроль развивает у ученика умение обстоятельно и логично высказывать мысли и помогает учителю узнать глубину суждений. Но, как правило, такой способ контроля знаний связан с большими потерями времени на уроке. Чтобы избежать этого опрашиваю устно за урок одного или двух учеников. Но чтобы остальные учащиеся не были во время опроса пассивны, им даю за это время выполнить самостоятельно разные задания. После опроса выборочно проверяю, как ребята справились с самостоятельной работой. В результате этого можно проконтролировать и оценить ещё двух – трёх человек.

Урок обобщения и повторения знаний.

Цель занятий повторения и обобщения пройденного – лучше усвоить и расширить знания по изученной теме. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение. Простое воспроизведение пройденного материала вызвать желание заниматься у ребенка не может. Поэтому при повторении и обобщении знаний применяю нетрадиционные формы урока. В 7-8 классах применяю игровую форму урока, а в старших классах - диспуты, конференции.

Дифференциация заданий учащимся для урочной и внеклассной познавательной деятельности открывает большие перспективы, если основой её является опора на имеющийся у ребят познавательный интерес к какой-либо теме, проблеме, виду деятельности. Например, ученик увлекается историей. Опираясь на этот интерес, даю ему задания: исследовать биографию ученого физика; описать историю открытия физического закона или явления. Для учащихся интересующихся литературой, даю задания на работу с книгой: найти в произведениях литературы описание того или иного физического явления, или найти физическую несостоятельность в тексте. Учащимся интересующимся трудом (в основном мальчикам), предлагаю задания по изготовлению приборов, наглядных пособий. Во всех этих и подобных случаях ребята гораздо с большей охотой берутся за дело, и им удается лучше его выполнить.

Урок проведения фронтальных экспериментальных заданий.

К лабораторным работам учащиеся готовятся дома. Заранее в тетрадях записывают дату, тему, цель работы, чертят таблицу для результатов, разбирают инструкцию к проведению работы. На уроке, после того как будет поставлена цель работы и даны рекомендации ее проведения учащиеся, у которых нет вопросов, приступают к выполнению практических заданий. С ребятами, у которых работа вызывает затруднения, использую пошаговый приём: разбираем одно действие, потом учащиеся выполняют его, затем приступаем ко второму действию и т. д. Учащиеся, с высокой работоспособностью получают дополнительное творческое задание, и следовательно дополнительную оценку.

Основное назначение экспериментальных заданий – способствовать формированию у учащихся глубоких и прочных знаний по физике, развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения, опыты, ребята учатся обращаться с приборами, анализировать, делать выводы и обобщения.

Заключение

Дифференцированный метод обучения подтвердил ожидаемые результаты. Успеваемость учащихся по предмету увеличилась до 100% (Таблица № 1). Многие учащиеся при итоговой аттестации выбирают физику и на экзаменах подтверждают годовую оценку. Выпускники школ успешно сдают вступительные экзамены по физике в вузы Ивановской области: Ивановскую сельскохозяйственную академию, Ивановский энергетический университет, Шуйский Государственный педагогический университет, при поступлении в вуз подтверждают оценки, полученные в школе.

В результате систематического выполнения дифференцированных заданий возрос познавательный интерес учащихся, стало заметным их стремление к более глубокому овладению вопросов физики.

Литература

1. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Игровые обобщающее – повторительные уроки по физике. Москва.Просвещение. 2004.

2.Дюшенков В.С., Коршунова О.В. Уровневое обучение физике в малокомплектной сельской школе. Киров. Из – во ВятГГУ, 2003.

3.Заботин В.А, Комиссаров В.Н. Развитие памяти учащихся при изучении физики. // Физика в школе. – 2005. - № 6, С. 37 – 39.

4.Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Книга для учителя. Москва. Просвещение. 1991.

5.Пархатский И.А. Дифференцированный подход к учащимся на зачётах и экзаменах. // Физика в школе. – 1993. - № 2, С. 37 – 38

6. Рыжкова В.И. Дифференцированное обучение как важный фактор развития познавательного интереса школьников//Завуч,2003.№8.

7.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Москва « Педагогика» 1980.

8.Якиманская И.С. Психолого–педагогические проблемы дифференцирован-ного обучения//Советская педагогика, 1991. № 4.

11.02.2023 10:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!