СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Трагедия Беслана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа на тему "Трагедия Беслана" формирует у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств,представление о воинском долге,верности Отечеству, неприятию жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в 2004 году.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Трагедия Беслана"»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж»

(ГБПОУ РО «РАТК»)





Методическая разработка

классного часа

на тему: ТРАГЕДИЯ БЕСЛАНА







Разработал:

классный руководитель Кобезева Л.Н.







2018





Рассмотрено на заседании ПЦК

«Общих гуманитарных дисциплин»

протокол № ___

от «_____» _________201_____

председатель ПЦК

____________ Брилева М.Р.


ОДОБРЕНО

зам. директора по ВР

___________ Ибрагимова Н. Г.


_________________ 20________














































Цели и задачи классного часа:

  1. Формирование у обучающихся гражданско-патриотических, нравственных чувств, представления о воинском долге, верности Отечеству, неприятия жестокости и насилия на примере трагедии в городе Беслане в сентябре 2004 года.

  2. Показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм.

  3. Воспитывать у обучающихся чувство сострадания (милосердия) к людям, активную гражданскую позицию, гуманность, толерантность



Оборудование:

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.


Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.


Учебно-методические материалы: тематическая мультимедийная

презентация составленная преподавателем; песня Динислама Дудова «Школа Беслан»; стихи О. Богомоловой.


Форма проведения: Урок Памяти

























Эпиграф:

« Трагедия в Беслане навсегда останется общей болью для России…»

В.В.Путин

Учитель.: Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года. Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последние десятилетия крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…

Сегодня мы собрались на урок памяти, посвященный жертвам трагедии в Беслане “.

Слайд №1 ( звучит музыка )

1 чтец:

Сентябрь месяц, первое число!
Спешит всем школа двери приоткрыть.
Вот первоклассники, мечтавшие давно
Порог той школы в раз переступить!
Они не знали, что их первый шаг,
Как первым стал, так может стать последним.
Что их захватит в плен проклятый враг,
Он словно смерть, он в черный цвет одетый.
В спортзал загнали школьников они.
Охваченные голодом и жаждой,
В эту жару держались без воды.
Не о еде, о жизни думал каждый!
Одних, как щит, приставили к окну.
А непокорных просто расстреляли,
Живые убирали с глаз слезу.
Боевики героями вдруг стали.
Целых два дня держали в страхе всех,
И целый мир обидчиков проклял.
И взяв на душу самый тяжкий грех,
Зачем? Кому? И что вы доказали?
Вас проклинали все, кому не лень,
Кто чувствовал и понимал потери!
И вот... настал тот полдень, третий день.
На вынос трупов они открыли двери!
Нежданный взрыв, за ним еще другой.
И без оглядки дети выбегают.
Они бежали к выходу толпой.
Ну а по ним безбожники стреляли.
Навстречу им родители бегут.
А мимо пролетают свистом пули.
Они не думают, что ранят их, убьют.
Хотят детей своих укрыть от боли.
Вот кто-то крепко обнимает маму,
Кто-то упал, иль ранен, иль убит...
Врачи спешат, завязывают раны,
Картину эту век нам не забыть..
Стоял отец, а на руках девчонка.
И взрывы, крики, шум уже не слышит.
Ведь в первый класс он проводил дочурку,
Теперь же ее голос не услышит...
И сотня раненых, и столько же убито.
Все испытали шок, все словно бред.
Как много горя, боли пережито.
Тому проступку оправданья нет.
И дрогнул мир. И лава слез, потери...
Беда прошлась не только по родне.
Она открыла в многих домах двери.
Она прошлась почти по всей земле...

Слайд №2
Учитель :
1 сентября 2004 года группа вооружённых людей в масках подъехала к зданию школы № 1 в Беслане на нескольких автомобилях и прямо со школьной линейки захватила в качестве заложников 1128 человек – детей и их родителей, - загнав их в спортзал школы.

Террористы потребовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию 21-22 июня 2004 , и вывода российских войск из Чечни.

Сайд №3
Учитель:
Одновременно террористы пригрозили взорвать здание школы в случае штурма и убивать по 50 заложников за каждого ликвидированного террориста, и по 20 – за раненого.

В первый день террористы расстреляли 14 мужчин, оказавшихся в числе заложников.

Слайд №4

Учитель: В ночь на 2 сентября состоялись переговоры террористов с доктором Рошалем. Представители спецслужб передали террористам, что готовы предоставить им возможность безопасного выезда в Ингушетию и Чечню. Кроме того было предложено заменить заложников-детей на взрослых. Ответа на эти предложения не последовало, террористы также отказались принять воду , еду , медикаменты для захваченных в заложники.


Слайд № 5

Учитель: 2 сентября захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. По его просьбе боевики освободили группу заложников из 26 человек (матери с детьми грудного возраста).

Слайд № 6

Учитель: 3 сентября в 12.40 оперативному штабу удалось договориться с террористами об эвакуации из школы тел убитых заложников.

12.55 к школе выдвигаются сотрудники МЧС, которые должны забрать тела убитых.

В13.03-13.05 в здании школы раздаются два взрыва, из школы стали выбегать заложники. После чего спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм. В результате штурма потери понесли как террористы, так и штурмующие (погибло 10 спецназовцев).

Потери среди заложников :331 погибший, около 500 раненых.

2 чтец: Слайд № 7

В день радостный,
Улыбок детских день,
Светило солнце ярко, беззаботно,
И стаи белых бантов у детей
Слепили глаз.
И смех звучал весёлый звонко.

Звук колокольчика донёсся со двора,
Со школьного двора бесланской школы.
И сотни детских рук
Пустили в облака
Воздушные шары
В небесные просторы.

Вдруг неожиданно со всех сторон
Раздались выстрелы,
И кто-то в масках черных
Согнали всех людей в спорт зал.
Они кричали и ругались громко.

Стреляли в потолок,
Чтоб запугать детей и взрослых.
И, заминировав весь зал,
Над ними издевались зло и жестко.

В тесноте и жутком зное,
Без пищи и воды,
Сидели люди, плача, воя.
Спасали близких, как могли.

С начала событий день третий идет.
Убийца жестокий кровь детскую льёт.
Но в группе бандитов какой-то раскол.
И главарь их - "Полковник" -
Кровь своих уже льёт.

Вдруг воздух потряс оглушительный взрыв.
И дети от страха рванули из зала.
Бандиты стреляли им в спину и в них,
Жизнь обрывалась мгновенно и страшно.

Была перестрелка, почти что война.
Бандиты убиты, кошмар позади.
Но сотни в больницах лежат.
И пока никак не забыть им тех страшных событий.
Мы сотни убитых детей не забыли.
Тяжелым комком в сердцах наших сидят.
И пусть ангелочки по небу летят,
Раз здесь, на земле, пожить не успели.

3 чтец: Слайд № 8

Беслан…
1 сентября... Беслан…
На окнах виднелась засохшая кровь,
Все стены были разбиты,
Родители очень боялись,
А дети были избиты...
Избиты они не людьми,
А муками жуткими с голодом вместе.
Даже крикнуть они не могли,
Не говоря уж о песне...
Каждый из них не хотел умирать,
Многие только пошли в первый класс,
Хотели от жизни все они брать,
Только не жизнь отдавать.
Паршивое время и жесткий террор
Губят бесценные жизни,
Одолели детей жажда и мор,
Не смогли бороться больше они.
Сволочи орудовали 1 сентября в Беслане,
Террористы издевались над детьми,
Не давали им свободы и воды,
Даже жить они им не давали!
Сволочей всех разогнали,
Часть убита, вот и хорошо!
Для раненых людей врача позвали,
Спасали они жизни не очень-то легко!
Ранения тяжелые были у детей,
Каждый из родителей не видел свет милей.
Спасла группа захвата оставшихся людей,
И никто не мог забыть этих ужасных дней!

4 чтец : Слайд № 9

Ты не знаешь, что я испытала.
Ты не знаешь, что я умирала.
Ты не знаешь, что было со мною
Той ужасной и страшной весною.
Ты не знаешь, была перестрелка.
Ты не знаешь, разбилась тарелка.
Ты не знаешь, что это значит,
Когда парень рыдает и плачет.
Ты не знаешь того ощущенья.
Ты не знаешь, но было мгновенье.
Ты не знаешь, что он умирал.
Справедливость он в жизни искал.
Умирал у меня на глазах,
Иссыхал у меня на руках.
Сердце кровью мое обливалось,
А картина та в сердце осталась.

5 чтец : Слайд № 10 , 11

Зачем детей?.. зачем стрелять?..
Они ни в чём не виноваты...
Я проклинаю вас, солдаты...
Кто дал вам право убивать...
Стреляй... но загляни в глаза...
Глаза детей полны надежды...
В них страха уже нет, как прежде...
Течёт на автомат слеза...
В своих детей ты не стрелял...
Ты воспитал себе подобных...
Ты сделал так, чтоб твой ребёнок...
Всю свою жизнь убивал...
В ребёнке нет и капли зла...
Ребёнок – воплощенье счастья...
Не принимает он участия...
В твоей войне против себя...
Что дети сделали тебе...
Я не могу писать... я плачу...
Они мертвы... что это значит...
Вот это поворот в судьбе...
Ты не достоин умирать...
Пускай тебя съедят шакалы...
И это будет очень мало... Зачем детей?.. Зачем стрелять?..


6 чтец : Слайд № 12 , 13 ,14 ,15.

Сталь. Скрежет. Раз, два, три.
Пуля режет. Не смотри
В небо - там увидишь смерть.
Холод брезжит, сердце - твердь.
Стуки, стуки, слышишь ты
Эти звуки из земли?
Время рвет снаряды вновь.
Сегодня кровь и завтра кровь.
Сегодня здесь была земля,
Где раньше не было меня.
А завтра буду я?
Не знаю! Я от незнанья умираю.
Померкнул свет, идет война,
И много лет она одна.
Гремела хохотом одним
И по своим, и по чужим.
Терзала муками любовь,
Повсюду проливая кровь.
И горько плакала земля,
А вместе с нею ты и я.
Просили слезно небеса:
«Останови!» И голоса
Мне отвечали: «Бог с тобой,
Он между миром и войной
Запутался. Разрежьте нити!
Не уходите! Не уходите!»

7 чтец: Слайд № 16, 17,18.

Боль в сердце,
Боль в душах,
Боль в детских глазах.
Они шли на праздник
С цветами в руках.
Их мысли о школе
И новых друзьях,
Их думы о жизни
И счастье в стихах.
Им солнце светило,
И небо звало
И будто кричало,
Как жить хорошо.
И мир говорил,
Что всё впереди,
Но путь этот им
Оборвали скоты.
Звенело, гремело,
И пули вокруг,
И кровь их друзей,
И кровь их подруг.
И кто же ответит,
За что? Почему?
За что эти дети
Ушли в пустоту?

8 чтец: Слайд № 19

Кто видел мёртвого ребёнка,
Тому уже не спать ночами.
Синие ручки и ножки
И голова с закатанными глазами.
Разорванный мозг и вскрытая грудная клетка,
И чувство - словно сломали зелёную ветку!
Маленькому сердечку уже никогда не любить,
И маму с папой он никогда уже не будет сердить.
Не будет он радоваться приходу весны,
И не гулять ему по лесу, вдыхая запах сосны.
Не бегать ему с друзьями
По улице летним днём.
И не сидеть у костра, дышащего жарким огнём.
Он так хотел жить
И не хотел сдаваться.
Хотел вырасти большим
И всего сам добиваться.
Но кто-то властной рукой
В один миг всё разрушил.
Это пришёл его величество Случай…

Чтец 9: Слайд № 20, 21 , 22 , 23 ,24, 25.

Нелюдь стреляет в наших детей
Бог, защити их там поскорей,
Боже, скажи нам как дальше жить,
Как нам грехи свои искупить.

Детские стоны слышны нам с небес,
Плачут и горы, и реки, и лес,
Кровь на букетах из белых роз,
И надо всеми распятый Христос.

«Мама, очень хочется пить,
Мама, очень хочется жить.
Мама», - затихают детей голоса.
Не напоит их мамы  слеза.

Господи, Боже, их успокой,
Дай им безвинным вечный покой,
Светлые души к себе унеси,
А нас, оставшихся, Боже, прости.

Детские стоны слышны нам с небес,
Плачут и горы, и реки, и лес,
В календаре нет чернее листа
В Беслане они распинали Христа.

Это грохочут чужих сапоги,
Это слышны чужих голоса.
Эти не скажут мальчонке «Беги»,
Им безразлична девчушки слеза.

Детские стоны слышны нам с небес,
Плачут и горы, и реки, и лес,
В календаре нет чернее листа
В Беслане они распинали Христа.

«Мама, очень хочется пить,
Мама, очень хочется жить.
Мама», - затихают детей голоса.
Не напоит их мамы  слеза.

Чтец 10: Слайд № 26

БОЛЬ МАТЕРЕЙ БЕСЛАНА.
Плачет мать, покинутая сыном,
И этот груз с собой не унести .
Так дай ей недюжинные силы
Вселенной боль одной перенести…

Стонет мать, склонившись над могилкой,
Шепчет тихо: - Где ты, ангелок?
Застелила я кровать тебе простынкой,
Чтоб уставший отдохнуть ты мог.

Я игрушек накупила много:
Самосвалы, «лего», пистолет...
Ты не бойся, всё, что хочешь, трогай -
Настоящих ружей рядом больше нет…

Возвращайся, солнышко, не мучай,
Мама без тебя не проживёт.
Можешь облачком, а можешь просто тучкой
Или дождиком, что по весне идёт.

Хочешь деревцем, а хочешь тихим ветром -
Я тебя почувствую везде...
Но только с этим горьким белым светом
Не оставляй меня наедине…

Сидела мать, склонившись над могилкой,
Платок руками нервно теребя.
Беслан окутан траурной косынкой,
И кто поможет этим матерям?

Чтец 11: Слайд № 27, 28, 29, 30

Б ЕСЛАН
Кусочек неба в маленькой ладошке,
Надежда на спасенье в маминых руках.
Недетский страх застыл в глазах у крошки,
Зажато тельце в огненных тисках.

-Ах, Мама, разве так бывает?
Чтоб взрослые губили малышей!
-Нет, старшие всегда оберегают.
А эти… не походят на людей!

Кто право дал вершить людские судьбы?
И нежные сердца злой болью наполнять?
Еще вчера они учить пытались буквы,
Сегодня свой букварь уже не смогут дочитать.

За что? - вопрос, который сотрясает землю;
За что? - он не найдет ответ в умах.
И лишь живой огонь свечи нетленной
Прощения молитву схоронит в сердцах.

Чтец 12: Слайд № 31

Не плачь. Не дай алмазам чистых слез
Блеснуть в зрачках крушителей святого,
Они как рой свирепых диких ос,
Им лестна власть над болью и знакома.
Увидеть страх в измученном лице,
Страданием убитую улыбку
И ненависть, как кожу на рубце –
Для них победа, для тебя - ошибка.
Не плачь. Они не стоят доли чувств,
На них проклятие, заслуженное с тройней,
Слетевшее с скорбящих бледных уст,
Жестокое. Они его достойны.
За мрачные скопления могил,
За грохот взрывов, крик, присущий войнам,
За провода, обнявшие тротил,
За цифры таймера с отсчетом беспокойным.
За черный цвет в одеждах и в сердцах,
Минуты памяти, за горькое молчанье,
За густо алые гвоздики на гробах –
Кровавый след в знак вечного прощанья.
За толпы, что рыдают у дверей,
За тех детей, что не увидят жизни,
Судьбу распятых горем матерей
И за бойцов, ступающих по гильзам.
За все. Их не простить. Их не понять.
И ни одна из самых злых издевок мира
Их низость не способна оправдать:
Залитый кровью недостоин пира.
Пусть будет жутко страшно умереть,
Обидно за несделанное раньше -
Не плачь. Тебе ведь есть, о чем жалеть.
А в них лишь догнивает сгусток фальши.

Чтец 13: Слайд № 32,33,34,35.

Детский почерк простых, ненаписанных строк,
Перемена в разрушенной, взорванной школе.
И застыл не начавшийся первый урок,
И звонок, закричав, оборвался от боли.
И мальчишка не видит лучей в синеве,
Жизнь его не зовет ни взрослеть, ни учиться,
Он лежит на зелёной, помятой траве,
Как упавшая с неба, подбитая птица.
Он был другом моим - самым преданным стал,
Он увидел бы море и дальние страны,
Но ворвался в рассвет этот огненный шквал,
И теперь на земле одиноко и странно.
Ты прости нас, людей синеглазой земли.
Ты прости нас за эту холодную осень,
Мы сберечь и спасти не смогли.
И тетрадный листок жгучий ветер уносит.
Детство тонкой струной затерялось во мгле,
Будет плакать одно в лабиринте столетий.
Вы простите живущих на этой Земле,
На урок из огня не пришедшие дети...

Чтец 14: Слайд № 36, 37 , 38 , 39.

Лежит опавшая листва,
Там ничего не изменилось,
Все так же школа та полна
Отчаяньем и криком.
Все так же льются слезы матерей,
Все так же слышен плачь семей,
Что потеряли всех детей.
И слышен взрывов гул,
И запах смерти ходит рядом,
Как будто видим след от пуль,
И тех детей, которых изверги убили.
Мы о них память сохраним,
О тех ужасных, диких днях,
Что навсегда в сердцах остались с нами.

Чтец 15: Слайд № 40,41,42,43,44

Мама!
А что было в Беслане?
- А кто тебе сказал о нём?
- Никто, я видела лишь сон,
И там был ураган
Огня.
И что-то было в новостях
Вчера...
Вы были c бабушкой в гостях,
А я
Смотрела сказку с телебашни,
Ну а потом мне стало страшно,
Там были стены без дверей
И окна без стекла,
И фотографии детей,
Но я не поняла...
Там были белые шары,
Ни одного цветного.
Их отпустили для игры?
Ах, как их было много.
- Они все умерли? Когда?
За что и почему?
- А я умру?
... - Ну что ты, никогда,
- Да и они все живы.
Как в сказке превратились
В шары красивые,
Взлетавшие под колокола звук
Из чёрных рук...
Их просто в стенах душных
Наедине со злом,
С огнём, завязанным узлом,
Оставить равнодушно
Не смог
Наш Бог.
Не плачь, малыш,
Не бойся, не грусти,
Давай я вытру слёзы,
Не для тебя душевные занозы -
Тебе расти
Под Солнцем,
Тебе ещё понять придётся
Боль взрослых сказок,
...Но не сегодня и не сразу.

Чтец 16: Слайд № 45,46

Беслан…
Это было давно,
Но как будто вчера.
Мы все помним…
Капкан…
Как слепое кино…
Как тупая игра.
Мы запомним
Обман…
Тех, кому все равно,
В ком живет Сатана,
Кто не помнит
Беслан.
Беслан! Беслан…

Чтец 17: Слайд № 47

Чистое небо, яркое солнце,
В городе праздник сейчас.
Стоят детки в линейку с бантами, с цветами
И готовятся войти в класс.
Но тут появились они в камуфляже,
Загнали всех в школу силком.
Дети сидели бок о бок в спортзале, их мучила жажда,
Они говорили: ''За что?''
Ваши взрослые папы беззащитны сегодня,
А слабые матери духом сильны.
И нужно собраться всем в мире народам,
Чтоб не допустить новой войны!
Нет! Вам не удастся, подлые твари,
Загнать в наше сердце страх!
Но как могут быть дети орудием
В ваших подлых руках?
В чем виноваты они перед вами,
В чем провинились они?
Нет у вас сердца, один только камень
В вашей паршивой груди…
Вы стреляли детям в спины и хвалили Аллаха,
И тут бессердечность показали сполна.
И пусть на плечи вам падет плаха
Справедливого Божьего суда!
Вопросов много возникает,
Ответы сложно получить,
Но в нашей памяти, ребятки,
Вы вечно останетесь жить.
Мы почтим Вашу память минутой молчанья.
У школы в бутылках вода.
Чистое небо, яркое солнце.
А в городе траур… всегда



Минута молчания.

Страшна трагедия Беслана: погибли дети и взрослые, которые так хотели быть сейчас вместе с нами, учиться, работать, заводить семьи и просто жить дальше. Зло терроризма не имеет прощенья, ибо оно посягает на самое святое и дорогое, что есть у человека - его жизнь, его будущее… Жизнь любого человека свята и бесценна, как и сохранение мира на Земле. Именно эту идею стремились донести до своих сверстников учащиеся.

«Мы говорим: нет бесчеловечности и ужасу терроризма и войны! Мы говорим: нет насилию и страданию! Никакая цель не может быть оправдана гибелью людей, а тем более гибелью невинных детей. И это не только Беслан, это не только Осетия и наша страна в целом, это касается всего мира. Наше общее дело сохранить мирные отношения между народами и остановить жестокость терроризма, нам нужно мирное будущее, мирное голубое небо, мирная и цветущая Земля, общее благополучие и безопасность».



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!