СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная и внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОБАВИЛА МАТЕРИАЛ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеклассная работа по физике как средство обучения учащихся умению применять знания.

Человеку можно только помочь - оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности сформировать умения применять полученные знания на практике. Для реализации этого необходимо формирование и развитие творческих способностей учащихся, которые в большей степени развивают возможности школьников применять полученные теоретические знания в новых нестандартных ситуациях.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету.

Внеурочные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на дополнительном занятии с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Внеурочные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

К внеурочной работе по физике должны предъявляться следующие требования:

- Внеурочные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;

- Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;

- Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;

- Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту как наиболее интересной для них форме работы;

- Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

- Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения;

Роль внеурочной работы по физике в учебном процессе:

Повышение интереса учащихся к предмету. Познакомившись с тем или иным явлением на внеклассных занятиях, учащиеся на уроке постараются понять суть этого явления или захотят прочитать о нем в дополнительной литературе, чем только закрепят свой интерес к физике.

Расширение и углубление знаний. Заинтересовавшись на уроке различными вопросами курса физики, ученик имеет возможность на внеклассных занятиях значительно расширить объем своих знаний. В этом случае поможет любая форма внеурочной работы.

Развитие творческих способностей. Участие в различных формах внеурочной работы позволяет развить творческую активность и самостоятельность учащихся, привить им вкус к исследовательской работе.

Внеклассная работа делает уроки более эффективными как для учителя, так и для учеников. Учитель получает возможность организовать повторение пройденного материала в иных формах и преподнести известные явления в новом освещении, знакомит аудиторию с новыми, выходящими за пределы программы явлениями и фактами.

Готовность к трудовой деятельности. Приборы и инструменты, которыми школьники научаться владеть в различных кружках являются не только простейшими орудиями и механизмами, но и в усложненном и измененном виде входят в конструкции самых сложных современных станков, машин и агрегатов.

Воспитательное значение внеурочной работы.

Возможность систематически раскрывать перед учащимися славное прошлое и настоящее нашей физической науки и техники.

Воспитание у учащихся навыков слаженной коллективной работы.

Помощь в развитии личных качеств учащихся: настойчивость, твердость характера, дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность.

Воспитание чувства долга и ответственности за порученное дело.

Умение применять на практике свои знания.

Перед учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, научить ребят применять полученные знания на практике. Этому во многом способствуют внеклассные занятия по предмету.

Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. На протяжении длительного времени обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация на развитие универсальных учебных действий и творческих качеств личности. Для того, чтобы повысить уровень развития УУД и творческий потенциал учащихся, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе взаимосвязанных предметов, одновременно помогая классифицировать спонтанно полученную информацию по различным областям знаний. Внеурочной деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Следовательно, урочная и внеурочная деятельность учащихся должны быть неразрывно связаны для большей продуктивности обучения.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знании учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Внеклассные занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.

Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

Необходимо отметить, что с внеклассных занятий на урок приходят новые формы работы. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

Можно сформулировать следующие требования к внеклассной работе по физике.

Внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы.

Необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.

Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях. Во внеклассной работе выполнению этого требования содействуют элементы занимательности, которые необходимы для здорового отдыха, хорошего настроения, жизнерадостной деятельности. Но неправильно основывать внеклассную работу только на принципе занимательности. Внеклассная работа по физике должна не развлекать школьника, а развивать и совершенствовать его личность.

Большое значение следует придавать самостоятельной работе учащихся по физическому эксперименту, как наиболее интересной для них форме работы. При этом учащихся надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

Должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Внеклассные занятия не связаны обязательной программой. Их организуют и проводят с учетом запросов учащихся. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время учителя и учащихся. Поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу, рассчитать необходимое для нее время в часах и календарных сроках. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями учащихся и с учетом общешкольного годового плана. При планировании внеклассной работы полезно придерживаться следующего принципа: лучше меньше, но высокого качества.

Внеклассные занятия оказывают большое влияние на урок. Сведения, полученные на этих занятиях, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять трудные опыты.

Один из самых верных путей повышения качества обучения физике — установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями. Ее можно осуществлять по-разному.

Ставить такие вопросы, чтобы у учащихся возникала необходимость более глубокого, чем это возможно на уроке, изучения материала. Затем на внеклассных занятиях изучить этот дополнительный материал, например, позволяющий учащимся ознако-

миться с историей физических открытий, с новыми обобщениями, новыми способами решения проблемы. А на последующих уроках заслушать выступления учащихся, подготовленные на внеклассных занятиях.

Предлагать задачи, допускающие различные способы решения, часть из которых анализировать на занятии кружка. Интересные способы решения члены кружка могут сообщить всему классу на следующих уроках.

Пособия и приборы, изготовленные учащимися на внеклассных занятиях, следует обязательно демонстрировать на уроках.

Поощрять использование на уроках и при выполнении домашних заданий умений, полученных на внеклассных занятиях.

Успех взаимосвязи урочных и внеклассных занятий во многом определяется их совместным планированием. Это позволяет полнее использовать резервы учебной работы по физике и не допускать перегрузки учащихся.

Правильное сочетание классной и внеклассной работы обеспечивает взаимное использование не только содержания, но форм и методов работы. При подготовке урока учитель может использовать формы работы, возникшие на внеклассных занятиях. Так, на уроки физики пришли конференции, дидактические игры, защита темы, диспуты и т. д. Обогатившиеся новыми формами и методами работы уроки стали более эффективными.

Формы внеклассных занятий; индивидуальная; групповая; массовая. К индивидуальным формам внеурочной работы школьника по физике относятся: ознакомление с электронными источниками; Чтение печатных пособий (учебников, журналов); Подготовка эссе, рефератов; Решение физических задач; Выполнение доступных физических экспериментов, измерений и конструкций моделей физических устройств и т. д.; К групповой внеурочной форме деятельности ученика под руководством учителей физики используются; такие формы как: прослушание факультативных и других элективных курсов; посещение физических кружков; ознакомление с выставками, музейными экспонатами и другими зрелищными групповыми мероприятиями и т. д. К третьим массовым формам внеурочных процессов, мероприятий входят: Участие в физических олимпиадах; Посещение лекций по физике;. Участие в физических вечерах; Участие в командах КВН и другие; Активное участие в школьных средствах пропаганды физики (стен газеты, викторины, физические бюллетени); Подготовка и проведение физических тематических вечеров и т. д.;

Категория: Физика
11.10.2019 12:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!