СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опросник мотивации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опросник мотивации

(Модифицированный вариант Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л\Венгера)

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьни­ков в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:

1 — отметка;

2 — социальная моти­вация одобрения — требования авторитетных лиц (стрем­ление заслужить одобрение или избежать наказания);

3 — познавательная мотивация;

4 — учебная мотивация;

5 — со­циальная мотивация — широкие социальные мотивы;

6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте;

7 — праг­матическая внешняя утилитарная мотивация;

8 — социальная мотивация — позиционный мотив;

9 — отрицательное отно­шение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка:

  • чтобы быть отличником,
  • чтобы хорошо закончить школу,
  • чтобы получать хорошие отметки.

2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:

  • чтобы родители не ругали,
  • потому что этого требуют учителя,
  • чтобы сделать родителям приятное.

3. Познавательная мотивация:

  • потому что учиться интересно,
  • потому что на уроках я узнаю много нового,
  • потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

4. Учебная мотивация:

  • чтобы получить знания,
  • чтобы развивать ум и способности,
  • чтобы стать образованным человеком.

5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

  • чтобы в будущем приносить людям пользу,
  • потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом,
  • потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

  • чтобы продолжить образование,
  • чтобы получить интересную профессию,
  • чтобы в будущем найти хорошую работу.

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

  • чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
  • чтобы получить подарок за хорошую учебу,
  • чтобы меня хвалили.

8. Социальная мотивация — позиционный мотив:

  • чтобы одноклассники уважали,
  • потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали,
  • потому что не хочу быть в классе последним.

9. Негативное отношение к учению и школе:

  • мне не хочется учиться,
  • я не люблю учиться,
  • мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он мо­жет согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

  • Я учусь, чтобы быть отличником.
  • Я учусь, чтобы родители не ругали.
  • Я учусь, потому что учиться интересно.
  • Я учусь, чтобы получить знания.
  • Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
  • Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
  • Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
  • Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
  • Я не хочу учиться.
  • Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
  • Я учусь, потому что этого требуют учителя.
  • Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
  • Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
  • Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.
  • Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
  • Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
  • Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.
  • Я не люблю учиться.
  • Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
  • Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
  • Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
  • Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
  • Я учусь, потому что учение — самое важное и нужн дело в моей жизни.
  • Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  • Я учусь, чтобы меня хвалили.
  • Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
  • Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал­лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания:

Интегративные шкалы:

учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — ши­рокие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам (1 — отметка + 7 — прагматическая);

социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 — социальная мотивация — позиционный мотив);

негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

0 - Пик на шкале «негативное отношение к школе».

1 - Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная — одобрение).

2 - Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-по­ знавательная и социальная шкалы.

3 - Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

11.11.2017 11:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП