СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как развить быстроту? Как появляется быстрота?
Для быстроты движений решающее значение имеет скоростная работа центростремительных нервных путей, вызывающих сокращение мышц. Быстрота движений зависит от скорости двигательных реакций. Скорости отдельных движений и частоты движений (определяемой числом движений в секунду). Это вызывает сильное нервное напряжение, ведущее к утомлению нервной системы. Для улучшения координации работы мышц должны хорошо функционировать руководящие движением нервные центры.
В процессе движения мышцы взаимодействуют: одна сокращается, другая растягивается, и наоборот. Чем лучше расслабление мышцы. Тем меньше сопротивления она оказывает, тем быстрее произойдёт движение и тем больше будет его величина (амплитуда).
Очень важно уметь расслаблять мышцы после их сокращения. Умелое расслабление мышц способствует их отдыху и наполнению крови.
Задачи развития скоростных способностей
Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков в виде спорта, где скорость реагирования и быстрота действия играет существенную роль.
Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определённых видах трудовой деятельности.
Классификация видов быстроты
Быстрота двигательной реакции — способность быстро реагировать действием на звук, движение противника, мяча, изменения внешних условий. Быстрота двигательной реакции бывает двух видов:
Простая двигательная реакция — реакция на заранее известный сигнал. Время простой двигательной реакции невелико и мало улучшается даже в процессе систематической тренировки. Простая двигательная реакция в раннем детстве составляет 0,5 - 0,8 секунды, у взрослых 0,1 - 0,3 секунды;
Сложная двигательная реакция — реакция выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных действий одно) и реакция на движущийся объект (игры, единоборства). Для реализации сложной реакции необходимо: во-первых, адекватная оценка ситуации, во-вторых, принятие необходимого двигательного решения, в-третьих, оптимальное выполнение этого решения. Под влиянием тренировки на быстроту двигательной реакции время между сигналами и ответным действием уменьшается.
Быстрота, проявляемая в скорости самого движения — перемещение того или иного звена тела на заданное расстояние с минимальными затратами времени.
Скоростная выносливость—умение на коротких отрезках не давать падать скорости движения или умение при длительной спортивной борьбе многократно выполнять быстрые движения (например, в спортивных играх).
Критерием оценки быстроты являются: время двигательной реакции, скорость одиночного движения и частота движения.
Факторы, определяющие уровень развития быстроты:
Требования, которые необходимо соблюдать при развитии быстроты:
Сенситивные периоды развития скоростных способностей.
Возраст, благоприятный для развития быстроты двигательных реакций — от 7 - 8 до 11 - 12 лет, скорости одиночного движения — 11 - 12 лет. Возрастная динамика частоты движений зависит от характера движений, размеров тела и его звеньев. Например, для прыжков сенситивными периодами будут: у мальчиков — 12 - 13 лет, а у девочек — 11-12 лет.
Методы развития быстроты
Методы воспитания быстроты:
Средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений. Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения. В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).
Упражнения на развитие быстроты для обучающихся 1-4 классов.
Для развития скоростных способностей широко используются гимнастические упражнения, спортивные игры, предъявляющие высокие требования к проявлению скоростных качеств: упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
Для тренировки различных фаз упражнения могут быть предложены следующие средства:
Общеразвивающие упражнения для развития скоростных способностей на материале раздела «Лёгкая атлетика»: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с низкого и высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег «с горки» в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений, бег со старта за лидером; упражнения на быстроту реакции (бег рысцой, бег с высоким подниманием бедра, бег с касанием голенью ягодиц; бег приставными шагами; броски теннисного мяча в стенку и ловля его в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; рывки с места и в движении по команде (по сигналу);
Развитие быстроты на материале раздела «Подвижные игры»: Два мороза», «Кот и мыши», Смена сторон», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Волк во рву», «Через кочки и пенёчки», «Прыгающие воробушки», «Удочка», «Мышеловка», «Невод», «Эстафета зверей», «Метко в цель», «Кузнечики», «Вызов номеров», «Кто дальше бросит», «Западня», «Воробьи и вороны», «День и ночь», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Горелки», «Салки», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний», «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки и др.
Развитие быстроты на материале раздела «Спортивные игры»: быстрый бег с передачей мяча; повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью, из разных исходных положений с ведением мяча; броски в стенку и ловля мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; упражнения с бросками и ловлей мяча; отдельные действия в спортивных играх.
Методические приемы:
Направленное повышение внешних требований к способности воспроизводить и оценивать параметры движения объекта
Предупреждение травм
Во время тренировки на быстроту особенно значительно напряжение мышц, сухожилий и связок. Необходимо основательно разогреться и следить за тем, чтобы мышцы не перенапрягались. Между упражнениями мышцы нужно расслаблять.
Контроль и самоконтроль обучающегося
Бег на 30 метров является интегральным показателем, отражающим быстроту человека. Поэтому, это упражнение выбрано в качестве контрольного для определения двигательного качества «быстрота».
В рамках номинации «Самый быстрый» проводится промежуточное тестирование уровня развития скоростных способностей: многоскоки (1-4класс), бег с преодолением препятствий (1-2 класс), «слаломный бег» с ведением мяча (3-4 класс).
Дополнительные варианты тестов: бег со старта на 60м из разных исходных положений, прыжок в высоту через верёвочку с 3-5 шагов разбега, прыжок в длину с разбега «согнув ноги».
© 2018, СТЕПАНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 16943