СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер класс по теме «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс по теме «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».

( титульный лист, слайд 1)

Цель: трансляция опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности.

Задачи:

- определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего образования;

- представить методические приемы формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников;

- повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.(слайд 2)

Актуальность

- Тема нашего сегодняшнего разговора«Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников».

- Хочу начать наш разговор с вопроса: «Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения?»

Участники мастер – класса высказываются.

- Я согласна с вами, в стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия.(слайд 3 из ФГОС НОО ).

Организация практической деятельности

- А что Вы понимаете под универсальными учебными действиями?

- Совершенно верно, это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию.

- Главная задача современной школы «Научить учиться!» посредством развития универсальных учебных действий.

-Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?(слайд 4).

- Ответ на этот вопрос волнует каждого творчески работающего педагога. Предлагаю порассуждать на эту тему.

- Вы согласны с утверждением: «способности формируются в деятельности и в ней же проявляются»?

- Надеюсь, вы согласитесь еще с одним утверждением: «важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность».

С вашего позволения приведу одно из определений исследовательской деятельности:

«Исследовательская деятельность - это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку»(слайд 5).

В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

-Уважаемые коллеги! Хочу и вам предложить сделать открытие, а именно определить последовательность этапов учебной исследовательской деятельности.

Задание1.На столах лежат карточки с названиями этапов – необходимо установить их в соответствующей последовательности.(Участники читают и устанавливают последовательность этапов учебной исследовательской деятельности).

Карточки( можно прикрепить на доске)

1.Выделение и постановка проблемы(актуальность исследования).

2. Выработка гипотез.

3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

- Вы совершенно верно определили этапы учебно – исследовательской деятельности школьников.

Задание 2.

- Уважаемые коллеги! Каковы же навыки и умения, необходимы учащимся в решении исследовательских задач?

Участники мастер – класса формулируют (можно предложить подсказки):

умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи.

- В процессе включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы, формы и методы обучения, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.

Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию некоторые методы обучения, формирующие исследовательские умения младших школьников.

Методы исследовательского обучения: (слайд 6).

  • метод вживания;

-Ученик пытается «вселиться» в изучаемый объект, познать его изнутри. Применим для изучения объектов окружающего мира, способствует развитию умений видеть проблемы.

  • метод эвристических вопросов;

- Применим для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте. Задаются семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

  • метод сравнения;

- Применяется для развития уменийанализировать,сопоставлять,классифицировать.

  • метод эвристического наблюдения;

-Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдения;

  • метод эвристического исследования;

-Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования – факты об объекте – опыты – новые факты – возникшие вопросы и проблемы – гипотезы – рефлексивные суждения – результаты;

  • метод конструирования понятия;

-Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить его до культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт – понятие. Развивает умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

  • метод «Если бы…»;

- Ученикам предлагается составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут все окончания в словах или сами слова, хищники станут травоядными, все люди переселятся на Луну. Прекрасный метод, способствующий развитию умений выдвигать гипотезы.

  • методы, формирующие умения классифицировать.

- С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как «явление», «причина», «следствие», «событие», «зависимость», «различие», «сходство».

Формированию этих понятий способствуют задания,например такие как, «четвертый лишний», «продолжи ряды», «найди предметы и явления, которые можно разделить на две группы» и т.д.

Задание 3.

-Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены виды заданий, которые способствуют формированию у учащихся исследовательских умений. Ваша задача: назвать, на формирование каких исследовательских умений направлены эти задания; выделить те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации исследовательской работы формируются у учащихся при выполнении этих заданий.

(Слайд 7) Какие исследовательские умения? Какие УУД?

Можно предложить работу в группах:

1 группа: 1. «Посмотри на мир чужими глазами» (например, глазами жука, кота, мамы). Прочитайте стихотворение (автор, источник)

«Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли.

А он живой,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

- Там жук живой!

Раскроем раму!»

2. «Составьте концовку этого стихотворения».

2 группа.

  1. Упражнение на обстоятельства.

«Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, мобильный телефон, чайник, реактивный самолёт, букет ромашек, охотничья собака.»

Подумайте и выскажите свои предположения: при каких условиях каждый из этих предметов будет полезен? а два или более предмета в одной ситуации?

2. «Найди возможную причину события».

Звонят колокола; трава во дворе пожелтела; гремит гром; на небе появилась радуга; друзья поссорились.

Дополнительное задание: Назовите два- три самых фантастических, неправдоподобных объяснения этих событий.

3 группа.

1. «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.), изображенному на рисунке».(рисунок – иллюстрация). Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он?

2. « Вопросы машине времени».

Участникам предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего.

(Группы указывают, какие исследовательские умения и УУД формируются в результате выполнения заданий: познавательные (общеучебные и логические действия), регулятивные учебные действия, коммуникативные и личностные учебные действия).

- Правильно, первая группа заданий направлена на развитие умений видеть проблемы и умения наблюдать, формируются познавательные и регулятивные учебные действия. Проблема- это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемная ситуация - такая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому заставляет остановиться и задуматься. Найти проблему часто трудней и поучительней, чем решить её. Увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. «Почему светит солнце?» Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Создание изображений учит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами. Поэтому детское рисование с натуры применимо в рамках занятий по развитию исследовательских способностей ребёнка.

При выполнении этих заданий применяется методический прием вживания («эмпатии»), который позволяет выявить проблему «изнутри».

- 2 группа заданий направлена на развитие умения выдвигать гипотезы, как возможные варианты решения проблемы. Умение выдвигать гипотезы – одно из главных умений исследователя. Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Понятно, что при выполнении этих заданий у учащихся формируются познавательные, регулятивные УУД.

- 3 группа заданий направлена на развитие умений задавать вопросы. Познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.

- Уважаемые коллеги, думаю, что вы убедились в том, что исследовательская деятельность является одним из эффективных средств развития универсальных учебных действий младших школьников.

- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Я была рада общению с вами! Если вам было интересно, и вы получили положительный заряд энергии предлагаю поблагодаритьдруг другу аплодисментами ! Спасибо за внимание!(слайд аплодисменты).

Приложение.

Задание 4.

Группа 1.Вам необходимо установит правильность суждений и пояснить свой ответ. Установите : какие виды исследовательских умений и УУД развивает это задание.

Задание «Проверить правильность утверждений».

Все деревья имеют ствол и ветви.

Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь - дерево.

Американцы говорят на английском языке.

Джером говорит на английском языке.

Следовательно, он – американец.

Группа 2.

Задание «Поиск причин событий». Необходимо установить причины возникновения ситуаций.Установите : какие виды исследовательских умений и УУД развивает это задание.

Компьютер работал круглые сутки.

В этом году перелётные птицы прилетели раньше обычного.

Утром на улице звучала музыка.

Группа 3.

Задание «Подберите слова». Подберите прилагательные и существительные, отвечающие ощущениям тепла и холода («весны и зимы», «утра и вечера» и др.). Примеры ответов:

тепло – лето, солнце, яркий, ласковый, живой;

холод – айсберг, утро, расставание, полярный.

Немного изменим задание, и оно усложнится – назови характерные черты животных, предметов, явлений и др.

Тигр – полосатый, большой, хищный, отважный.

Дом - …

Солнце - …

День - …

Развитие умений и навыков экспериментирования.

Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

1 «Определяем плавучесть предметов». Предложим детям собрать по десять разных предметов. Далее можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить.

2 Эксперименты с магнитом и металлами. Все ли металлы притягивает магнит. Давайте попробуем провести эксперимент, что бы узнать это. В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошее притягивает стальные предметы и совсем не притягивает предметы из алюминия и меди. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы.

3 Эксперименты по смешиванию красок. Красный, синий и желтый цвета называют основными. Все остальные цвета получаются при смешивании. Давайте путём эксперимента, смешивая краски, выясним, как можно получить: зеленый, фиолетовый, оранжевый.

4 Эксперименты с домашними животными. Давайте проведем эксперименты, чтобы определить, как наши домашние питомцы (волнистые попугайчик и кошки, собаки и д.р.) относятся к музыке, громким звукам, резким жестам. Любят ли они петь и при каких условиях охотно поют самостоятельно. Можно проверить экспериментально, насколько способен обучаться наш щенок, котенок или попугайчик. Предложим животным для освоения какую-либо из известных команд. Сколько повторений надо, что бы наш воспитанник усвоил новую команду?

Специалисты выделяют особые эксперименты. Например, эксперимент с отражениями геометрических тел (см. приложение 10). Правильно ли художник нарисовал тени? Почему тени должны быть другими?

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Это одна из основных форм логического мышления.

Эффективным средством развития способности к суждению может быть следующее упражнение.

Важным средством и результатом мышления является умозаключение.

Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

Задание «Скажите, на что похожи». Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться следующим упражнением.

Объясните, на что похожи:

узоры на ковре, старые автомобили,

облака, новые кроссовки.

очертания деревьев за окном,

Задание «Назовите как можно больше предметов». Какие предметы одновременно являются твёрдыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лёд, пластик, янтарь, кристалл и др.)?

Усложним задание – назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твёрдыми.

Развитие умения создавать метафоры

Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения. Построение метафор – довольно сложное дело. Это то, что могут с успехом делать творцы.

Задание «Объясните значение выражения». Возьмём несколько пословиц и изречений и проведём коллективную беседу с детьми о том, что они означают:

Без труда не вынешь рыбку из пруда. Всяк кулик своё болото хвалит.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентным в психологии называют альтернативное мышление, отступающее от логики. Дивергентная задача- это задача, имеющая много правильных ответов. Именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Он связан с воображением, и служит средством порождения большого количества разнообразных оригинальных идей.

Конвергентное мышление логическое, последовательное, однонаправленное. Оно активизируется в задачах, имеющих единственный правильный ответ.

У детей необходимо развивать оба вида мышления.

В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важные исследовательские навыки, а также такие важные характеристики креативности, как: оригинальность гибкость, беглость (продуктивность) мышления и др. Все они не обходимы для исследователя.

Задание «Рассказ на заданную тему»

Ученик выходит к доске и объявляет тему игры. Например «Зима». Каждый из играющих называет один предмет, связанный с этой темой, например: снег, лёд, мороз, метель, лыжи, коньки, санки, горка, каток, снеговик и др. Ученик записывает все слова на доске, а затем составляет из них короткий рассказ.

Пример рассказов:

«Вот и пришла зима! Выпал снег. Ударил сильный мороз. Реки сковало льдом. Но мы не боимся ни мороза, ни метели. Каждый день катаемся с горки на санках и на лыжах, ходим на каток кататься на коньках. Вчера мы лепили снеговиков».

Задание «Сочиняем сказку». На карточках нарисованы сказочные персонажи и написаны их имена. Карточек должно быть много. Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Баба-Яга, Золушка, Спящая красавица, Мальвина, Русалочка, Шапокляк, Лиса-Патрикеевна и др. Мужские персонажи: Иван-царевич, Буратино, Бармалей, Пьеро, Незнайка, Кощей Бессмертный, Царь и др.

1-й вариант игры. Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через 15-20 минут рассказать сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.

2-й вариант игры. Каждый участник вытягивает карточку с изображением героя. Затем кто-то из участников предлагает зачин сказки. Он произносит несколько фраз и дальше этот сюжет от имени уже своего персонажа продолжает другой участник, затем третий и далее.

Задание «Сочини рассказ по схеме». Особенно интересны в плане развития умений обрабатывать полученные в собственных исследованиях материалы, задания, где сочетается несочетаемое, например – алгоритм и творчество. Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность.

Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: «факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия». О чём бы ни шла речь, автор-рассказчик непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности. Дети с хорошо развитой речью и мышлением вполне успешны в этой работе.

01.11.2015 14:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!