СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР» программа по внеурочному курсу «Мифологическая картина мира» является формой реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории и обществознания (внутрипредметная связь), литературы (межпредметная связь) и ориентирован на деятельностный характер обучения в целом. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов внеурочной деятельности по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Главная цель изучения истории как в курсе всеобщая история, так и курсе история России: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи курса:
• Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества
• Развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В 5 классе обучающиеся изучают первый период всеобщей истории – историю Древнего мира (от начала становления человеческого общества до крушения Западной Римской империи).
Цель изучения внеурочного курса «Мифологическая картина мира»:
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Общие задачи изучения предмета История:
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
2.Общая характеристика курса
Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса «МКМ» в 5-м классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для обучающихся.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;
- практически-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.
Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:
- многофакторных подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов;
- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;
- внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;
- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;
- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собственной позиции при изучении мифов, легенд, сказаний народов мира и России.
Основу программы составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственности); проблема войны и мира в истории.
Программа должна реализовываться с опорой на возрастные особенности подросткового возраста.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД «МКМ»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также мифологемами как формами общественного сознания; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений прошлого человечества;
3) формирование умений применения исторических знаний и мифологических символов для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
4. Содержание курса ВД «МКМ»
Мифологическая картина мира - 5 класс (35 часов)
Первобытность -6 час.
Введение в мифологию. Синкретичность МКМ как первой формы общественного сознания. Структура логосов. Первобытные верования. Анимизм. Тотемизм. Фетишизм. Магия. Первобытная культура. Знать. Жрецы. Культы. Народы Африки. Народы Америки. Народы и племена Европы. Единство пантеона.
Древний Восток - 7 час.
Древние цивилизации Востока
Вавилоняне и ассиряне. Культура их. «Книга мертвых» и загадочные культы Египта. Теологическая и космогоническая система. Божества народного верования. Мифы и сказания. Сирийские культы. Израильтяне. Обычай и культ до Моисея. Священные книги Китая. Культ в Японии. Ведизм. Индуизм. Брахманизм. Буддизм. МКМ.
Античность.
Древняя Греция - 8 час.
Древняя Греция. Эллинизм. Основные этапы мифологических форм, соответствия политического и общественного устройства Древней Греции. МКМ и эллинистическая культура. Особенности культуры Древней Греции. Великий Гомер: «Иллиада, Одиссея».
Субраздел 1. Боги Древней Греции.
Боги Олимпа. Знакомство с Овидием, Куном. Апполон – бог искусства. Артемида, Афина, Афродита – три начала жизни. Легенда о мистической силе красоты в античной скульптуре. Роль Гермеса в античной мифологии. Мир Запредела, магия, понятие многослойности мира. Красота – дар небес. Нарцисс. Адонис. Царство мрачного Аида. История Деметры. Посейдон и божества моря. Образ Дионисия в античном мифотворчестве. Образ Пана в античной мифологии и искусстве.
Субаздел 2. Герои Древней Греции.
Персей. Образ Прометея в греческой мифологии. Геракл и гераклиды. Даная и данаиды. «Слезы Ниобы». Дедал и Икар. Полифем, Акид, Галатея. Миф о Тесее. «Орфей и Эвридика». Тайна любви и магия искусства.
Субраздел 3. Древнегреческий эпос.
Ясон. Аргонавты. Троянский цикл. «Одиссея « Гомера. Агамемнон и сын его Орест. Фиванский цикл. Великие образы греческого эпоса, влияние на живопись, скульптуру, литературу.
Древний Рим - 5 час.
Древний Рим. Основные этапы мифологических форм, соответствия политического и общественного устройства Древнего Рима. Религия. Культура.
Античное язычество. Мифы римлян.
Античное наследие и его значение для современного мира.
Восточные славяне – 6 час.
Сказки. Легенды, былины.Тайные знания.Загадки. Боги, герои, богатыри.
Сибирь в древнее время - 3 час.
Культы, обряды, культура народов Сибири, Приобья.
© 2017, Семенова Инесса Евгеньевна 815