СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
61027, Монголия, г. Эрдэнэт, ул. площадь Амара 1, тел. (+976)01352 73852
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
CТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Уровень образования (классы): 10-11
Срок реализации: 2018 - 2020 уч. г.
Разработчик учебной программы: Драгун А.Н.
Пояснительная записка к рабочей программе спецкурса по русскому языку
«Стилистика и культура речи» (10– 11 класс)
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Стилистика и культура речи» для 10– 11 класса создана на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 10 - 11 классов \ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение (2011), соответствующей Государственному стандарту общего образования по русскому языку, и рассчитана на преподавание по учебнику: Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник образовательных Организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены образовательным стандартом. Данная рабочая программа составлена в соответствие с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 27.06.2019г.) "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года №1089
(ред. от 07.06.2017г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Положение о рабочей программе по предмету ФМБОУ КСОШ№4, г. Эрдэнэт, 2018
Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (ред. от 08.05.2019)
Основная образовательная программа основного общего образования ФМБОУ КСОШ№4, г. Эрдэнэт на 2015-2020 гг.;
Учебный план ФМБОУ КСОШ №4, г. Эрдэнэт на 2019-2020 уч. год.
Язык– по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – базовая учебная дисциплинаобласти «Филология». В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык” занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Актуальностьизучения предмета в том, что русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Данная программа составлена дляспецкурса по русскому языку в 10 - 11 классе общеобразовательного учебного заведения. Интегрированный спецкурс нацелен на закрепление умения старшеклассников грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах, помогает усвоить на достаточно высоком уровне различные нормы русского языка, способствует развитию навыков публичной речи. В программе на первый план выдвигается практическая цель– формирование и совершенствование культуры речи учащихся старших классов, сопутствующая цель - повторение и обобщение курса основной школы для эффективной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе (в формате ЕГЭ). Структура курса разработана в соответствии с принципами функционального подхода, предполагающего изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью. Дидактические материалы для реализации данной программы отбираются в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образовательных программ по русскому языку» и спецификацией ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11 классе.
Задачи данного спецкурса- обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на русском языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения. Основной дидактической единицей выступают тексты различных стилей речи. Многоаспектная стилистическая работа с текстом позволяет учащимся увидеть, как данное высказывание, данный текст, данная речевая единица соотносится с окружающей действительностью, с широким культурным контекстом. Структура стилистического анализа текста соответствует спецификации обязательного стандарта образования по русскому языку и позволяет проводит целенаправленную и рациональную подготовку учащихся к итоговым экзаменам за курс средней школы.
Сроки реализации программы: в течение 2018\2019, 2019\2020 учебных годов. Тематическое планирование разработано применительно к учебному плану ФМБОУ КСОШ №4. В 10 классе на спецкурс «Стилистика и культура речи. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе» отводится 68 часов, т.е. 2часа в неделю.Распределение часов по темам примерное и корректируется по учебным четвертям с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.В 11 классе на спецкурс «Стилистика и культура речи. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе» отводится 68 часа, т.е. 2часа в неделю. Распределение часов по темам примерное и корректируется по учебным четвертям с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.Виды и формы контроля: сочинение на литературную тему, тестирование, сочинение-рассуждение.
Основное содержание тем спецкурса по русскому языку
«Стилистика и культура речи» (10 – 11 класс)
№ п/п | Тема | Основное содержание | Количество часов |
1 | Стилистика. Функциональные стили речи и их особенности. | Стилистика, ее задачи.Классификация стилей речи. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности. Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Публицистический стиль: назначение, сфера применения, экстралингвистические и лингвистические особенности публицистической речи. Общая характеристика официально-делового стиля. Особенности разговорной речи. Язык художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства художественной речи. Использование средств различных стилей речи в художественном тексте. | 16 |
2 | Культура речи. Основные элементы культуры речи. | Культура устной и письменной речи. Качества культурной речи: правильность, точность, ясность, информативность, логичность, богатство, выразительность. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. | 6 |
3 | Понятие о языковой норме. Основные нормы русского литературного языка. Выразительные возможности единиц основных уровней языковой системы. | Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи. Основные нормы русского произношения.Орфоэпический минимум для подготовки к ЕГЭ. Выразительные средства фоники. Лексические нормы. Лексическое значение слова, прямое и переносное значение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Книжная и разговорная лексика. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления (профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, неологизмы). Словарь паронимов для подготовки к ЕГЭ. Выразительные средства лексики и фразеологии. Нормы словообразования. Выразительные средства морфемики и словообразования. Морфологические нормы. Принципы выделения частей речи. Омонимия частей речи. Выразительные средства морфологии. Синтаксические нормы. Основные синтаксические средства выразительности. Предупреждение грамматических и речевых ошибок. | 20 |
4 | Текст как речевое произведение | Стилистический анализ текста: коммуникативные задачи, типовая структура текста, общие и языковые стилевые черты; способы и средства связи; изобразительно-выразительные средства; индивидуально-авторские особенности. Создание (порождение) текста: реализация коммуникативного намерения и воплощение замысла высказывания; алгоритм действий на каждой фазе создания текста (ориентация, планирование, реализация, контроль). | 10 |
5 | Знакомство с темами итогового выпускного сочинения2019 - 2020 | Требования к итоговому выпускному сочинению. Тематические направления итогового выпускного сочинения 2019 - 2020 | 4 |
6 | Сочинение на литературную тему в формате итогового выпускного сочинения | Анализ темы сочинения на литературную тему и определение проблематики в рамках данной темы. Способы формулирования проблемы. План и тезисы сочинения, подбор литературных источников. Анализ художественного произведения. Приемы привлечения литературных источников в работе над сочинением. Композиция сочинения: виды вступления, основная часть, заключение. Речевое оформление сочинения. | 20 |
7 | Знакомство с демонстрационным вариантом ЕГЭ –2020 по русскому языку. | Требования ЕГЭ по русскому языку. Содержание демонстрационного варианта ЕГЭ – 2020. Регламент проведения ЕГЭ по русскому языку. | 6 |
8 | Нормы правописания. | Основные нормы русской орфографии. Правописание безударных гласных, гласных после шипящих, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных; разделительные Ъ и Ь; Ь на конце слова после шипящих. Правописание приставок; суффиксы различных частей речи; Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях; правописание падежных и личных окончаний. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.Правописание сложных слов. Основные нормы русской пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым; тире в неполном предложении; пунктуация при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; конструкции, грамматически не связанные с членами предложения; пунктуация в многокомпонентных сложных предложениях; оформление прямой речи. Предупреждение правописных ошибок. | 22 |
9 | Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку | Анализ проблематики публицистического и художественного текста. Способы формулирования проблемы. Комментирование проблемы и определение позиции автора. Способы выражения и аргументирования своего мнения. План и тезисы сочинения, приемы привлечения литературных источников и жизненного опыта в работе над сочинением. Композиция сочинения: виды вступления, основная часть, заключение. Речевое оформление сочинения. Открытый банк заданий ФИПИ | 24 |
10 | Резерв | | 8 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения спецкурса ученики должны
знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо :
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник образовательных Организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2014
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
Голуб И.Б. Основы культуры речи. М.: Просвещение, 2012
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. –М.: Просвещение, 2007
Нарушкевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие \ под ред. Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. - М., Айрис-пресс, 2013
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие \ под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2019
Литература для обучающихся
Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник образовательных Организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2014
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2014.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2011
Нарушкевич А.Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учебно-методическое пособие \ под ред. Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2014
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. - М.: Просвещение, 2013
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие \ под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2019
Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, любое издание
Интернет – ресурсы
http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.efremova.info/ - Толковый словарь Ефремовой
http://old.kpfu.ru/infres/slovar1/ - Словообразовательный словарь
http://www.vidahl.holm.ru/ - В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов)
http://ozhegov.info/slovar/ - Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова
examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/2020/ - Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: онлайн-курс
www.fipi.ru/.../publikaciya-proektov-demoversiy-kim-ege-i-oge-2020-g - Публикация демоверсий ЕГЭ и ОГЭ
wiki.tgl.net.ru/ - Ресурсы Интернета для преподавателей русского языка и литературы
www.openclass.ru/node/180810 - Цифровые образовательные ресурсы по литературе
www.alleng.ru/edu/liter5.htm - ЕГЭ 2020 - литература
www.alleng.ru/d/lit/lit72.htm - Все сочинения по литературе
www.examen.ru/add/ege/ege-po-literature - Подготовка к ЕГЭ по литературе
www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. - ЕГЭ\ демоверсии, спецификации, кодификаторы
fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie – Итоговое сочинение (изложение)