СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Коррекция речи и движения в работе инструктора по физкультуре и учителя логопеда с детьми с нарушениями ОДА и с нарушениями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Коррекция речи и движения

в работе инструктора по физкультуре и

учителя-логопеда с детьми с нарушениями ОДА

и с нарушениями речи»

Учитель-логопед

Полищук Ирина Борисовна

инструктор по физвоспитанию

Жук Мариана Викторовна

ГБДОУ города Севастополя

«Детский сад № 2

компенсирующего вида»

 

Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями опорно—двигательного аппарата. К сожалению, далеко не многие дошкольные образовательные учреждения могут предложить образовательно — воспитательную помощь для таких детей, оказать им и их родителям поддержку в решении вопросов коррекции имеющихся у ребенка дефектов речевого, психологического, поведенческого спектра.

Городское бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад  № 2 компенсирующего вида», с ласковым названием «Улыбка», которое  с любовью распахнуло свои двери для маленьких севастопольцев в марте 1971 года  посещают дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата.

Особой гордостью дошкольного учреждения является физкультурно–оздоровительный блок, куда входят: физкультурный зал для проведения занятий по физическому развитию и коррекционной работы по нарушениям опорно–двигательного аппарата у детей, согласно их диагнозов; физиопроцедурный кабинет для проведения массажа и необходимых физиопроцедур (электрофорез, амплипульс, ультразвук, тубускварц, ингаляции) по назначению педиатра и ортопеда.

С каждым  годом педагогов и медиков волнует   прогрессирующее  ухудшение здоровья детей.  Одним из важнейших средств коррекции в комплексе реабилитационной работы является включение различных физических упражнений  в различные формы занятий.

Более пяти лет в нашем дошкольном учреждении проводится гимнастика в виде весёлых игр, сказок с использованием чудо-мячей–фитболов.

Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.

По структуре коррекционное занятие на фитболах напоминают традиционные физкультурные  занятия, где присутствуют следующие компоненты:

Вводная часть, в которую входят различные виды коррекционной ходьбы, ориентировка в пространстве, упражнения на развитие дыхания. Основная часть – включает в себя комплекс упражнений на фитболах. Заключительная часть  -  подвижную игру, самомассаж, упражнения на релаксацию.

Результаты обследования детей показали, что фитбол –гимнастика благотворно влияет на укрепление опорно–двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, формирует сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с  мячом; на коленях; в приседе.

У дошкольников,  которые занимались на фитболах,  улучшилась осанка, настроение, внимание. Дети стали более сильными, ловкими, выносливыми, всё это потому, что большие  гимнастические мячи дарят  здоровье и радость.

За последнее время увеличилось число детей с нарушением речи, со скудным словарным запасом, с недостаточно развитой общей моторикой. Появился вопрос: какие эффективные формы работы можно использовать на логопедических  занятиях для коррекции речи детей?

Я использую   упражнения с элементами фитбол-гимнастики в коррекционной работе (как экспериментальной работе), которая развивает как мимическую мускулатуру, дыхание, артикуляционную и общую моторику детей, их физические качества, речь и словарный запас, а также темпо-ритмическую сторону речи и частично при коррекцию заикания.

Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

Есть два подуровня:

1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения;

2 – регулирует максимальную целевую точность движения.

При нарушениях:

порезы  нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)

Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений обеспечивает пространственную осмысленность  движения. При нарушении:

апраксия и диспраксия; нарушение ориентировки в пространстве (лево-право); затруднена выработка любого двигательного навыка.

 

Дыхательным  упражнениям в курсе занятий по психомоторной коррекции уделяется особое внимание. Для детей с речевыми  нарушениями упражнения на развитие дыхания  имеют особое значение, т.к. они осуществляют  коррекцию речевого дыхания (короткий вдох и длительный речевой выдох).

   

Выполняя динамические  дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом  дыхания. Вдоху  способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.

Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения.

 

Все игры и упражнения с мячом, используемые в работе с детьми с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, можно разделить на следующие виды:

•        игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики;

•        игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики;

•        игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки;

•        игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического     восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;

•        игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.

Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

•         игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;

•        освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;

•        помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;

•        развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

•        помогают проводить работу  над развитием просодических компонентов речи;

•        регулируют силу и точность движений;

•        движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);

•        игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;

•        развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является

необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов; оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Логопедия
01.02.2015 20:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!