Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.А. Араканцева
г. Семикаракорска»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №2
________ Н. В. Мартемьянов
Приказ от__________№______
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
индивидуальных коррекционных занятий
Обучающегося - 2 «В» класса
количество часов: 68 часов
учитель – логопед Малевич Светлана Викторовна
2021 – 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Курс направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Адресность. Коррекционный курс осваивает обучающиеся с ЗПР с целью помощи в формировании навыков письма и чтения, коррекции нарушений устной и письменной речи, так как слабо сформированы навыки письма и чтения; затрудняются в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса.
Коррекционный курс составлен на основе методики логопедического сопровождения учащихся начальных классов О. А. Ишимовой, С. Н. Шаховской, А. А. Алмазовой. Коррекционно- педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап – предупреждение трудностей формирования письма. Параллельно с работой по профилактике нарушений письменной речи, учащихся проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию устной речи, познавательной сферы учащихся.
Логопедические занятия во 2 классе позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Весь курс «Логопедические занятия» состоит из направления:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Описание места адаптированной программы коррекционного курса «Логопедические занятия» в учебном плане:
Изучение предмета коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» в объеме 2 часа в неделю и 68 часов в год. Коррекционные индивидуальные занятия проводятся по расписанию продолжительностью 25 минут.
Целевые ориентиры содержания коррекционного курса
В области лексической стороны речи:
возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
умение называть синонимы и антонимы;
использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
использовать формулы речевого этикета в диалоге;
умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Планируемые результаты изучения коррекционного курса
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных принадлежностей к занятиям;
проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция заданий учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований);
стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
способности использовать грамматически правильные связные высказывания для решения познавательных задач;
способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты, составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече, обращении);
правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
уважительном отношении к мнению других учеников, педагога;
умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных нормах и справедливости;
умении соблюдать нормы поведения на занятиях.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях (составление текстов-описаний);
способности к восприятию красоты слова, художественной ценности литературных произведений;
активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных произведений;
умении рассматривать и оценивать картины известных художников, определять настроение автора, составлять предложения, рассказы, используя оценочную и эмоциональную лексику.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью, согласованно выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению;
умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию, дежурство, групповое выполнение задания);
умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к чужому мнению);
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления (ябедничать, обзываться, громко плакать);
способности уходить от конфликта.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц, насекомых, профессий, городов;
интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить дополнительную информацию познавательного характера).
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.);
состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной деятельности;
способности анализировать причины успехов и неудач;
способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с поставленными задачами;
использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов, предложений, частей текста и т.п.);
умении преобразовывать текстовую информацию в табличную, умении использовать обобщенную информацию при выполнении заданий;
умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и следовать ему;
способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию текста;
овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм и правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций.
В области звуковой стороны речи:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
выработано умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых, звонких глухих, твёрдых-мягких);
- сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия звука в слове.
В области лексической стороны речи:
уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках, выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов, понятия об омонимах; сформированы навыки
использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
сформированы представления о звонкости и глухости и твердости, и мягкости согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах, слогообразующем значении гласных звуков;
выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения, по опорным словам,
сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания, предложения;
сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных частей речи;
сформировано умение использования предлогов в словосочетании и предложении.
В области связной речи:
сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления последовательности предложений в тексте;
составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с опорой на наглядность и без нее;
сформированы умения ведения диалогов;
совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции, интонационная выразительность).
В области письменной речи:
сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким знаком (ь) и гласными второго ряда;
сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена прилагательные и выделяет их на письме;
сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и рукописного текста, осуществления проверки;
пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет правильность написанного;
умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную тему;
сформировано умение определять тему текста, выделять его части, придумывать заголовок;
сформировано умение работать с деформированными текстами;
сформирован навык послогового чтения и чтения целыми словами простых слов;
сформирован навык понимания прочитанного;
сформирован навык осуществления само коррекции ошибок при чтении.
Содержание коррекционного курса
диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования процесса чтения и письма,
Развитие и коррекция лексической стороны речи
Развитие и коррекция грамматического строя речи
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи
Коррекция недостатков процесса письма и чтения
Расширение представлений об окружающей действительности
Развитие познавательной сферы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Наименование раздела, темы урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Диагностика |
1 | 06.09 | | Диагностика устной и письменной речи | 1 | Диагностический материал |
2 | 08.09 | | Диагностика устной и письменной речи | 1 | Диагностический материал |
3 | 13.09 | | Диагностика устной и письменной речи | 1 | Диагностический материал |
4 | 15.09 | | Диагностика устной и письменной речи | 1 | Диагностический материал |
Коррекционный модуль по преодолению трудностей в овладении процессами письма и Чтения. Текст Предложение Слово. Предлог |
5 | 20.09 | | Текст. Последовательность предложений в тексте | 1 | Знакомство с типами текстов (повествование, описание, рассуждение). Чтение текстов, определение типа |
6 | 22.09 | | Текст. Последовательность предложений в тексте | 1 | Знакомство с типами текстов (повествование, описание, рассуждение). Чтение текстов, определение типа |
7 | 27.09 | | Лексическая тема «Осень». | 1 | Беседа о признаках осени. Расширение представлений о признаках осени в живой и неживой природе. |
8 | 29.09 | | Предложение (простое распространенное). Порядок слов в предложении | 1 | Списывание с печатного текста. Определение границ предложений |
9 | 04.10 | | Предложение (простое распространенное, деформированное). Порядок слов | 1 | Определение границ предложения. Конструирование предложений, объединенных по смыслу, из ряда предложенных слов |
10 | 06.10 | | Предложение (простое распространенное, деформированное). Порядок слов | 1 | Определение границ предложения. Конструирование предложений, объединенных по смыслу, из ряда предложенных слов |
11 | 11.10 | | Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении | 1 | Нахождение словосочетаний в предложениях при чтении. Составление словосочетаний по картинкам |
12 | 13.10 | | Словосочетание в составе предложения. Связь слов в предложении | 1 | Нахождение словосочетаний в предложениях при чтении. Составление словосочетаний по картинкам |
13 | 18.10 | | Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова | 1 | Обобщение. Классификация. Объединение слов в группы по лексическому значению. |
14 | 20.10 | | Слово и его значение. Прямое и переносное значение слова | 1 | Обобщение. Классификация. Объединение слов в группы по лексическому значению. |
15 | 25.10 | | Лексическая тема «Мои друзья». | 1 | Беседа по теме. |
16 | 27.10 | | Многозначные и однозначные слова | 1 | Называние по картинкам слов, имеющих одно и несколько значений. |
17 | 08.11 | | Антонимы и синонимы | 1 | Уточнение значения антонимов и синонимов. Подбор синонимов, антонимов на заданную тему |
18 | 10.11 | | Антонимы и синонимы | 1 | Уточнение значения антонимов и синонимов. Подбор синонимов, антонимов на заданную тему |
19 | 15.11 | | Лексическая тема «Домашние и дикие животные» | 1 | Уточнение представлений детей о домашних и диких животных. |
Коррекционный модуль по преодолению трудностей формирования процессов письма и чтения. Слова. Деление слов на слоги. Звуки и буквы. |
20 | 17.11 | | Слово. Однокоренные слова. | 1 | Подбор родственных слов. Уточнение понятия «родственные слова». |
21 | 22.11 | | Слоговой состав слова. Правила переноса слов | 1 | Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. |
22 | 24.11 | | Слоговой состав слова. Правила переноса слов | 1 | Уточнение представлений о слогообразующей функции гласных звуков. |
23 | 29.11 | | Смыслоразличительна я и формообразующая роль ударения Безударные и ударные слоги | 1 | Задания на подбор слов с определенным местом в них ударного слога. |
24 | 01.12 | | Смыслоразличительна я и формообразующая роль ударения Безударные и ударные слоги | 1 | Задания на подбор слов с определенным местом в них ударного слога. |
25 | 06.12 | | Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки | 1 | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков. |
26 | 08.12 | | Гласные звуки первого ряда | 1 | Уточнение гласных первого ряда. Задания на фонематический анализ |
27 | 13.12 | | Гласные звуки второго ряда. Согласный звук [Й] и буква. | 1 | Уточнение гласных второго ряда. Образование гласных второго ряда |
28 | 15.12 | | Лексическая тема «Наш город. Наше село». | 1 | Уточнение представлений по теме. Составление рассказов по карте местности. |
29 | 20.12 | | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | Образование согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. |
30 | 22.12 | | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | Образование согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. |
31 | 27.12 | | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | Образование согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. |
32 | 29.12 | | Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | Образование согласных звуков. Соотнесение звуков с буквами. |
33 | 10.01 | | Правописание мягкого знака в словах | 1 | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. |
34 | 12.01 | | Правописание мягкого знака в словах | 1 | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. |
35 | 17.01 | | Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных | 1 | Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. |
36 | 19.01 | | Согласные звуки и буквы. Дифференциация звонких и глухих согласных | 1 | Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звонких и глухих звуков. |
37 | 24.01 | | Лексическая тема «Новый год» | 1 | Беседа по теме |
Коррекционный модуль. Модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи |
38 | 26.01 | | Существительные. Словоизменение существительных | 1 | Одушевленные и неодушевленные существительные |
39 | 31.01 | | Существительные. Словоизменение существительных | 1 | Одушевленные и неодушевленные существительные |
40 | 02.02 | | Лексическая тема «Зима» | 1 | Уточнение представлений о признаках зимы. |
41 | 07.02 | | Глаголы. Словоизменение глаголов | 1 | Знакомство с действиями предметов. |
42 | 09.02 | | Глаголы. Словоизменение глаголов | 1 | Знакомство с действиями предметов. |
43 | 14.02 | | Лексическая тема «Зимние забавы» | 1 | Уточнение представлений детей о зимних забавах детей. |
44 | 16.02 | | Прилагательные. Словоизменение прилагательных | 1 | Подбор признаков к предмету. |
45 | 21.02 | | Прилагательные. Словоизменение прилагательных | 1 | Подбор признаков к предмету. |
46 | 28.02 | | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 1 | Закрепление словообразовательных форм с конкретным значением. |
47 | 02.03 | | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 1 | Закрепление словообразовательных форм с конкретным значением. |
48 | 05.03 | | Словообразование существительных с помощью суффиксов | 1 | Закрепление словообразовательных форм с конкретным значением. |
49 | 09.03 | | Словообразование. Однокоренные слова. Суффиксальное словообразование имен существительных. | 1 | Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов |
50 | 14.03 | | Словообразование глаголов | 1 | Уточнение пространственных представлений детей. |
51 | 16.03 | | Словообразование глаголов | 1 | Уточнение пространственных представлений детей. |
52 | 21.03 | | Лексическая тема «Профессии» | 1 | Уточнение представлений детей о профессиях. |
Коррекционный модуль. Модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи и связной речи |
53 | 23.03 | | Словообразование прилагательных | 1 | Образование притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах. |
54 | 04.04 | | Словообразование прилагательных | 1 | Образование притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах. |
55 | 06.04 | | Словообразование прилагательных | 1 | Образование притяжательных прилагательных в мужском, женском и среднем родах. |
56 | 11.04 | | Лексическая тема «Моя семья. Мой дом» | 1 | Знания учащегося о себе |
57 | 13.04 | | Словообразование прилагательных | 1 | Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-,-лив- в мужском, женском и среднем родах |
58 | 18.04 | | Словообразование прилагательных | 1 | Образование качественных прилагательных с суффиксами: -н-,-лив- в мужском, женском и среднем родах |
59 | 20.04 | | Лексическая тема «День 8 Марта» | 1 | Актуализация слов по теме. |
60 | 25.04 | | Предлог и его значение | 1 | Уточнение пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... |
61 | 27.04 | | Предлог и его значение | 1 | Уточнение пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... |
62 | 04.05 | | Предлог и его значение | 1 | Уточнение пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над... |
63 | 11.05 | | Лексическая тема «Весна» | 1 | Уточнение словарного запаса по теме «Весна». |
64 | 16.05 | | Закрепление синтаксических навыков в работе над словосочетанием и предложением. Словосочетание Предложение | 1 | Соотнесение предложений с графическими схемами. |
Диагностика |
65 | 16.05 | | Диагностика | 1 | Диагностический материал |
66 | 18.05 | | Диагностика | 1 | Диагностический материал |
67 | 20.05 | | Диагностика | 1 | Диагностический материал |
68 | 23.05 | | Диагностика | 1 | Диагностический материал |
Материально-технического обеспечения.
Тетради-помощницы для учащихся:
О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.
О. А. Ишимова, Е. В. Дерябина Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу.
О. А. Ишимова. Чтение. От буквы к слогу и словам.
О. А. Ишимова. Чтение. От слога к слову.
О. А. Ишимова. Чтение. Читаю словами.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Электронные пособия:
«Букварь», 1С Образовательная коллекция.
«Скоро в школу. Учимся читать»
«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY
Лист коррекции рабочей программы
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Причина коррекции | Форма коррекции | Дата по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
«Согласовано»
______________
Заместитель директора по УВР
________ Шуплецова Т.П.