СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» индивидуальных коррекционных занятий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» индивидуальных коррекционных занятий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.А. Араканцева

г. Семикаракорска»





Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №2


________ Н. В. Мартемьянов

Приказ от__________№______











Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» индивидуальных коррекционных занятий











Обучающейся - 1 «Б» класса

количество часов: 66 часов

учитель – логопед Малевич Светлана Викторовна









2021 – 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:

– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;

– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

– совершенствование коммуникативной функции речи;

– повышение мотивации речеговорения;

– обогащение речевого опыта;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Адресность. Коррекционный курс осваивает обучающиеся с ЗПР с целью коррекции дефектов звукопроизношения, развития фонематических процессов, профилактика нарушений чтения и письма, так как у обучающейся имеются дефекты звукопроизношения, слабо развиты фонематические процессы, не сформированы навыки чтения и письма.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

– формирование представлений о звуко-слоговом и звукобуквенном составе слова;

– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом;

– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;

– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса.

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.1 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки их смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Программа курса «Логопедические занятия» составлена по направлениям. Содержание, форма организации индивидуальная, а также продолжительность занятий в рамках конкретного направления определяется мерой практической актуальности для обучающегося 1 класса.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных занятий осуществляется учителем-логопедом образовательной организации самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Весь курс «Логопедические занятия» состоит из следующих направлении:

– диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

– профилактика нарушений чтения и письма;

– представлений об окружающей действительности;

– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, О. Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.

Описание места адаптированной программы коррекционного курса «Логопедические занятия» в учебном плане:

Изучение предмета коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» в объеме 2 часа в неделю и 66 часов в год. Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 25 минут

Ценностные ориентиры коррекционного курса

Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);

честь;

достоинство;

свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Планируемые результаты изучения коррекционного курса

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);

  • умение называть синонимы и антонимы;

  • использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);

  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;

  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;

  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;

  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;

  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;

  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

Содержание коррекционного курса

  • Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.

  • Диагностика и коррекция лексической стороны речи

  • Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.

  • Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков.

  • Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока по факту

Наименование раздела,

темы урока

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел. Развитие лексической стороны речи

1

07.09


Слово как единица речи

1

Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета.

2

08.09


Слово как единица речи

1

Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета.

3

14.09


Слова - названия предметов.

1

Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря

4

15.09


Слова - названия действий.

1

Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия.

5

21.09


Слова – названия признаков предметов.

1

Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?».

6

22.09


Слова – названия признаков предметов.

1

Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость.

7

28.09


Слово в составе предложения

1

Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись.

8

29.09


Слово в составе предложения

1

Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись.

9

05.10


Лексическая тема «Школа»

1

Беседа о школе. Подбор слов

10

06.10


Лексическая тема «Осень»

1

Практическое знакомство со словами близкими по значению

11

12.10


Слова с близким значением

1

Практическое знакомство со словами противоположными по значению

12

13.10


Слова с близким значением

1

Практическое знакомство со словами противоположными по значению

13

19.10


Слова с противоположным значением

1

Распределение названий предметов по группам.

14

20.10


Слова с противоположным значением

1

Распределение названий предметов по группам.

15

26.10


Лексическая тема «Как ты познаешь мир»

1

Составление простых предложений по теме.

16

27.10


Слова с обобщающим значением.

1

Распределение названий предметов по группам.

17

09.11


Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены»

1

Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.).

Раздел. Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения

18

10.11


Образование звуков речи. Гласные звуки

1

Сравнение неречевых и речевых звуков.

19

16.11


Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

1

Образование гласных звуков и особенности их произношения

20

17.11


Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

1

Образование гласных звуков и особенности их произношения

21

23.11


Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

1

Образование гласных звуков и особенности их произношения

22

24.11


Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И

1

Образование гласных звуков и особенности их произношения

23

30.11


Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т

1

Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков

24

07.12


Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т

1

Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков

25

08.12


Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т

1

Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков

26

14.12


Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т

1

Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков

27

15.12


Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги.

1

Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука.

28

21.12


Звуковой состав слова

1

Определение звукового состава слов.

29

22.12


Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных

1

Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС).

30

28.12


Ударные и безударные слоги.

1

Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль

31

29.12


Звуко-слоговой анализ и синтез.

1

Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов.

32

11.01


Лексическая тема «Зима».

1

Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и т.д.).

Раздел. Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения

33

12.01


Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

1

Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие.

34

18.01


Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

1

Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие.

35

19.01


Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

1

Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие.

36

25.01


Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

1

Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие.

37

26.01


Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

1

Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие.

38

01.02


Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й.

1

Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие.

39

02.02


Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е

1

Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И

40

08.02


Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е

1

Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И

41

09.02


Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е

1

Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И

42

15.02


Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е

1

Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И

43

16.02


Обозначение мягкости с помощью буквы Ь

1

Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов

44

01.03


Звонкие и глухие согласные

1

Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков.

45

02.03


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

46

09.03


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

47

15.03


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

48

16.03


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

49

22.03


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

50

23.03


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

51

05.04


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

52

06.04


Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

Раздел. Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения

53

12.04


Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

54

13.04


Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш

1

Подбор пар звуков по звонкостиглухости

Раздел. Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков

55

19.04


Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна»)

1

Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию

56

20.04


Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна»)

1

Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию

57

26.04


Предложение

1

Выделение предложения из структуры текста

58

27.04


Словосочетание.

1

Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда

59

04.05


Словоизменение.

1

Упражнения в изменении форм слова в разных словосочетаниях с опорой на картинки.

60

11.05


Словообразование

1

Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки

Раздел. Итоговая диагностика

61

17.05


Диагностика

1

Диагностические занятия

62

18.05


Диагностика

1

Диагностические занятия

63

19.05


Диагностика

1

Диагностические занятия

64

20.05


Диагностика

1

Диагностические занятия

65

23.05


Диагностика

1

Диагностические занятия

66

24.05


Диагностика

1

Диагностические занятия


материально-технического обеспечения

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Логопедические зонды для постановки звуков.

Доска с набором магнитов.

Магнитофон и набор аудиозаписей.

Диктофон для фиксации результатов диагностики.









































Лист коррекции рабочей программы

п/п

Тема урока

Дата по плану

Причина коррекции

Форма коррекции

Дата по факту










































































«Согласовано»

______________

Заместитель директора по УВР

________ Шуплецова Т.П.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!