Методика
«Психологическая компетентность учителя»
Если Вы согласны с утверждением теста, то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «-».
- Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.
- У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
- Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства.
- Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.
- Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.
- Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.
- Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.
- Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.
- Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.
- Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.
- Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.
- Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.
- Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.
- Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.
- Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.
- Сотрудничать с детьми – это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.
- Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо».
- Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.
- Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно.
- Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.
- Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.
- Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.
- При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое.
- Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно.
- Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.
- Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так.
- Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый.
- Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.
- Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме.
- У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.
Если «да» («+») по шкале компетентности (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу.
Если «нет» («-») по шкале компетентности (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.
Шкала лживости: (вопросы: 6; 19; 21; 22; 25; 29). Если «да» на 4 и более ответов, то Вы отвечали неискренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.
Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам.
Чем ближе к 24 баллам, тем выше психологическая компетентность учителя.
До 12 баллов – некомпетентен,
От 12 до 18 баллов – малая степень компетентности,
От18 до 24 баллов – достаточная степень компетентности.