СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От воспитания души к воспитанию духовности

Нажмите, чтобы узнать подробности

С давних пор на Руси говорят: «Песня – душа народа». Именно в народной песне собрано все интонационно-поэтическое богатство родного языка, красота и гармония русской природы. Мое знакомство с народной песней началось в далеком детстве. В нашей многодетной семье всегда относились к народному фольклору с большим уважением. С детства я слышала от мамы и бабушки замечательные сказки, колыбельные песни - пестушки, обрядовые и трудовые песни, поговорки, загадки, которые закладывали в нас, детях основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Жизненный уклад нашей семьи строился на уважении и почитании старших, послушании, трудолюбии, заботы и внимании к ближнему - на тех ценностях, которые так характерны для православных традиций и христианской веры. В возрасте пяти лет меня крестили в церкви и я, сохраняя лучшие традиции моей семьи, крестила своих детей и внуков.

Народная мудрость гласит: «Мой дом - моя крепость», имея ввиду не столько толщину и неприступность крепостных стен, сколько духовную, нравственную крепость дома, семьи. Быть может, нам сейчас как раз и не хватает таких неприступных домов - крепостей таких крепких семей, способных выдержать любое испытание, противостоять любым жизненным невзгодам. Я уверена в том, что самым надежным помощником в таком строительстве является народная педагогика, опирающаяся на православные традиции.

Мой многолетний педагогический и жизненный опыт подтверждает, что многообразие форм и содержания, синкретическая природа фольклора, основанная на единстве словесных, музыкальных, изобразительных средств и форм выражения, делают фольклор мощным средством духовно-нравственного воспитания детей. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об известных проблемах борьбы добра и зла, света и тьмы, вечных канонов христианской веры.

Со времен Крещения Руси православная вера была основой духовно-нравственного воспитания русского народа, но с приходом советской власти Церковь была отделена от государства и многие церкви были уничтожены, пытались уничтожить Веру народа в христианские идеалы. «Забвение народных традиций активизирует негативные тенденции менталитета, приводит к утрате национального самосознания» (из «Концепция духовно-нравственного развития и личности гражданина России (стандарты второго поколения»). Благодаря народной песне во многом удалось сохранить ростки Православной Веры в русских людях, ведь многие национальные обряды такие, как Рождественские посиделки, Святки, Троицкие празднования, Благовещенские песнопения и другие являются ни чем иным как обрядовыми праздниками Православной Христианской веры. Поэтому у меня возникло огромное желание создать для детей авторскую программу «Народное пение и обряды», содержание которой ориентировано на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности учащихся, включая широкий спектр видов и сфер практической деятельности фольклорного творчества и создание условий для нравственного самоопределения учащихся, опирающиеся, в том числе, на каноны христианской Православной Церкви.

В основу моей образовательной программы положены закономерности народного календаря, праздников и обрядов, которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части.

Репертуар ансамбля, включающий русские народные песни, хороводы, игры, народные и христианские православные праздники, библейские сюжеты направлен на практическое приобщение детей и их родителей к национальной православной культуре. Важной особенностью праздников, проводимых в ансамбле, является их фактическое совпадение с датой народного и православного календаря, опора на подлинность культурных и христианских традиций, что придает праздникам самобытность и особый колорит.

Мое глубокое убеждение заключается в том, что музыкальный фольклор является не только богатейшим источником воспитания души ребенка, но и обеспечивает развитие личностной культуры - как основы его духовности в целом. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве, при их отсутствии начинается распад личности и культуры. Безнравственный человек значит – бессовестный, а моя задача воспитывать у детей потребность строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, любви и веры.

Работая по своей программе с детьми, я убедилась в том, что дети больше тянутся к вере, с удовольствием принимают участие в православных обрядах, в коллективе сформирован положительный микроклимат, ребята умеют строить межличностные отношения, старшие опекают младших.

Руководитель образцового ансамбля народной песни «Купаленка» С.А. Самусь

Категория: Музыка
26.08.2015 10:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!