СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Стилистика и культура речи» для 10– 11 класса создана на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10 - 11 классов \ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение (2011), соответствующей Государственному стандарту общего образования по русскому языку.
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
61027, Монголия, г. Эрдэнэт, ул. площадь Амара 1, тел. (+976)01352 73852
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
CТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Уровень образования (классы): 10-11
Срок реализации: 2018 - 2020 уч. г.
Разработчик учебной программы: Драгун А.Н.
Пояснительная записка к рабочей программе спецкурса по русскому языку
«Стилистика и культура речи» (10– 11 класс)
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Стилистика и культура речи» для 10– 11 класса создана на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10 - 11 классов \ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение (2011), соответствующей Государственному стандарту общего образования по русскому языку, и рассчитана на преподавание по учебнику: Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник образовательных Организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены образовательным стандартом. Данная рабочая программа составлена в соответствие с требованиями следующих нормативных документов:
Язык– по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – базовая учебная дисциплинаобласти «Филология». В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Актуальностьизучения предмета в том, что русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Данная программа составлена дляспецкурса по русскому языку в 10 - 11 классе общеобразовательного учебного заведения. Интегрированный спецкурс нацелен на закрепление умения старшеклассников грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах, помогает усвоить на достаточно высоком уровне различные нормы русского языка, способствует развитию навыков публичной речи. В программе на первый план выдвигается практическая цель– формирование и совершенствование культуры речи учащихся старших классов, сопутствующая цель - повторение и обобщение курса основной школы для эффективной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе (в формате ЕГЭ). Структура курса разработана в соответствии с принципами функционального подхода, предполагающего изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью. Дидактические материалы для реализации данной программы отбираются в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образовательных программ по русскому языку» и спецификацией ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.
Задачи данного спецкурса- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Основной дидактической единицей выступают тексты различных стилей речи. Многоаспектная стилистическая работа с текстом позволяет учащимся увидеть, как данное высказывание, данный текст, данная речевая единица соотносится с окружающей действительностью, с широким культурным контекстом. Структура стилистического анализа текста соответствует спецификации обязательного стандарта образования по русскому языку и позволяет проводит целенаправленную и рациональную подготовку учащихся к итоговым экзаменам за курс средней школы.
Сроки реализации программы: в течение 2018\2019, 2019\2020 учебных годов. Тематическое планирование разработано применительно к учебному плану ФМБОУ КСОШ №4. В 10 классе на спецкурс «Стилистика и культура речи. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе» отводится 68 часов, т.е. 2часа в неделю.Распределение часов по темам примерное и корректируется по учебным четвертям с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.В 11 классе на спецкурс «Стилистика и культура речи. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе» отводится 68 часа, т.е. 2часа в неделю. Распределение часов по темам примерное и корректируется по учебным четвертям с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.Виды и формы контроля: сочинение на литературную тему, тестирование, сочинение-рассуждение.
Основное содержание тем спецкурса по русскому языку
«Стилистика и культура речи» (10 – 11 класс)
№ п/п |
Тема |
Основное содержание |
Количество часов |
1 |
Стилистика. Функциональные стили речи и их особенности. |
Стилистика, ее задачи.Классификация стилей речи. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Публицистический стиль: назначение, сфера применения, экстралингвистические и лингвистические особенности публицистической речи. Общая характеристика официально-делового стиля. Особенности разговорной речи. Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Использование средств различных стилей речи в художественном тексте. |
16 |
2 |
Культура речи. Основные элементы культуры речи. |
Культура устной и письменной речи. Качества культурной речи: правильность, точность, ясность, информативность, логичность, богатство, выразительность. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. |
6 |
3 |
Понятие о языковой норме. Основные нормы русского литературного языка. Выразительные возможности единиц основных уровней языковой системы. |
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Основные нормы русского произношения.Орфоэпический минимум для подготовки к ЕГЭ. Выразительные средства фоники. Лексические нормы. Лексическое значение слова, прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Книжная и разговорная лексика. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления (профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, неологизмы). Словарь паронимов для подготовки к ЕГЭ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Нормы словообразования. Выразительные средства морфемики и словообразования. Морфологические нормы. Принципы выделения частей речи. Омонимия частей речи. Выразительные средства морфологии. Синтаксические нормы. Основные синтаксические средства выразительности. Предупреждение грамматических и речевых ошибок. |
20 |
4 |
Текст как речевое произведение |
Стилистический анализ текста: коммуникативные задачи, типовая структура текста, общие и языковые стилевые черты; способы и средства связи; изобразительно-выразительные средства; индивидуально-авторские особенности. Создание (порождение) текста: реализация коммуникативного намерения и воплощение замысла высказывания; алгоритм действий на каждой фазе создания текста (ориентация, планирование, реализация, контроль). |
10 |
5 |
Знакомство с темами итогового выпускного сочинения2019 - 2020 |
Требования к итоговому выпускному сочинению. Тематические направления итогового выпускного сочинения 2019 - 2020 |
4 |
6 |
Сочинение на литературную тему в формате итогового выпускного сочинения |
Анализ темы сочинения на литературную тему и определение проблематики в рамках данной темы. Способы формулирования проблемы. План и тезисы сочинения, подбор литературных источников. Анализ художественного произведения. Приемы привлечения литературных источников в работе над сочинением. Композиция сочинения: виды вступления, основная часть, заключение. Речевое оформление сочинения. |
20 |
7 |
Знакомство с демонстрационным вариантом ЕГЭ –2020 по русскому языку. |
Требования ЕГЭ по русскому языку. Содержание демонстрационного варианта ЕГЭ – 2020. Регламент проведения ЕГЭ по русскому языку. |
6 |
8 |
Нормы правописания. |
Основные нормы русской орфографии. Правописание безударных гласных, гласных после шипящих, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь на конце слова после шипящих. Правописание приставок; суффиксы различных частей речи; Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях; правописание падежных и личных окончаний. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.Правописание сложных слов. Основные нормы русской пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении; пунктуация при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; конструкции, грамматически не связанные с членами предложения; пунктуация в многокомпонентных сложных предложениях; оформление прямой речи. Предупреждение правописных ошибок. |
22 |
9 |
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку |
Анализ проблематики публицистического и художественного текста. Способы формулирования проблемы. Комментирование проблемы и определение позиции автора. Способы выражения и аргументирования своего мнения. План и тезисы сочинения, приемы привлечения литературных источников и жизненного опыта в работе над сочинением. Композиция сочинения: виды вступления, основная часть, заключение. Речевое оформление сочинения. Открытый банк заданий ФИПИ |
24 |
10 |
Резерв |
8 |
© 2020, драгун александр николаевич 109