СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация дифференцированного подхода к учащимся на этапе контроля знаний и оценивания учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно.»[1]

«Как работать на уроке со всем классом и одновременно – с каждым учащихся?» Как сделать процесс обучения более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает технология "Уровневая дифференциация», которая позволяет обеспечить развитие каждой личности независимо от индивидуальных возможностей.

Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого ученика на уровне его способностей и возможностей. При использовании данной технологии каждый обучающийся может получить возможность реализовать свой личностный потенциал.

Для дифференциации заданий на уроках я использую:

карточки-задания для добровольного выполнения, задания, содержание которых найдено учеником, задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности, задания на выбор по степени сложности.

Профессиональный стандарт педагога предусматривает построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому перед собой я ставлю задачу – раскрыть приемы дифференцированного обучения в работе с одаренными детьми при организации опроса, подаче домашнего задания и оценивании учащихся. Какие же приемы я использую в ходе организации опроса знаний?

Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Затем из числа желающих выбираю объясняющего и предлагаю ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание. Если ученик справился с заданием и товарищ ему помог, оба получают отметку.

Работа в паре.

При проверке домашнего задания или при закреплении знаний дети могут задавать друг другу вопросы по прочитанному тексту.

Работа в группе.

Назначаю лидера группы. Он согласовывает, определяет работу группы.

Тихий опрос.

На уроке беседую с одним или несколькими учениками, в то время как класс занят другим делом, которое предлагаю ранее.

Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным по многим причинам: тренировки, игры, поездки…. Как быть? Каждый из обучающихся может до начала урока предупредить о невыполнении домашнего задания, об этом могут заявить и родители. Ситуацию держу под контролем, спрошу ученика в следующий раз.

Идеальный опрос.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания.

1. Три уровня домашнего задания. Плюсы: разноуровневая дифференциация. Минусы: объем проверяемого материала увеличивается.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней.

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания- оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.

Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

2.Задание массивом. На уроке математики дается большой объем примеров на порядок действий, на закрепление вычислительных навыков. Время выполнения – произвольное. Старт ученик выбирает самостоятельно. Можно закончить и за две недели, можно сделать и за три месяца. В течение выполняемой работы учитель держит все под контролем. Все результаты проверяю в любое время. Результат - дети самостоятельно учатся контролировать свою работу путем доведения ее до окончательного результата.

3. Задание на перспективу. На уроках литературного чтения на каникулах определяется список стихотворений для заучивания наизусть. Например, стихотворение К. Бальмонта оценивается через месяц. Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 10 заданий ученик должен выполнить 5-10. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит согласование ребенка и уровня заданий, которые он решает. Объем задания можно изменять.

4.Идеальное задание. На дом не даю никакого определенного задания. Предлагаю школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору.

Приемы оценивания.

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Младшему школьнику обязательно нужен успех.

  1. Прием. Оценка – не обязательно отметка.

Оцениваю словами, например, «молодец, умница, старайся, здорово, удивительно, великолепно, прекрасно, уже лучше, красота, чудесно, у тебя все получится и другие».

  1. Прием. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу я ставлю отметку. Моя задача – приучить ребенка к регулярному оцениванию своего труда, помогая оценивать объективно. Учу способам самооценки.

  1. Прием. Кредит доверия.

В некоторых случаях я могу ученику, более слабому, но очень старательному поставить отметку в "кредит”, чтобы повысить уровень самооценки, создать ситуацию успеха, ставлю более высокую отметку. А другому ученику за эту же самую работу могу поставить отметку ниже, все зависит и от ситуации, и от отношения каждого ученика к работе.

  1. Прием. Развернутая оценка.

Наряду с отметкой, делаю запись в тетради у обучающихся, чтобы ученик доработал свои «незнания» дома вместе с родителями.

После проведенных мероприятий: олимпиад, выступлений,практических работ, открытых уроков, выполненных творческих проектов всегда отмечаю записью благодарности за подготовку школьников к выполненному делу, за помощь родителей.

5. Взаимопроверка. Выполнение тестов дома. Проверить надо, вопросов до 30. Рабочие тетради собираются, затем раздаются вновь, кому попадается своя тетрадь, заменяется. Начинаем согласованную проверку. Читаем вопрос, дают дети правильный ответ. В случае творческого задания, читаются несколько ответов, каждый ответ принимается. Результат: по предложенным критериям: 15,14 +отметка «5», 11,12,13 + «4», от 8 до10 + «3», меньше 7+ отметка «2».

Таким образом, оценивание направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Свои пробелы в знаниях учащиеся могут сами исправить, но для этого нужно приложить усилия, старания, желание научиться чему-либо.

15.10.2019 08:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!