СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка "Фонетика и Графика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуки и буквы

А начнём мы с тобой изучение темы. со сказки. Читай внимательно, рассматривай рисунки — и тема «Звуки и буквы» покорится тебе без труда!

Давно это было. Жил в одной деревне старик. По вечерам к его домику бежали ребятишки. Оказывается, любили детишки сказки слушать, а лучшего рассказчика было не сыскать!

А старик и рад: жил один, скучно ему было, а с детьми поговорит — всё веселей на душе! Так и прозвали старика — Сказочник.

Бывало, соберутся ребятишки на лавочках возле хатки и просят:

- Расскажи новую сказку, расскажи!

- Да о чём же рассказать? Про Серого Волка сказывал, про Ивана-Царевича знаете.

Призадумался Сказочник.

- А расскажу-ка я вам историю, которая со мной приключилась, когда я ещё школьником был! Было это так.

Знакомство с феей Фонетикой

Не спалось мне как-то ночью. Казалось, в потолке дырку своим взглядом сделаю. И вдруг прямо сверху спускаются ко мне две незнакомки! Я испугался, лежу — дрожу.

А одна и говорит мне нежным голосом:

- Не бойся, мальчик! Гостей принимай! Знаем мы, что в школе ты изучаешь тему «Звуки и буквы». Вот и решили помочь лично. Разреши представиться!

- Фея. как? — спросил я дрожащим голосом.

- Фея Фонетика! Тебе известны слова:

микроФОН (прибор для усиления громкости речи и пения),

телеФОН (прибор для передачи звуков речи на расстоянии),

домоФОН (прибор для связи с жильцами, находящийся при входе в подъезд)?

Заметил, что в каждом слове есть одинаковая часть — ФОН?

Переводится с греческого «фон» — «звук».

Все эти слова связаны со звуками. А я как раз ими и повелеваю!

Вот поэтому моё имя — ФОНетика.

- Получается, Вы — повелительница звуков? — уже смелее спросил я.

- Совершенно верно! — продолжила Фонетика. — Но не все звуки мне подвластны.

Шум моря, звуки пения птиц, скрип двери — здесь вступает в права другая фея!

А я повелеваю лишь звуками человеческой речи! Ведь именно из них «складываются» слова!

В организме человека работает целая «фабрика» по производству звуков.

Это нос, рот, губы, зубы, язык, гортань, лёгкие.

А уши — как стражники, они проверяют, правильно ли произнесены звуки или нет!

- Фея Фонетика, а почему Вы держите попугая? И. и уши у Вас такие необычные?!

- Попугай — мой маленький друг! Он напоминает всем, что звуки мы произносим (совсем, как разговорчивый попугай!) и слышим (вот почему у меня такие большие уши!).

- Звуков всего 42: 36 согласных и 6 гласных.

Легко запомнить: у человека нормальная температура +36 и 6.

Смотри на градусник и вспоминай звуки: 36 согласных и 6 гласных!

- Звуки — невидимки, их увидеть невозможно. — продолжила фея Фонетика. — Но. у каждого есть домик, где можно отдохнуть до тех пор, пока человек не произнесёт какой-либо звук. Тогда он быстро застилает свою постель и вылетает на работу — петь песню, рассказывать стихотворение или просто разговаривать!

- Значит, в Вашей стране 42 домика? — догадался я. — А можно хоть один увидеть?

- Звуки-невидимки, и их домики тоже. Но. на то я и фея, чтобы невидимое превращать в видимое! Нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!»

- Раз, два, три! Транс.транс — произнёс я. — Как там дальше?

- Да, заклинание непростое! Чтобы его произнести, нужно войти в волшебный ТРАНС, и тогда дверь фонетического домика со СКРИПом раскроется! Только всё это нужно делать в совершенной тишине, поэтому тише! Ц! И я тебе помогу!

- Я понял! Понял! Сначала ТРАНС, потом сКРИП, тише - Ц, И Я выучил это слово! ТРАНСКРИПЦИЯ!

Раз, два, три! Транскрипция, звуки покажи!

Тут дверь со скрипом распахнулась, и возник вот такой домик!

- Посмотри, — произнесла Фонетика, — в окошко видно, как звук отдыхает в кроватке, спит на мягкой подушке , поэтому произносится мягко. Представь, что ты лежишь на мягкой зелёной травке. Вот поэтому и домик зелёный!

Людям некогда рисовать звуковые домики и подушки для мягких звуков, поэтому они договорились обозначать их так: [ '].

Квадратные скобки назвали транскрипционными, а вместо подушки пишут апостроф ' — он очень похож на подушку-запятую для мягких звуков, правда?

- Фея Фонетика, значит, мягкий звук, который спит в домике, можно обозначить так: [л']? Правильно?

- Совершенно верно! Ты быстро учишься! — ответила Фонетика.

- А как же обозначают твёрдые звуки? Что им под голову кладут?

- Твёрдые звуки спят без подушки! Посмотри на их домик! В окошко всё видно!

- Фея Фонетика, а почему домик синий? И льдом покрыт?

- Представь лёд! Он твёрдый, как и твёрдый звук! А если ты когда-нибудь катался на коньках по речному льду, то наверняка замечал, что он синий! Вот и домик твёрдого согласного синий, как твёрдый речной лёд!

- Фея Фонетика, можно я попробую обозначить твёрдый звук в транскрипционных скобках?

- Конечно, действуй!

- [Л] Правильно?

- Почти верно. В транскрипции нет заглавных — они просто в звуковой домик не поместятся! Помнишь, как огромный медведь теремок развалил? Мы не хотим никаких разрушений!

- Сейчас исправлюсь! — сказал я. — Вот так правильно — [л]?

- Вот это молодец!

- Фея Фонетика, а домики гласных красного цвета?

- Да, верно! Получается, как в песенке: гласные-красные! И обозначаются, как и согласные звуки — в квадратных скобках.

- Фея Фонетика, вот так — [а]?

- Молодчина! Но не все гласные буквы можно записывать в квадратных скобках. Но. об этом ты узнаешь чуть позже.

Фея Фонетика улыбнулась и произнесла:

- Итак, мой юный друг, запомни правило:

Звуки мы слышим и произносим. Их в русском языке 42: 36 согласных и 6 гласных. Чтобы обозначить звуки, используют квадратные скобки. Запись [м] показывает, что этот звук — твёрдый согласный. Запись [м'] означает, что перед нами мягкий согласный.

Чтобы ты это не забыл, я оставлю на память фотографию:

- Фея Фонетика, а почему домика гласных не видно?

- Мой друг, это же фотография, на ней видна лишь часть домиков моей страны!

- Понятно! Спасибо Вам!

- Хотите увидеть волшебное фото, которое мне оставила фея Фонетика, ребята? — спросил Сказочник.

Конечно, всем было любопытно посмотреть.

Сказочник показал фотографию ребятам и задал несколько вопросов:

- Почему в слове «фонетика» подчёркнуто ФОН?

- При чём тут термометр?

- Почему Фея Фонетика путешествует с попугаем?

- При чём здесь домики?

- Чем отличаются домики, изображённые на фото?

А ты сможешь на них ответить?

Как только фея Фонетика протянула мне на память фотографию, из тени комнаты вышла ещё одна прекрасная незнакомка. Я ждал, что она тоже расскажет о себе, но. ничего подобного не произошло! Девушка кивнула мне головой, будто поздоровалась, и. тут перо в её руке ожило и прямо в воздухе появилось:

- Здравствуйте, фея Графика! — поприветствовал я незнакомку. — А что означает «Графика»? Это слово тоже греческое?

Тут же перо начало своё движение, и появилось пояснение:

- «Графика» от греческого grapho — «пишу».

- Так вот почему у Вас есть волшебное перо! Вы всё время что-то пишете! О! Я понял, почему Вас окружает облако из букв русского алфавита! Вы — повелительница букв?!

Перо вновь заплясало в воздухе:

- Совершенно верно! Вот почему у меня рот сжат, словно ниточка — не могу я произносить звуки! А вот буквы выводить — моё самое любимое занятие! А про волшебное перо ты точно заметил! Это сейчас придумали ручки, а раньше писали перьями. Брали их, как правило, у гусей. Затачивали определённым образом — и готово! Можно буквы выводить! Посмотри на мою кожу. Как ты думаешь, почему она такая тёмная?

- Не знаю. И волосы чёрные.

Тогда фея Графика пояснила:

- Посмотри, у меня есть волшебная чернильница, без которой я ничего не смогла бы написать! Сейчас есть ручки с чёрной, синей, жёлтой, зелёной, красной пастой. Даже перламутровую и блестящую можно найти! Но слово «чернила» в русском языке произошло от «чёрный» не случайно. Первые самые распространённые чернила были из сажи. А сажа какого цвета?

- Понял, я понял! Чёрного! Вот почему у Вас, уважаемая фея Графика, и кожа, и волосы тёмные! А почему Вы с филином путешествуете?

- О, это мудрая птица охраняет чернила и смотрит внимательно, чтобы в написании букв не закралась ошибка!

- Вот почему у него глаза такие большие! Ошибки высматривает!

-Да, всё верно! — перо Графики опять танцевало в воздухе. — А я, к сожалению, так напрягала глаза, что зрение ухудшилось. Теперь вынуждена ходить в очках!

- Фея Графика, можно мне уточнить? Получается, что Вы — повелительница букв! Буквы мы пишем (вот поэтому вы с пером) и видим (об этом напоминает филин, который своими большими глазами высматривает ошибки в написании букв)!

- Да-да, молодчина, всё верно ты понял! А вот букв у меня 33:

10 гласных (вспомни, сколько пальчиков у тебя на двух руках),

2 вообще знаки (самая плохая оценка в школе!) — ъ твёрдый и ь мягкий, сколько же получается согласных? Сможешь посчитать?

- Получается 21?!

- Совершенно верно!

- Как странно. А фея Фонетика говорила, что согласных 36, а гласных 6. Я это хорошо запомнил — представляю нормальную температуру тела человека 36 и 6! Очень странно!

- Мой юный друг! Фея Фонетика говорила о ЗВУКАХ! Их действительно 42: 36 согласных и 6 гласных.

А я тебе пишу о БУКВАХ, вот их-то как раз 33: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь), 21 буква, обозначающая согласные звуки!

Итак, запомни правило:

Буквы мы пишем и видим. В русском языке 33 буквы: 10 букв, обозначающих гласные звуки, 2 знака (ъ, ь) и 21 буква, обозначающая согласные звуки.

- А буквы где живут, тоже в фонетических домиках?

- Буквы живут в большом доме «Буквинске».

- Ой, а как туда попасть?

- Стоит произнести слова: «Раз, два, три. Графика, «Буквинск» покажи!» Но сегодня я могу тебя перенести туда лишь на несколько секунд — только взглянуть на их дом одним глазком! А если захочешь продолжения — в следующий раз проведу экскурсию по каждому этажу! Договорились?

- Волшебные слова помогут?

- Обязательно! Запомнил их? Произноси!

- Раз, два, три. Графика, «Буквинск» покажи!

Тут случилось нечто невероятное! Меня подхватил волшебный вихрь, и. я оказался на поляне перед домом, на котором было написано «БУКВИНСК».

Я ещё никогда в жизни не видел так много малюсеньких буквят! У них одежда была разная: и красная, и синяя, и зелёная, и сине-зелёная, и даже красно-зелёная! Вот как буквы одеваются! В окошке я заметил четырёхголового Змея Горыныча! А на стене домика виднелись какие-то знаки: скрипичный ключ, колокольчик, наушники, рыбка.

- Фея Графика, напиши, пожалуйста, о жизни буквят! Очень интересно!

- Я обещала показать тебе «Буквинск» лишь на мгновенье. Если захочешь, скажешь завтра волшебные слова, и наше путешествие продолжится!

- Ух, конечно, захочу!

- А сейчас приготовься к обратному пути.

Опять налетел волшебный вихрь, и. я очутился в своей кровати. Светило яркое солнышко, а на тумбочке лежало ещё одно фото. Вот оно:

Я решил из двух фотографий сделать картину: так никогда не перепутаю звуки и буквы! Вот что висит теперь над столом в моей комнате:

Сказочник замолчал.

По фотографии он задал несколько вопросов:

- Чем отличаются буквы от звуков русского языка?

- Почему у Графики тёмные волосы?

- При чём здесь чернильница и перо?

- Почему фея Графика путешествует с филином?

- При чём тут ладошки и два пальчика?

- Почему за Графикой облако из русского алфавита?

Дети с радостью ответили на все вопросы! А ты сможешь это сделать?

Ребятишки побежали домой, а Сказочник только улыбался им вслед. До завтрашнего вечера нужно было придумать продолжение истории, не мог же он подвести ребят! И продолжение обязательно будет!

Источник: Конструкция-приём О.Л. Соболевой «При чем тут (здесь). ?», используемый для формирования навыка установления связей и одновременно речевого развития в учебниках и учебно-развивающих пособиях О.Л. Соболевой;

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/09/14/vstrecha-s-feey-fonetikoy

15.12.2016 21:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!