СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация деятельностного  подхода  на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ "СОШ №12 г. Набережные Челны" РТ

Гайнуллина Рузиля Равиловна

Реализация деятельностного подхода на уроках географии.

На сегодняшний день система образования активно популяризирует новые стандарты, цели которого отличаются от традиционного образования. И главная задача школы – наделить учащихся знаниями прочными и осознанными для развития, которые пригодятся им в самостоятельной жизни в современном обществе.

ФГОС основывается на системно – деятельностном подходе, который представляет собой процесс получения знаний учеником в ходе собственной деятельности. А так как на уроках географии формируются знания обо всем окружающем нас мире с физической, социальной, экономической, политической точек зрений, можно сказать, что актуальность системно - деятельностного подхода в преподавании данного предмета высока.

Проблемный вопрос стоит в том, как провести современный урок географии, используя основу ФГОС на уроках, чтобы не только достичь планируемых результатов, а также добиться того, чтобы урок был эмоционально наполнен, вызывал у учащихся неподдельный интерес и был понятен, полезен.

В ходе данного исследования мной были рассмотрены понятия и принципы системно – деятельностного подхода, рассмотрены требования и структура урока на основе системно – деятельностного подхода, рассмотрены требования к проектированию и организации современного урока, разработаны планы – конспекты уроков географии для 5 – 11 классов на основе системно – деятельностного подхода, используя перечень требований к современному уроку.

Для 5 – 7 классов мною разработан урок по теме «Органический мир океанов», для 8 – 9 классов урок по теме «Численность и воспроизводство населения России», а для 10- 11 классов урок по теме «Численность и воспроизводство населения мира», данные уроки полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Главной целью всех трех уроков является не только качественное усвоение знаний учащимися, но и способствование освоению предметных и метапредметных результатов по данным темам.

Рассмотрим каждый урок по отдельности. Урок для 5 – 7 классов по теме «Органический мир океанов» имеет полноценную структуру сценария. Целью данного урока, как отмечалось выше, является способствование формирования предметных и метапредметных результатов. То есть на данном уроке ученик научится объяснять закономерности распределения живых организмов в мировом океане, составлять описание групп морских организмов (предметные результаты), а также ученик научится выражать свою точку зрения через взаимодействие в группах или парах, научится оценивать достижения результатов, самостоятельно планировать деятельность, оценивать средства и осуществлять контроль результатов и процесса деятельности (метапредметные результаты). Также в структуре данного урока четко выделены задачи: обучающие (обеспечить формирование знаний о разнообразии растительного и животного мира океанов и закономерностях их распределения в мировом океане); развивающие (продолжить развивать умение анализировать информацию, устанавливать закономерности, графически оформлять результаты деятельности, оценивать результаты выполненных действия, продолжить развивать групповую самоорганизацию); воспитывающие (способствовать воспитанию культуры мышления, коммуникативной компетенции).

Сценарий учебного занятия по теме «Органический мир океанов» имеет четкую структуру с выделенными этапами: организационный этап, этап мотивации и актуализации, этап целеполагания и планирования, этап освоения нового материала, этап закрепления изученного материала, этап озвучивания домашнего задания и этап проведения рефлексии.

Также следует отметить, что проектируемая деятельность учителя и деятельность учащихся полностью обеспечивают достижения обучающимися планируемых результатов. В пример можно привести фрагмент урока, где, после озвучивания темы урока «Органический мир океанов» и озвучивания факта, что распространение живых организмов в океанах совершенно неравномерно, учитель предлагает учащимся в малых группах выявить и сформулировать гипотезы о факторах, которые влияют на неравномерное распространение живых организмов в океанах. А после выявления и формулировки гипотез, учащиеся самостоятельно планируют свои действия в ходе доказательства или опровержения своих гипотез и оценивают необходимые для этого средства. Затем проводят оценку достижения желаемого и оценку своей деятельности во время выполнения данного задания. В данном примере также наблюдается процесс измерения достижимых планируемых результатов, работа в группах, применение дидактических средств.

На уроке для 8 – 9 классов по теме «Численность и воспроизводство населения России» также наблюдается полноценная структура сценария. Цель урока: способствование формирования предметных и метапредметных результатов, то есть на данном уроке ученик научится называть численность населения России, давать определения понятиям «воспроизводство» и «естественный прирост», научится анализировать графики динамики численности населения во времени, определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных субъектах страны и объяснять причины этих различий (предметные результаты), а также ученик научится производить оценку достижения результатов, выражать свою точку зрения через взаимодействие в группах или парах, самостоятельно планировать деятельность, оценивать средства, осуществлять контроль результата и процесса деятельности (метапредметные результаты). В структуре данного урока четко выделены задачи: обучающие (обеспечить формирование знаний о численности, динамике и воспроизводстве населения России, научить определять естественный прирост населения и объяснять факторы, влияющие на естественный прирост); развивающие (продолжить развивать умение анализировать информацию, устанавливать закономерности, визуализировать и оценивать результаты выполненных действий, продолжить развивать групповую самоорганизацию); воспитывающие (способствовать воспитанию культуры мышления, коммуникативной компетенции).

Сценарий учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения России» имеет четкую структуру с выделенными этапами: организационный этап, этап мотивации и актуализации, этап целеполагания и планирования, этап освоения нового материала, этап закрепления изученного материала, этап озвучивания домашнего задания и этап проведения рефлексии.

Также следует отметить, что проектируемая деятельность учителя и деятельность учащихся полностью обеспечивают достижения обучающимися планируемых результатов. В пример можно привести фрагмент урока: учитель предлагает учащимся представить себя в роли глав администрации двух областей с примерно одинаковыми показателями естественного прироста, работая в группе, выделить и теоретически решить демографические проблемы данных областей, используя перечень мероприятий демографической политики России. При выполнении данной задачи, учащиеся планируют ход свой действий и оценивают необходимые средства для решения данной задачи. После выполнения задания и представления своих ответов, учащиеся проводят оценку достижения желаемого и оценку своей деятельности. В данном примере также проводится процесс измерения достижимых планируемых результатов, работа в группах, применение дидактических средств.

На уроке для 10 – 11 классов по теме «Численность и воспроизводство население мира» также наблюдается полноценная структура сценария. Цель урока: способствование формированию предметных и метапредметных результатов, то есть на данном уроке ученик научится давать определение понятию «воспроизводство», называть типы воспроизводства населения мира, определять направления демографической политики в странах с разным типом воспроизводства населения, научится анализировать графики динамики численности населения во времени, определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных регионах и странах мира и объяснять полученные различия (предметные результаты), а также ученик научится производить оценку достижения результатов, выражать свою точку зрения через взаимодействие в группах или парах, самостоятельно планировать деятельность, оценивать средства, необходимые для решения учебно – познавательных задач, научится осуществлять контроль результата и процесса деятельности. В структуре данного урока четко выделены задачи: обучающие (обеспечить усвоение знаний о численности населения мира, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения, совершенствование умений вычислять естественный прирост населения стран и объяснять полученные различия); развивающие (продолжить развивать умения анализировать информацию, устанавливать закономерности, визуализировать и оценивать результаты выполненных действий, продолжить развивать групповую самоорганизацию); воспитывающие (способствовать воспитанию культуры мышления, коммуникативной компетенции).

Сценарий учебного занятия по теме «Численность и воспроизводство населения мира» имеет четкую структуру с выделенными этапами: организационный этап, этап мотивации и актуализации, этап целеполагания и планирования, этап освоения нового материала, этап закрепления изученного материала, этап озвучивания домашнего задания и этап проведения рефлексии.

Также следует отметить, что проектируемая деятельность учителя и деятельность учащихся полностью обеспечивают достижения обучающимися планируемых результатов. В пример можно привести фрагмент урока: учитель предлагает учащимся представить себя в роли глав стран с самым низким и с самым высоким показателями естественного прироста, выбрать внутри групп президентов данных стран, разработать и представить программы демографической политики для этих стран. При выполнении задания, обучающиеся планируют ход своих действий и оценивают необходимые средства для решения данной задачи. После выполнения задания и представления своих ответов, учащиеся проводят оценку достижения желаемого и оценку своей деятельности. В данном примере также проводится процесс измерения достижимых планируемых результатов, работа в группах, применение дидактических средств.

Во время данных уроков учащиеся учатся правильно и красиво вести монолог, диалог и полилог. На уроках введена система самооценивания своей работы на каждом этапе с последующей возможностью сравнения работы на уроках, что позволяет наглядно видеть прогрессы и регрессы достижимых результатов при выполнении задач разных уровней.

В заключении хочется отметить, что используя на уроках системно – деятельностного подхода повышает успеваемость, качество знаний учащихся, а также данный подход способствует формированию более высокого уровня основных компетенций, знаний и умений, которые пригодятся не только на уроке географии и во время изучения материала на уроках других дисциплин, но и в дальнейшей жизни. А также создает хорошее рабочее настроение не только у учителя, но и у учащихся во время урока, способствует формированию доброжелательной атмосферы во время выполнения заданий и улучшает дисциплину на уроке.

Обучение в школе должно быть развивающим, и это развитие должно наглядно демонстрироваться от урока к уроку с последующей возможностью оценивания уровня прогресса в достижении планируемых результатов учащимися при выполнении задач разного уровня. А эффективное развитие различных компетенций у учащихся возможно лишь тогда, когда учащийся выполняет все поставленные перед ним задачи самостоятельно, либо работая в малых группах, парах. А данная деятельность учащихся является главным показателем системно – деятельностного подхода, на котором основывается федеральный государственный образовательный стандарт.

Категория: География
28.09.2019 09:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!