| Постоянная неполная интеграция | Постоянная полная интеграция | Постоянная частичная интеграция | Временная и частичная интеграция | Эпизодическая интеграция |
Что предполагает? | Обучение ребёнка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми в одних классах. | Максимальное использование всего потенциала уже имеющихся у ребёнка и довольно значительных возможностей, взаимодействия и обучения с нормально развивающимися детьми. | Расширение общения и взаимодействия с детьми с ОВЗ с их нормально развивающимися сверстниками. | Создание условий для приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. | Целенаправленная организация хотя бы минимального социально взаимодействия детей с выраженными нарушениями в развитии со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении. Которые создаются в условиях специальных учреждений. Школьники специальных классов практически всё время обучаются отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определённое время. |
Для какой категории детей эффективна? | Для детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме; кто психологически готов к совместному со здоровыми детьми обучению. | Для детей, чем уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы; кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен обучаться совместно с нормально разувающимися сверстниками. | Для детей, которые способны на ровне со своими нормально развивающимися сверстниками овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков, проводить сними только часть учебного и внеклассного времени. | Для детей специального класса вне зависимости от достигнутого уровня развития. | Для детей специального класса вне зависимости от достигнутого уровня развития. |
В каких учреждениях может быть организована? | -массовых (обычных); -массовых интегрированного обучения; -комбинированных. | -массовых (обычных); | -массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определённым отклонение в развитии. | -массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определённым отклонение в развитии. | -массовых школах, где открыты специальные классы для детей с определённым отклонение в развитии. |
Правила комплектования классов | Дети с отклонением в развитии по 1-3 человека включаются в обычные классы школы. | Гибкие классы организованы только к тех массовых школах, где имеется несколько параллельных классов, так как состав каждого гибкого класса вводятся 2-3 ребёнка с ОВЗ. | По обычным для таких классов правилам, но предусматривается, что на часть дня отдельные дети с более высоким уровнем развития систематически вводятся в обычные классы по 1-3 человека. | По обычным для таких классов правилам, но предусматривается объединение со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий (чаще всего воспитательного характера) | - |
Дозировка времени интеграции | Дети в течение всего дня находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками. | Дети с ОВЗ находятся в гибких классах большую часть дня, за исключением времени освоения учебных предметов по спец. программам, а также фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий с дефектологом. | Время дозируется, содержание регламентируется. Для того чтобы дети с ОВЗ могли постоянно пребывать часть дня в общей среде, специально продумывается и фиксируется в расписании уроки в специальном и массовом классе. | Взаимодействие должно происходить не реже 2-х раз в месяц. | Дети объединяются на определённое время. |
Регламентация содержания совместной деятельности | Дети с ОВЗ посещают все учебные занятия совместно с нормально развивающимися сверстниками. | Дети с ОВЗ находятся вместе с нормально развивающимися сверстниками на тех уроках и внеклассных мероприятиях, которые доступны им, в оставшиеся время они объединяются с другими детьми с ОВЗ для работы по спец. коррекционной программе. | Школьники с ОВЗ объединяются с типичными детьми в рамках дополнительного образования. Они вместе посещают кружки и спортивные секции. | Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, специально организованных походах, праздниках, конкурсах, при организации и проведении выставок детских работ, кружках. |
Кем обеспечивается процесс интеграции? | Педагогами массового образования. | -педагоги массового образования; -педагоги-дефектологи. | -массовый педагог; -педагог-дефектолог. | -массовый педагог; -педагог-дефектолог. | -массовый педагог; -педагог-дефектолог. |
Как оказывается специальная педагогическая помощь? | Как внутри учреждения (если оно массовое интегрированного обучения или комбинированное), так и вне его (если учреждение обычное-массовое). | Помощь оказывается внутри учреждения педагогом-дефектологом. | Помощь оказывается внутри учреждения педагогом-дефектологом. | Помощь оказывается внутри учреждения педагогом-дефектологом и массовым педагогом. | - |