Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №2
________ Н. В. Мартемьянов
Приказ от__________№______
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» индивидуальных коррекционных занятий
Обучающейся - 1 «Б» класса
количество часов: 66 часов
учитель – логопед Малевич Светлана Викторовна
2021 – 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Адресность. Коррекционный курс осваивает обучающиеся с ЗПР с целью коррекции дефектов звукопроизношения, развития фонематических процессов, профилактика нарушений чтения и письма, так как у обучающейся имеются дефекты звукопроизношения, слабо развиты фонематические процессы, не сформированы навыки чтения и письма.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звукобуквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса.
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.1 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Общеизвестные недостатки их смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Программа курса «Логопедические занятия» составлена по направлениям. Содержание, форма организации индивидуальная, а также продолжительность занятий в рамках конкретного направления определяется мерой практической актуальности для обучающегося 1 класса.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных занятий осуществляется учителем-логопедом образовательной организации самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Весь курс «Логопедические занятия» состоит из следующих направлении:
– диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, О. Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
Описание места адаптированной программы коррекционного курса «Логопедические занятия» в учебном плане:
Изучение предмета коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» в объеме 2 часа в неделю и 66 часов в год. Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 25 минут
Ценностные ориентиры коррекционного курса
Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
честь;
достоинство;
свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
В области лексической стороны речи:
возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
умение называть синонимы и антонимы;
использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
использовать формулы речевого этикета в диалоге;
умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Содержание коррекционного курса
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел. Развитие лексической стороны речи |
1 | 07.09 | | Слово как единица речи | 1 | Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. |
2 | 08.09 | | Слово как единица речи | 1 | Выделение слова из текста, речевого потока. Соотнесение слова и предмета. |
3 | 14.09 | | Слова - названия предметов. | 1 | Упражнения на активизацию и обогащение номинативного словаря |
4 | 15.09 | | Слова - названия действий. | 1 | Задания на уточнение представлений о словах, обозначающих действия. |
5 | 21.09 | | Слова – названия признаков предметов. | 1 | Упражнения на активизацию и обогащение словаря слов-признаков: игры типа «Какой бывает?». |
6 | 22.09 | | Слова – названия признаков предметов. | 1 | Подбор слов, обозначающих цвет, величину, форму, высоту, ширину, вкус, вес, скорость. |
7 | 28.09 | | Слово в составе предложения | 1 | Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись. |
8 | 29.09 | | Слово в составе предложения | 1 | Составление предложений по сюжетным картинкам и их условнографическая запись. |
9 | 05.10 | | Лексическая тема «Школа» | 1 | Беседа о школе. Подбор слов |
10 | 06.10 | | Лексическая тема «Осень» | 1 | Практическое знакомство со словами близкими по значению |
11 | 12.10 | | Слова с близким значением | 1 | Практическое знакомство со словами противоположными по значению |
12 | 13.10 | | Слова с близким значением | 1 | Практическое знакомство со словами противоположными по значению |
13 | 19.10 | | Слова с противоположным значением | 1 | Распределение названий предметов по группам. |
14 | 20.10 | | Слова с противоположным значением | 1 | Распределение названий предметов по группам. |
15 | 26.10 | | Лексическая тема «Как ты познаешь мир» | 1 | Составление простых предложений по теме. |
16 | 27.10 | | Слова с обобщающим значением. | 1 | Распределение названий предметов по группам. |
17 | 09.11 | | Лексическая тема «Режим дня. Правила личной гигиены» | 1 | Беседа о режиме дня школьника. Подбор слов к теме (утро, день, вечер, ночь и т.д.). |
Раздел. Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения |
18 | 10.11 | | Образование звуков речи. Гласные звуки | 1 | Сравнение неречевых и речевых звуков. |
19 | 16.11 | | Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И | 1 | Образование гласных звуков и особенности их произношения |
20 | 17.11 | | Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И | 1 | Образование гласных звуков и особенности их произношения |
21 | 23.11 | | Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И | 1 | Образование гласных звуков и особенности их произношения |
22 | 24.11 | | Звуки и буквы а, А, о, О, У, ы, и, И | 1 | Образование гласных звуков и особенности их произношения |
23 | 30.11 | | Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т | 1 | Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков |
24 | 07.12 | | Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т | 1 | Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков |
25 | 08.12 | | Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т | 1 | Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков |
26 | 14.12 | | Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т | 1 | Образование согласных звуков – демонстрация артикуляционных укладов согласных звуков |
27 | 15.12 | | Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги. | 1 | Понятие слога. Слогообразующая роль гласного звука. |
28 | 21.12 | | Звуковой состав слова | 1 | Определение звукового состава слов. |
29 | 22.12 | | Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных | 1 | Составление графических схем прямых закрытых слогов (СГС) и слоги со стечением согласных (ССГ, ГСС). |
30 | 28.12 | | Ударные и безударные слоги. | 1 | Понятие ударения, его смыслоразличительная и фонетическая роль |
31 | 29.12 | | Звуко-слоговой анализ и синтез. | 1 | Задания на закрепление представлений о слоговом составе слов. |
32 | 11.01 | | Лексическая тема «Зима». | 1 | Беседа о зиме. Подбор слов к теме (снег, лед, мороз и т.д.). |
Раздел. Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения |
33 | 12.01 | | Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. | 1 | Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. |
34 | 18.01 | | Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. | 1 | Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. |
35 | 19.01 | | Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. | 1 | Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. |
36 | 25.01 | | Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. | 1 | Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. |
37 | 26.01 | | Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. | 1 | Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. |
38 | 01.02 | | Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. | 1 | Подведение к выводу; звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем. Обучающее занятие. |
39 | 02.02 | | Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е | 1 | Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И |
40 | 08.02 | | Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е | 1 | Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И |
41 | 09.02 | | Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е | 1 | Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И |
42 | 15.02 | | Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е | 1 | Различение парных гласных А-Я, ОЁ, У-Ю, Э-Е, Ы-И |
43 | 16.02 | | Обозначение мягкости с помощью буквы Ь | 1 | Сопоставление форм множественного и единственного числа таких слов |
44 | 01.03 | | Звонкие и глухие согласные | 1 | Уточнение акустических и артикуляционных признаков сходства и различий в звучании звонких и глухих согласных звуков. |
45 | 02.03 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
46 | 09.03 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
47 | 15.03 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
48 | 16.03 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
49 | 22.03 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
50 | 23.03 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
51 | 05.04 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
52 | 06.04 | | Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
Раздел. Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения |
53 | 12.04 | | Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
54 | 13.04 | | Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш | 1 | Подбор пар звуков по звонкостиглухости |
Раздел. Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков |
55 | 19.04 | | Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна») | 1 | Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию |
56 | 20.04 | | Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна») | 1 | Слушание описательного текста о ранней весне, ответы на вопросы по его содержанию |
57 | 26.04 | | Предложение | 1 | Выделение предложения из структуры текста |
58 | 27.04 | | Словосочетание. | 1 | Составление различных словосочетаний с опорой на картинки и по вопросам логопеда |
59 | 04.05 | | Словоизменение. | 1 | Упражнения в изменении форм слова в разных словосочетаниях с опорой на картинки. |
60 | 11.05 | | Словообразование | 1 | Образование новых слов различными способами по показу, по словесной инструкции, с опорой на картинки |
Раздел. Итоговая диагностика |
61 | 17.05 | | Диагностика | 1 | Диагностические занятия |
62 | 18.05 | | Диагностика | 1 | Диагностические занятия |
63 | 19.05 | | Диагностика | 1 | Диагностические занятия |
64 | 20.05 | | Диагностика | 1 | Диагностические занятия |
65 | 23.05 | | Диагностика | 1 | Диагностические занятия |
66 | 24.05 | | Диагностика | 1 | Диагностические занятия |
материально-технического обеспечения
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Лист коррекции рабочей программы
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина коррекции | Форма коррекции | Дата по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
«Согласовано»
______________
Заместитель директора по УВР
________ Шуплецова Т.П.