СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мастер класс по теме «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».
( титульный лист, слайд 1)
Цель: трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности.
Задачи:
- определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего образования;
- представить методические приемы формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников;
- повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.(слайд 2)
Актуальность
- Тема нашего сегодняшнего разговора«Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».
- Хочу начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения?»
Участники мастер – класса высказываются.
- Я согласна с вами, в стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия.(слайд 3 из ФГОС НОО ).
Организация практической деятельности
- А что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?
- Совершенно верно, это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию.
- Главная задача современной школы «Научить учиться!» посредством развития универсальных учебных действий.
-Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?(слайд 4).
- Ответ на этот вопрос волнует каждого творчески работающего педагога. Предлагаю порассуждать на эту тему.
- Вы согласны с утверждением: «способности формируются в деятельности и в ней же проявляются»?
- Надеюсь, вы согласитесь еще с одним утверждением: «важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность».
С вашего позволения приведу одно из определений исследовательской деятельности:
«Исследовательская деятельность - это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку»(слайд 5).
В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
-Уважаемые коллеги! Хочу и вам предложить сделать открытие, а именно определить последовательность этапов учебной исследовательской деятельности.
Задание1.На столах лежат карточки с названиями этапов – необходимо установить их в соответствующей последовательности.(Участники читают и устанавливают последовательность этапов учебной исследовательской деятельности).
Карточки( можно прикрепить на доске)
1.Выделение и постановка проблемы(актуальность исследования).
2. Выработка гипотез.
3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
5. Представление результатов исследовательской деятельности.
- Вы совершенно верно определили этапы учебно – исследовательской деятельности школьников.
Задание 2.
- Уважаемые коллеги! Каковы же навыки и умения, необходимы учащимся в решении исследовательских задач?
Участники мастер – класса формулируют (можно предложить подсказки):
умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.
- В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы, формы и методы обучения, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию некоторые методы обучения, формирующие исследовательские умения младших школьников.
Методы исследовательского обучения: (слайд 6).
-Ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира, способствует развитию умений видеть проблемы.
- Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?
- Применяется для развития уменийанализировать,сопоставлять,классифицировать.
-Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;
-Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;
-Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – понятие. Развивает умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
- Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все окончания в словах или сами слова, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну. Прекрасный метод, способствующий развитию умений выдвигать гипотезы.
- С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как «явление», «причина», «следствие», «событие», «зависимость», «различие», «сходство».
Формированию этих понятий способствуют задания,например такие как, «четвертый лишний», «продолжи ряды», «найди предметы и явления, которые можно разделить на две группы» и т.д.
Задание 3.
-Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены виды заданий, которые способствуют формированию у учащихся исследовательских умений. Ваша задача: назвать, на формирование каких исследовательских умений направлены эти задания; выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации исследовательской работы формируются у учащихся при выполнении этих заданий.
(Слайд 7) Какие исследовательские умения? Какие УУД?
Можно предложить работу в группах:
1 группа: 1. «Посмотри на мир чужими глазами» (например, глазами жука, кота, мамы). Прочитайте стихотворение (автор, источник)
«Мы не заметили жука
И рамы зимние закрыли.
А он живой,
Он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья.
И я зову на помощь маму:
- Там жук живой!
Раскроем раму!»
2. «Составьте концовку этого стихотворения».
2 группа.
«Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолёт, букет ромашек, охотничья собака.»
Подумайте и выскажите свои предположения: при каких условиях каждый из этих предметов будет полезен? а два или более предмета в одной ситуации?
2. «Найди возможную причину события».
Звонят колокола; трава во дворе пожелтела; гремит гром; на небе появилась радуга; друзья поссорились.
Дополнительное задание: Назовите два- три самых фантастических, неправдоподобных объяснения этих событий.
3 группа.
1. «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.), изображенному на рисунке».(рисунок – иллюстрация). Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он?
2. « Вопросы машине времени».
Участникам предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.
(Группы указывают, какие исследовательские умения и УУД формируются в результате выполнения заданий: познавательные (общеучебные и логические действия), регулятивные учебные действия, коммуникативные и личностные учебные действия).
- Правильно, первая группа заданий направлена на развитие умений видеть проблемы и умения наблюдать, формируются познавательные и регулятивные учебные действия. Проблема- это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Найти проблему часто трудней и поучительней, чем решить её. Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. «Почему светит солнце?» Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Создание изображений учит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры применимо в рамках занятий по развитию исследовательских способностей ребёнка.
При выполнении этих заданий применяется методический прием вживания («эмпатии»), который позволяет выявить проблему «изнутри».
- 2 группа заданий направлена на развитие умения выдвигать гипотезы, как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Понятно, что при выполнении этих заданий у учащихся формируются познавательные, регулятивные УУД.
- 3 группа заданий направлена на развитие умений задавать вопросы. Познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.
- Уважаемые коллеги, думаю, что вы убедились в том, что исследовательская деятельность является одним из эффективных средств развития универсальных учебных действий младших школьников.
- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Я была рада общению с вами! Если вам было интересно, и вы получили положительный заряд энергии предлагаю поблагодаритьдруг другу аплодисментами ! Спасибо за внимание!(слайд аплодисменты).
Приложение.
Задание 4.
Группа 1.Вам необходимо установит правильность суждений и пояснить свой ответ. Установите : какие виды исследовательских умений и УУД развивает это задание.
Задание «Проверить правильность утверждений».
Все деревья имеют ствол и ветви.
Тополь имеет ствол и ветви.
Следовательно, тополь - дерево.
Американцы говорят на английском языке.
Джером говорит на английском языке.
Следовательно, он – американец.
Группа 2.
Задание «Поиск причин событий». Необходимо установить причины возникновения ситуаций.Установите : какие виды исследовательских умений и УУД развивает это задание.
Компьютер работал круглые сутки.
В этом году перелётные птицы прилетели раньше обычного.
Утром на улице звучала музыка.
Группа 3.
Задание «Подберите слова». Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода («весны и зимы», «утра и вечера» и др.). Примеры ответов:
тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой;
холод – айсберг, утро, расставание, полярный.
Немного изменим задание, и оно усложнится – назови характерные черты животных, предметов, явлений и др.
Тигр – полосатый, большой, хищный, отважный.
Дом - …
Солнце - …
День - …
Развитие умений и навыков экспериментирования.
Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
1 «Определяем плавучесть предметов». Предложим детям собрать по десять разных предметов. Далее можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.
2 Эксперименты с магнитом и металлами. Все ли металлы притягивает магнит. Давайте попробуем провести эксперимент, что бы узнать это. В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошее притягивает стальные предметы и совсем не притягивает предметы из алюминия и меди. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы.
3 Эксперименты по смешиванию красок. Красный, синий и желтый цвета называют основными. Все остальные цвета получаются при смешивании. Давайте путём эксперимента, смешивая краски, выясним, как можно получить: зеленый, фиолетовый, оранжевый.
4 Эксперименты с домашними животными. Давайте проведем эксперименты, чтобы определить, как наши домашние питомцы (волнистые попугайчик и кошки, собаки и д.р.) относятся к музыке, громким звукам, резким жестам. Любят ли они петь и при каких условиях охотно поют самостоятельно. Можно проверить экспериментально, насколько способен обучаться наш щенок, котенок или попугайчик. Предложим животным для освоения какую-либо из известных команд. Сколько повторений надо, что бы наш воспитанник усвоил новую команду?
Специалисты выделяют особые эксперименты. Например, эксперимент с отражениями геометрических тел (см. приложение 10). Правильно ли художник нарисовал тени? Почему тени должны быть другими?
Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.
Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Это одна из основных форм логического мышления.
Эффективным средством развития способности к суждению может быть следующее упражнение.
Важным средством и результатом мышления является умозаключение.
Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.
Задание «Скажите, на что похожи». Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением.
Объясните, на что похожи:
узоры на ковре, старые автомобили,
облака, новые кроссовки.
очертания деревьев за окном,
Задание «Назовите как можно больше предметов». Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)?
Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.
Развитие умения создавать метафоры
Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения. Построение метафор – довольно сложное дело. Это то, что могут с успехом делать творцы.
Задание «Объясните значение выражения». Возьмём несколько пословиц и изречений и проведём коллективную беседу с детьми о том, что они означают:
Без труда не вынешь рыбку из пруда. Всяк кулик своё болото хвалит.
Развитие дивергентного и конвергентного мышления
Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Он связан с воображением, и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей.
Конвергентное мышление логическое, последовательное, однонаправленное. Оно активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ.
У детей необходимо развивать оба вида мышления.
В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они не обходимы для исследователя.
Задание «Рассказ на заданную тему»
Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лёд, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ученик записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.
Пример рассказов:
«Вот и пришла зима! Выпал снег. Ударил сильный мороз. Реки сковало льдом. Но мы не боимся ни мороза, ни метели. Каждый день катаемся с горки на санках и на лыжах, ходим на каток кататься на коньках. Вчера мы лепили снеговиков».
Задание «Сочиняем сказку». На карточках нарисованы сказочные персонажи и написаны их имена. Карточек должно быть много. Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Спящая красавица, Мальвина, Русалочка, Шапокляк, Лиса-Патрикеевна и др. Мужские персонажи: Иван-царевич, Буратино, Бармалей, Пьеро, Незнайка, Кощей Бессмертный, Царь и др.
1-й вариант игры. Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через 15-20 минут рассказать сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.
2-й вариант игры. Каждый участник вытягивает карточку с изображением героя. Затем кто-то из участников предлагает зачин сказки. Он произносит несколько фраз и дальше этот сюжет от имени уже своего персонажа продолжает другой участник, затем третий и далее.
Задание «Сочини рассказ по схеме». Особенно интересны в плане развития умений обрабатывать полученные в собственных исследованиях материалы, задания, где сочетается несочетаемое, например – алгоритм и творчество. Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность.
Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия». О чём бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности. Дети с хорошо развитой речью и мышлением вполне успешны в этой работе.
© 2015, Зюзева Наталия Михайловна 4257