Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Цель занятий: развития основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
В 3 классе в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 3 - 4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (102 часа): 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы:
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Формирование базовых учебных действий
изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами
--изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
3-4 класс
Предметные результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
Личностные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание курса.
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
3.Тематическое планирование.
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | | 1 |
2-3 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 2 | 1 | 1 |
4-6 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Типы текстов: текст описание. | 1 | | 1 |
8 | Типы текстов: текст повествование. | 1 | | 1 |
9 | Типы текстов: текст рассуждение. | 1 | | 1 |
10-12 | Работа со сплошным текстом. | 3 | | 3 |
| | 12 | 1,5 | 9,5 |
«Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Изучение природы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2-3 | Условия, в которых мы живем | 2 | 1 | 1 |
4-9 | Кто и как живет рядом с нами. | 6 | 2 | 4 |
10 | Выясняем, что такое экология. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | | 1 |
| | 11 | 4 | 7 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1-3 | Удивительный мир чисел» | 3 | 1 | 2 |
4-8 | Мир занимательных задач | 5 | 2 | 3 |
9-10 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 2 | 1 | 1 |
11 | Итоговый мониторинг. | 1 | | 1 |
| | 11 | 4 | 7 |
Календарно- тематическое планирование
3 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» |
1. | Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. | |
2- 3. | Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 2 | Практическая работа над текстом. | |
4-6. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 3 | Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры». В. Драгунский «Друг детства». Г. Скребицкий « Кот Иваныч». Работа над текстами. Составление плана, пересказ. | |
7. | Типы текстов: текст описание | 1 | Понятие о тексте описании. Работа над текстом. | |
8. | Типы текстов: текст повествование. | 1 | Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом. | |
9. | Типы текстов: текст рассуждение. | 1 | Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом. | |
10-12. | Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг. | 3 | Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». Комплексная работа над текстом. | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» |
13. | Изучение природы. | 1 | Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Тексты на заданную тему. | |
14-15. | Условия, в которых мы живем. | 2 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
16. | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | |
17. | Почему надо беречь и охранять растения. | 1 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним. | |
18. | Грибы - удивительное царство. | | Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Работа с атласом – определителем. | |
19. | Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | Лишайники. Работа с детской энциклопедией. | |
20. | Многообразие животных родного края. | | Многообразие животных родного края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
21. | Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. | 1 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. | |
22. | Выясняем, что такое экология. | 1 | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. | |
23. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Комплексная работа. | |
Модуль «Основы математической грамотности» |
24-25. | Удивительный мир чисел. | 2 | История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). | |
26. | Решение математических ребусов. | 1 | Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. | |
27. | Мир занимательных задач. | 1 | Решение олимпиадных задач. | |
28. | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | 1 | Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Решение практических задач. | |
29. | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | 1 | Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
30- 31. | Решение задач.. | 2 | Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». | |
32-33. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 2 | Работа с текстами, в которых есть математические данные. Решение задач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчёты. | |
34. | Итоговый мониторинг. | 1 | Комплексная работа. | |
Учебно-методическая средства обучения
1.Сборники эталонных заданий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» М- Просвещение 2020г.
2. Т.Ф.Сергеева, Математика на каждый днеь. Функциональная грамотность .Тркнажер – М : 6 Просвещение, 2020.
3, Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк.
С.А. Шейхина . М: Планета, 2022- 96 с. –(Учение с увелечением),