Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Конаково
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области: _____ Н. В. Сутягина «30» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 2 г. Конаково Тверской области __________________С. В. Байгулова |
Адаптированная рабочая программа
по музыке
для обучающегося 8 класса (вариант 7.2)
на 2023/2024 учебный год
Учитель: Фадина С.Н.
г. Конаково, 2023
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа (вариант 7.2) по предмету «Технология» для 8 класса составлена на основании:
Законом РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки РФ,
письмом Минобрнауки от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана,
на основе примерной программы основного общего образования «Музыка», и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка 8 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Общая характеристика учебного предмета
В 8 классе в соответствии с предложенной адаптированной программой для детей ОВЗ реализуется содержание по теме «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные темы» искусства — мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений.
Таким образом, в учебнике многогранно раскрывается именно актуальная музыкальная современность с ее особыми видами зрелищности, сочетанием модернистских и ретро тенденций, новыми формами концертной практики. При этом неизменной остается главная идея всего курса: особая роль музыки в духовной жизни людей. Содержание, художественный материал разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть для детей ОВЗ значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение программы по музыке в учебном плане МБОУ СОШ № 2 г. Конаково отводится 6 часов, из расчета 0,2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения музыке
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося.
В области личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;
совершенствование художественного вкуса;
овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач.
В области метапредметных результатов:
анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
В области предметных результатов:
определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств
ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики;
умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
проявление навыков вокально-хоровой деятельности — исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно начинать пение после вступления;
осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;
контролировать слухом пение окружающих;
применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.
Содержание учебного предмета по предмету «Музыка»
Сказочно-мифологические темы в музыке (6 часов)
Искусство начинается с мифа
Мир сказочной мифологии: Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского «Благословляю вас, леса…»
Поэма радости и света: К. Дебюсси
Сказочно-мифологические темы в музыке
Тематическое планирование по предмету «Музыка»
п/п | Наименования разделов и тем | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Сказочно-мифологические темы в музыке (6 часов) |
1. | Искусство начинается с мифа | 1 | | |
2. | Мир сказочной мифологии: Н. Римский-Корсаков. | 1 | | |
3. | Опера «Снегурочка» | 1 | | |
4. | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского | 1 | | |
5. | «Благословляю вас, леса…» Поэма радости и света: К. Дебюсси | 1 | | |
6. | Сказочно-мифологические темы в музыке | 1 | | |
| Итого: | 6 часов | | |
Описание материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Методические пособия для учителя:
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/ Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманитарный издательский центр «Академия», 2004.
Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки/ Ю.Б. Алиев. – М.: Владос-Пресс, 2005.
Владимиров, В.Н. Музыкальная литература/ Н.В. Владимиров, А.И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984.
Гришанович, Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей/ Н. Гришанович. – Минск: Юнипресс, 2006.
Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе/ Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. – Режим доступа: http:dic/academic.ru/contents.nsf/dic-music
Музыкальная энциклопедия. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music