СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пантомима является особым видом искусства, своеобразным способом общения с окружающим миром и другими людьми. В переводе с древнегреческого языка данное слово обозначает "тот, кто все изображает". Таким образом, пантомима – это вид театрального представления, в котором основной смысл происходящего передается жестами, а не словами.
Возникло такое искусство еще в древние времена и было частью языческих обрядов и ритуалов. Театр пантомимы появился в Римской империи в эпоху Августа. Позже, в смутное средневековое время, церковь ввела запрет на пантомиму, однако последняя продолжала свое существование в искусстве бродячих жонглеров, мимов, менестрелей и скоморохов.
Виды пантомимы
Различают несколько основных видов «немого» искусства:
- танцевальная (зародилась в обрядах и ритуалах древних людей, языческих племен, до сих пор сохраняется у многих народов);
- классическая (истоки можно наблюдать в зрелищах древнегреческой и древнеримской цивилизаций; в ней гармонично объединяются стихи, музыка и действие);
- акробатическая (включает в себя жонглирование, прыжки, различные трюки; берет истоки из восточного театра, активно используется в цирке);
- эксцентрическая (применяется в цирке, в основе лежит какая-либо комичная ситуация, в сценке задействован специальный реквизит).
К цирковой пантомиме также относят батальную, зоопантомиму, водяную и приключенческую феерию с массовыми сценами и спецэффектами. Последний вид – наивысший уровень мастерства.
Существуют два типа этого вида искусства: соло-пантомима - работа одного артиста, и театральная, с участием коллектива актеров, с использованием декораций и сценария.
Жанры пантомимы
По своему жанру пантомима – это комедия, трагедия иди драма, сказка или миф, памфлет или новелла, эстрадная миниатюра. Одним словом, ей подвластно все.
Чем полезны пантомимические упражнения для детей с ОВЗ
Во-первых, ввиду специфики и полиморфности нарушений эмоционально-волевой сферы, дети с ОВЗ затрудняются в выражении своего внутреннего эмоционального состояния и в то же время в понимании эмоционального состояния других людей. Пантомимические упражнения в полной мере учат детей моделировать свои ощущения и переживания в язык тела, используя пластику движений.
Во-вторых, у детей с ОВЗ выявляются нарушения как общей, так и мелкой моторики, что значительно ограничивает познание ребёнком окружающего мира и пространства. Осуществляя пантомимическую игру,ребёнок незаментно для себя отрабатывает пластику тела, тем самым улучшается координация движений и сосояние моторной сферы в целом.
В-третьих, у детей с ОВЗ довольно часто прослеживаются мышечные зажимы, сформированные вследствие первичной патологии или имеющие функциональное происхождение. Пантомимические упражнения включают ребёнка в процесс игры, увлекают его и снимают спазмы и зажимы, улучшая кровоток в тканях, повышая обменные процессы.
Но и самое главное пантомима развивает творческое мышление и воображение детей, что особенно важно для детей с ОВЗ, так как недостаточная сформированность когнитивных процессов встречается практически у всех детей с проблемами в развитии.
С учётом выше сказанного и опираясь на свой практический опыт, хочу подчеркнуть, что пантомимическая игра даёт значительные результаты в процессе коррекционного сопровождения детей с аутизмом, нарушениями речи, нарушениями слуха, при ЗПР, ДЦП (при возможности осуществлять навыки самообслуживания и предметно-манипулятивной деятельности).
Конечно, специфика отбора пантомимических игр осуществляется с учётом возраста ребёнка и степени сформированности его двигательной сферы.
ВАРИАНТЫ ПАНТОМИМИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.
Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов.
Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:
Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.
Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:
Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:
Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:
Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей целый театр пантомимы.
СКАЗКА - ПАНТОМИМИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ "СОЛОВЕЙ"
КРАСОТА ПЛАСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РУК "РАЙСКИЕ ПТИЦЫ"
Психолог-консультант Стаценко Л.В.
© 2017, Стаценко Лариса Викторовна 2204