СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-бытовая адаптация

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

«Твой мир»

Полное название программы

Программа по социально – бытовой и трудовой адаптации для лиц с ограниченными возможностями «Твой мир»

Авторы программы

Наумочкина О.А. – воспитатель ГБУ ПНИ №16

Территория

г.Москва

Юридический адрес учреждения

г.Москва, ул.Садовники, д.15

Телефон

8-499-612-22-22

Форма проведения

Формирование групп клиентов, нуждающихся в дополнительном образовании, групповые занятия, тесты, беседы, экскурсии, деловые игры

Цель программы

Практическая подготовка клиентов к самостоятельной жизни через повышение общего уровня развития проживающих, формирование у них знаний, умений, навыков, способствующих социальной и психологической адаптации и интеграции их в общество.

Специализация программы

Социальная адаптация в обществе лиц с ограниченными возможностями

Сроки реализации

3 года

Место проведения программы

Государственное бюджетное учреждение г. Москвы Психоневрологический интернат №16

Общее количество участников программы

50 человек

Условия участия в программе

Участниками программы могут стать клиенты интерната в возрасте от 18 до 40 лет, имеющие мотивацию к изменению своей жизни и восстановлению социального статуса.

Структура рабочей программы по СБиТ

  1. Пояснительная записка
  2. Основное содержание предмета, практические работы
  3. Цели, методы и формы работы
  4. Содержание программы
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся
  6. Планирование занятий по программе СБиТА «Твой мир»
  7. Приложение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании способствует также созданию новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой и трудовой адаптации в Психоневрологических интернатах. Рабочая программа по социально – бытовой и трудовой адаптации представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем реабилитационного курса, тематический план, требования к уровню подготовки клиентов по каждому разделу программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

Программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей клиентов, уровня их знаний и умений, местных условий. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

Количество часов в неделю:

1 год обучения - 1 час,

2 год обучения – 2 часа,

3 год обучения – 2 часа.

Общее количество часов в год – 35 часа, 68 часов, 68 часов соответственно.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий клиентам интерната с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой и трудовой адаптации, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и воспитателей, мед.персонала оказывающих им помощь и поддержку. Курс социально-бытовой и трудовой адаптации интегративный, т.к. содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека и поэтому должен иметь своё логическое продолжение в системе внеинтернатовской работы. Совместная деятельность воспитателей, мед.персонала позволяет достичь желаемых результатов. На занятиях необходимо найти правильный тон общения с проживающими, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности проживающего искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ним.

При проведении занятий по социально-бытовой и трудовой адаптации главный акцент делается на личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.

Цель программы: Основная цель занятий по социально-бытовой подготовке - помочь обучающимся приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А так же социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество. Данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а так же посредством осуществления практических работ и экскурсий.

Рабочая программа по СБиТА реализует миссию интерната: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на занятиях социально-бытовой и трудовой адаптации.

Цель курса социально – бытовой и трудовой адаптации: практическая подготовка проживающих интерната к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей клиентов с интеллектуальной недостаточностью.

Личностными результатами изучения курса являются:

  1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
  3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
  4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
  5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБА, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: занятия изучения нового материала, комбинированные, обобщающие занятия, тесты, практические работы, экскурсии.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у клиентов с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса клиентов и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Задачи программы:

  • Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
  • Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
  • Формирование представления о чистоте и порядке в помещении, на территории дома-интерната.
  • Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.
  • Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия.
  • Формирование у проживающих осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам.
  • Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.
  • Воспитание позитивных качеств личности.
  • Повышение общего уровня развития проживающих.
  • Развитие умений, необходимых проживающим интерната для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
  • Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке труда.

В результате обучения предложенной программе у клиентов будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная. Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни. Процесс освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих занятий, практических работ.

Принципы программы:

  • Воспитывающая и развивающая направленность программы занятий.
  • Научность и доступность обучения.
  • Систематичность и последовательность обучения.
  • Связь обучения с жизнью.
  • Принцип коррекции в обучении.
  • Принцип наглядности.
  • Сознательность и активность проживающих.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Прочность знаний, умений и навыков.
  • Принцип практической направленности обучения.

Формы работы:

  • Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).
  • Экскурсии.
  • Практические работы.
  • Моделирование реальной ситуации.
  • Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).
  • Трудовая деятельность.

Методы работы:

  • Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).
  • Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
  • Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).

Содержание программы

Программа состоит из 11 разделов:

1. «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

2. «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

3. «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

4. «ЖИЛИЩЕ»

5. «ТРАНСПОРТ»

6. «ТОРГОВЛЯ»

7. «СРЕДСТВА СВЯЗИ»

8. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

9. «ПИТАНИЕ»

10. «ОБЖ»

11. «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой и трудовой адаптации, определено содержание практических работ и упражнений.

Основные общие требования к знаниям, умениям, навыкам Проживающие должны знать:

  1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
  2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
  3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
  4. Правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
  5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома — интерната.
  6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения.
  7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
  8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
  9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.

Проживающие должны уметь:

  1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
  2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
  3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
  4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
  5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
  6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.
  7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
  8. Писать адреса на конверте.
  9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.

Требование к знаниям, умениям, навыкам по разделам

  1. Личная гигиена.

Проживающие должны знать:

  • правила закаливания организма;
  • приемы обтирания и мытья ног; стрижки ногтей;
  • правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;

- о вреде наркотиков и токсических веществ.

Проживающие должны уметь:

  • закаливать свои организм;
  • соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий;
  • отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.
  1. Культура поведения

Проживающие должны знать:

  • правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
  • способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

Проживающие должны уметь:

- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

— тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

  1. Одежда и обувь

Проживающие должны знать:

  • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
  • правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

Проживающие должны уметь:

  • пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;
  • зашивать одежду по распоровшемуся шву;
  • подшить платье, брюки, рубашки;

- подбирать моющие средства для стирки.

12.03.2023 16:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!