СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Коррекция речи и движения
в работе инструктора по физкультуре и
учителя-логопеда с детьми с нарушениями ОДА
и с нарушениями речи»
Учитель-логопед
Полищук Ирина Борисовна
инструктор по физвоспитанию
Жук Мариана Викторовна
ГБДОУ города Севастополя
«Детский сад № 2
компенсирующего вида»
Согласно статистическим данным, за последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с нарушениями в развитии, в том числе с нарушениями опорно—двигательного аппарата. К сожалению, далеко не многие дошкольные образовательные учреждения могут предложить образовательно — воспитательную помощь для таких детей, оказать им и их родителям поддержку в решении вопросов коррекции имеющихся у ребенка дефектов речевого, психологического, поведенческого спектра.
Городское бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида», с ласковым названием «Улыбка», которое с любовью распахнуло свои двери для маленьких севастопольцев в марте 1971 года посещают дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата.
Особой гордостью дошкольного учреждения является физкультурно–оздоровительный блок, куда входят: физкультурный зал для проведения занятий по физическому развитию и коррекционной работы по нарушениям опорно–двигательного аппарата у детей, согласно их диагнозов; физиопроцедурный кабинет для проведения массажа и необходимых физиопроцедур (электрофорез, амплипульс, ультразвук, тубускварц, ингаляции) по назначению педиатра и ортопеда.
С каждым годом педагогов и медиков волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. Одним из важнейших средств коррекции в комплексе реабилитационной работы является включение различных физических упражнений в различные формы занятий.
Более пяти лет в нашем дошкольном учреждении проводится гимнастика в виде весёлых игр, сказок с использованием чудо-мячей–фитболов.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем.
По структуре коррекционное занятие на фитболах напоминают традиционные физкультурные занятия, где присутствуют следующие компоненты:
Вводная часть, в которую входят различные виды коррекционной ходьбы, ориентировка в пространстве, упражнения на развитие дыхания. Основная часть – включает в себя комплекс упражнений на фитболах. Заключительная часть - подвижную игру, самомассаж, упражнения на релаксацию.
Результаты обследования детей показали, что фитбол –гимнастика благотворно влияет на укрепление опорно–двигательного аппарата, создание мышечного корсета, улучшение подвижности в суставах, формирует сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях: сидя на мяче; лёжа на полу, на мяче; стоя с мячом; на коленях; в приседе.
У дошкольников, которые занимались на фитболах, улучшилась осанка, настроение, внимание. Дети стали более сильными, ловкими, выносливыми, всё это потому, что большие гимнастические мячи дарят здоровье и радость.
За последнее время увеличилось число детей с нарушением речи, со скудным словарным запасом, с недостаточно развитой общей моторикой. Появился вопрос: какие эффективные формы работы можно использовать на логопедических занятиях для коррекции речи детей?
Я использую упражнения с элементами фитбол-гимнастики в коррекционной работе (как экспериментальной работе), которая развивает как мимическую мускулатуру, дыхание, артикуляционную и общую моторику детей, их физические качества, речь и словарный запас, а также темпо-ритмическую сторону речи и частично при коррекцию заикания.
Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.
Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения
Есть два подуровня:
1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения;
2 – регулирует максимальную целевую точность движения.
При нарушениях:
порезы нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)
Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:
апраксия и диспраксия; нарушение ориентировки в пространстве (лево-право); затруднена выработка любого двигательного навыка.
Дыхательным упражнениям в курсе занятий по психомоторной коррекции уделяется особое внимание. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, т.к. они осуществляют коррекцию речевого дыхания (короткий вдох и длительный речевой выдох).
Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны и подъёмом их вверх; выдоху – упражнения в сгибании туловища вперёд, приседания, сведение и опускание рук.
Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а текст, который проговаривают дети, помогает развитию речи, эмоционально украшает упражнение и позволяет добиться правильного его выполнения.
Все игры и упражнения с мячом, используемые в работе с детьми с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, можно разделить на следующие виды:
• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики;
• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики;
• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки;
• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;
• игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ.
Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:
• игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению;
• освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
• помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии;
• развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
• помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
• регулируют силу и точность движений;
• движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку);
• игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей;
• развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является
необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов; оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
© 2015, Полищук Ирина Борисовна 1158