СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год и следующих нормативно -  правовых документов:

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" 3 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Ручной труд

Класс: 3

Учебный год: 2020-2021

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая













с.Новая Брянь

2020


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020 - 2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания. Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета на I этапе обучения заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Исходя из основной цели, задачами обучения ручному труду являются:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

  • формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

  • формирование интереса к разнообразным видам труда;

  • развитие познавательных психических процессов;

  • развитие умственной деятельности;

  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • формирование информационной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности;

Решение поставленных задач позволяет корригировать интеллектуальные и физические недостатки у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных особенностей путем систематического и целенаправленного совершенствования восприятия, формирования аналитико-синтетической деятельности, улучшения зрительно-двигательной координации, ручной моторики.

Содержание курса «Ручной труд» представлено в АООП следующими разделами: работа с пластилином/глиной, работа с природными материалами, работа с бумагой, работа с текстильными материалами, работа с древесными материалами, работа с металлом, комбинированные работы. Учебный материал в предложенных разделах располагается «от простого к сложному» и, в достаточной степени, представляет основы ручного труда, необходимые как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по ручному труду, который доступен большинству обучающихся. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий обучающимися, в предоставлении свободы в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своей местности.


Общая характеристика учебного предмета

Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно пластилина; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

Предусмотрены следующие виды ручного труда:

  • работа с пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с нитками;

  • работа с проволокой.

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики. Сроки реализации рабочей программы 1 год. Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения чтению предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения, игры.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • методы стимулирования.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-игра,

  • урок-викторина,

  • урок – путешествие;

  • урок – драматизация;

  • урок – праздник.

Виды и формы организации работы на уроке:

Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также используются:

  • групповая;

  • работа в парах;

  • индивидуальная работа.




Элементы образовательных технологий:

  • здоровьесберегающая технология ;

  • технология игрового обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

1.Личностные результаты:

  • формирование представления о себе;

  • формирование представлений о собственных возможностях;

  • овладение начальными навыками адаптации в новом социальном пространстве;

  • овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;

  • формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;

  • формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование эстетических потребностей, чувств;

  • формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;

  • формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

2. Предметные результаты по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе:

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.





Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 3 классе:


Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;

  • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

  • знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • знать виды трудовых работ;

  • знать основные приёмы работы, выполнять их с помощью учителя;

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать их, использовать их с помощью учителя;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;

  • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;

  • оценивать свою работу с помощью учителя;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.

  • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;

  • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

  • знать виды трудовых работ;

  • отвечать на простые вопросы;

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;

  • знать основные приёмы работы, выполнять их с помощью учителя;

  • знать правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

  • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;

  • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;

  • оценивать свою работу с помощью учителя;

  • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.



3.Формирование базовых учебных действий

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

  • стремление к безопасному поведению в природе и обществе;

  • положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • работать с учебными принадлежностями(инструментами)

  • организовывать рабочее место;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

  • оценивать действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета.


Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда (1 час)

Работа с природными материалами (5 часов)

Виды природных материалов. Свойства природных материалов (цвет, форма, величина, поверхность гладкая или шероховатая, изменение цвета в связи с сезонными изменениями летом и осенью). Виды работ с природными материалами. Приёмы соединения деталей: с помощью клея, пластилина, заострённых палочек. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, скорлупой грецкого ореха.

Работа с бумагой и картоном (11 часов)

Сорта бумаги и их назначение: бумага для печати (журнальная, газетная, книжная), для рисования (рисовальная), для письма (писчая), гигиеническая (салфеточная). Виды работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка по шаблону, обрывание бумаги, смазывание деталей клеем. Организация рабочего места при работе с бумагой. Историко-культурологические сведения (применение масок в глубокой древности и в настоящее время; кокошник, его назначение; шлем, его назначение).

Виды работы с бумагой:

  • аппликация из бумаги;

  • окантовка картона полосками из бумаги;

  • изготовление изделий из складной бумаги;

  • изготовление изделий из деталей, вырезанных по шаблону, полушаблону;

  • изготовление объёмных изделий из картона;

  • конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.

Приёмы работы с бумагой:

  • обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

  • резание ножницами;

  • смазывание деталей клеем для их соединения;

  • разметка;

  • разметка по шаблону;

  • сгибание, перегибание;

  • нанесение на бумагу рицовки по линейке.

Работа с проволокой (3 часа)

Элементарное понятие о проволоке. Применение проволоки в изделиях. Виды проволоки: медная, алюминиевая, стальная. Свойства проволоки. Инструменты, применяемые при работе с проволокой. Организация рабочего места при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание руками волной, в кольцо, спираль, намотка руками на карандаш.

Получение деталей изделия (лапки паука), букв.

Работа с древесиной (3 часа)

Элементарные сведения о древесине, о применении древесины в строительстве, в промышленности (изготовление дверей, мебели, музыкальных инструментов, школьных принадлежностей, столярных инструментов, детских игрушек, бумаги). Понятия "дерево" и "древесина", их различие. Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями: ломание руками, зачистка напильником, наждачной бумагой, пиление. Инструмент для обработки древесины ручным способом - столярная ручная пила (ножовка). Экскурсия в столярную мастерскую. Опилки. Краткие сведения о применении опилок в промышленности. Применение опилок в изготовлении поделок (аппликаций). Технология изготовления аппликации из древесных опилок. Организация рабочего места при работе с древесными опилками.

Изготовление колышков для растения, изготовление аппликации из древесных опилок.

Работа с текстильными материалами (11 часов)

Применение ниток в работе. Виды работы с нитками: наматывание на катушки и на картон, сматывание в клубок, сшивание деталей из ткани, пришивание пуговиц, вышивание.

Завязывание узелка на нитке. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами. Правила обращения с иглой. Виды ручных стежков и строчек: строчка прямыми стежками, строчка косыми стежками, строчка прямого стежка в два приёма, строчка косого стежка в два приёма.

Выполнение строчки прямыми стежками, сшивание двух кругов, выкроенных из ткани, прямыми стежками, выполнение строчки косыми стежками на бумаге в клетку по проколам, изготовление закладки из фотоплёнки, сшивание деталей изделия строчкой косого стежка, изготовление прихватки.

Ткань. Что необходимо для изготовления ткани. Виды работы с тканью, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью: утюг, ножницы, игла, нитки, булавки, шаблоны. Последовательность раскроя деталей из ткани.
























Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

  1. Виды контроля:

  2. -текущий контроль,

  3. -периодический (рубежный) контроль,

  4. -итоговый контроль.

  5. Методы контроля:

  6. -словесный контроль (беседа, рассказ ученика, объяснение, работа с учебником, работа по технологическим картам);

  7. -практический контроль (упражнения, выполнение практических,)

  8. В конце года проводится тестирование в рамках промежуточной аттестации.

  9. Текущая проверка знаний, умений, навыков.

  10. Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

  11. Текущая проверка проводится в следующих формах:

  12. -устный опрос;

  13. -практическая работа;

  14. -тесты и др.

  15. Знания и умения обучающихся по ручному труду оцениваются по результатам выполнения практических заданий и устного ответа.

  16. При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

  17. Оценка знаний обучающихся:

  18. Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся. При оценке устных ответов по ручному труду принимаются во внимание:

  19. а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  20. б) полнота ответа;

  21. в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

  22. Отметка «5»:

  23. — полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  24. — четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;

  25. — для ответа использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  26. — ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

  27. Отметка «4»:

  28. — раскрыто основное содержание материала;

  29. — в основном правильно даны определения понятий и использованы термины;

  30. — ответ самостоятельный;

  31. —определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

  32. Отметка «3»:

  33. — усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  34. — определения понятий недостаточно четкие;

  35. — не использованы в качестве обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  36. — допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий.

  37. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки, не использует помощь учителя.

  38. Оценка практических работ знаний обучающихся:

  39. Отметка «5»:

  40. - самостоятельно подготовился к работе, самостоятельно подготовил инструменты и рабочий материал;

  41. - во время выполнения работы соблюдалась техника безопасности;

  42. - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно;

  43. - темп работы высокий.

  44. Отметка «4»:

  45. - правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;

  46. - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения в качестве выполнения задания;

  47. - темп работы средний.

  48. Отметка «3»:

  49. - правильно подобран необходимый инструмент и рабочий материал;

  50. - работа не выполнена в заданное время;

  51. - работа выполнялась самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

  52. - не соблюдалась последовательность операций или низкое качество выполнение задания.

  53. Оценка «2» ставится обучающемуся, если работа не выполнена.

  54. Оценка теста обучающихся:

  55. Отметка «5»:

  56. - получают обучающиеся, справившиеся с работой свыше 80%.

  57. Отметка «4»:

  58. - ставится в том случае, если верные ответы составляют 51% - 80% от общего количества;

  59. Отметка «3»:

  60. - соответствует работа, содержащая 35% - 50% правильных ответов.









Тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. (1час)

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной среды;

умение ориентироваться в пространстве;

умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;



умение делать рациональную разметку по шаблону и линейке.

Умение смазывать клеем бумагу по всей поверхности при склеивании и окантовочные полосы.


1.

Материалы, инструменты используемые на уроках ручного труда. Правила обращения с ножницами и с иглой

1

Работа с природными материалами. (3часа)

2.

Виды природных материалов. Виды работы с природными материалами.

1

3.

Изготовление аппликации из засушенных листьев "Птица".

1

4.

Изготовление аппликации из скорлупы грецких орехов "Рыбки".

1

Работа с бумагой и картоном (2часа)

5.

Сорта бумаги, виды и приёмы работы с бумагой и картоном. Изготовление аппликации из обрывной бумаги "Медвежонок и ёлочка".

1

6.

Окантовка картона полосками бумаги. Изготовление картины на окантованном картоне.

1

Работа с проволокой. (2часа)



Умение выполнять элементарные работы с проволокой.


7.

Применение проволоки в изделиях, ее свойства. Инструменты, используемые при работе с проволокой. Правила обращения с проволокой.

1

8.

Приёмы работы с проволокой: сгибание руками волной, в кольцо, в спираль, на карандаш.

1

Работа с природными материалами. (2часа)


Умение соединять детали изделия из природного материала с помощью клея, пластилина, проволоки, ниток, палочек; соблюдать пропорции.




Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

9.

Работа с природными материалами. Изготовление объёмных изделий из природных материалов. Приёмы соединения деталей.

1

10.

Приёмы работы с пластилином. Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.

1

Работа с проволокой. (1час)

11.

Изготовление из проволоки букв л,с,о,в.

1

Работа с бумагой и картоном. (5часов)

12.

Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складной гирлянды из цветной бумаги.

1

13.

Изготовление цепочки из бумажных колец.

1

14.

Изготовление плоской карнавальной полумаски "Очки".

1

15.

Карнавальные головные уборы. Изготовление каркасной шапочки.

1

16.

Изготовление кокошника.

1

Работа с текстильными материалами. (4часа)

17.

Применение ниток. Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на нитке.

1

Уметь вышивать по линиям рисунка;


уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах;











умение наклеивать материалоотходы (опилки) на картон;



умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;


18.

Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки ручными стежками на бумаге в клетку по проколам.

1

19.

Сшивание двух квадратов, выкроенных из ткани, прямыми стежками.

1

20.

Выполнение строчки косыми стежками на закладке.

1

Работа с древесиной. (3часа)

21.

Способы обработки древесины ручными инструментами. Экскурсия в столярную мастерскую.

1

22.

Изготовление аппликации "Собачка" из древесных опилок.

1

23.

Изготовление аппликации "Цыплёнок" из древесных опилок.

1

Работа с текстильными материалами. (3часа)

24.

Ткань. Виды работы с тканью.

1

25.- 26.

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изготовление прихватки.

2

Работа с бумагой и картоном. (2часа)

27.

Объёмные изделия из картона. Коробка. Назначение и форма коробок.

1

28.

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Изготовление коробки с помощью клапанов.

1

Работа с текстильными материалами. (4часа)

умение сшивать изделие по краям;


умение ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя.

29.

Виды ручных стежков и строчек. Выполнение строчки прямого стежка в два приёма на бумаге в клеточку.

1

30.

Выполнение косого стежка в два приёма "зигзаг" по краю изделия.

1

31.

Выполнение косого стежка в два приёма "крестик" по поверхности.

1

32.

Изготовление закладки с вышивкой.

1

Работа с бумагой и картоном. (2часа)

33.

Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе геометрических тел.

1

34.

Изготовление из бумаги матрёшки.

1


ИТОГО

34 часа























Материально – техническое обеспечение.

  1. Средства обучения и воспитания учебного предмета «Ручной труд» включают:

  2. Учебно-методический комплект: Л.А.Кузнецова "Технология. Ручной труд". Учебник 3 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2018 год.

Учебно-практическое оборудование: предметов различной формы, величины, цвета; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера. Материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная, для аппликаций и оригами); картон (обычный, цветной); ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.); пластилин (или глина, пластика, солёное тесто); проволока, калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА. Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, кисти для работы с клеем и с красками, подставка для кистей, иголки, ножницы, коробочки; измерительные приборы (шаблоны, линейки, чертежные треугольники)

Печатные пособия: таблицы, муляжи фруктов, овощей, грибов; коллекция образцов тканей и ниток, бумаги и картона.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийной установки, программно-педагогические средства (презентации)

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видео-записи), отражающие основные темы курса ручной труд.



Литература для учителя:


  1. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1969. – 216 с.

  2. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа – Пресс, 1994. – 416 с.

  3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство, физ. культура, ручной труд, музыка и пение). Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с., ил.

  4. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред.учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с., [8] вкл. л.

  5. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

  6. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.

  7. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1969. – 152 с.

  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. / Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

  9. Путем творчества. Страничка жизни и опыта одной экспериментальной школы: Сборник статей. / Под ред. проф. В.П. Кащенко. – М.: Типография «Продпуть», 1922. – 58 с.

  10. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч.  Ч.2. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 270 с. - Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

  11. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999. 1. Ананьева Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964 г.

  12. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: игры и фокусы с бумагой. СПб., 1994 г.

  13. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988 г.

  14. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.,1992 г.

  15. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.,1976 г.

  16. Гусакова М.А. Аппликация. М., 1987 г.

  17. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969 г.

  18. Коррекционная работа во вспомогательной школе. Л.,1978 г.

  19. Лапшин В. А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990 г.

  20. Лиштван З.В. Конструирование. М., 1981 г.

  21. Мирский С.Л. Индивидуальный подход у учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. М.,1990 г.

  22. Новикова Е.Б. Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения детей. Журнал «Воспитание и обучение», №5, 2007 г.- с.41.

  23. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под редакцией В.Г. Петровой. М., 1976 г.

  24. Павлова Н.Т. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы. М.,1988.

  25. Пасынок Ю. Ю. Составление рабочей программы. Журнал « Управление начальной школой». №9/сентябрь, 2009 г.- с.33.

  26. Петрова И.М. Объёмная аппликация. Учебно-методическое пособие. СПб., 2003 г.

  27. Петрова И.М. Волшебные полоски. СПб., 2002 г.

  28. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М., 1982 г.

  29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

  30. Соколова С.В. Оригами для дошкольников. СПб., 2003 г.


Литература для учащихся:


  1. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

  2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.

  3. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.

  4. Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.


Литература для родителей:


  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

  2. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

  3. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 1998. - № 11/12. – С. 25-32.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

  5. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

  6. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». / Под ред. А.И. Шустова, - изд. 3-е, пер. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

  8. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.

  9. Степанова О.А. Коррекционно-развивающие ресурсы игры в работе с младшими школьниками // Нач. шк.: плюс-минус. – 2001. - №4. – С. 3-7.

  10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

  11. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // «Дошкольное воспитание», 1965, №10.

  12. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 1990. – 144 с.

  13. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклас. работе. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с., ил.

  14. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

  15. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.

  16. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 96 с.

  17. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. – 96 с.

  18. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2005. – 103 с.

  19. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

  20. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

  21. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада.  – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

  22. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.

  23. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83

  24. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 - 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Л.М. Потаповой. – Ярославль: Академия развития: Академия, Кº: Академия Холдинг, 2000. – 224 с


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!