- Развить познавательный интерес к изучению современной экономики и обществознания в целом.
- Способствовать формированию критического мышления и аналитических навыков учащихся.
- Повысить уровень общей и финансовой грамотности учащихся.
- Развить понимание финансовых институтов.
- Развивать навыки работы с различными источниками информации (тексты, схемы, видео и тд.) и способность анализировать их.
- Развивать умение сопоставлять различные факты и делать выводы на основе полученной информации.
- Развивать навыки коммуникации и сотрудничества в процессе обсуждения исторических вопросов.
- Создать условия для формирования представлений о действии рыночного механизма регулирования экономики, его достоинствах и недостатках
- Основные понятия: Традиционная, командная и рыночная экономика, спрос и предложение, виды конкуренции
- Анализировать экономическую систему для понимая ее важнейшей роли в жизни современного общества и государства.
- Разобраться в законе спроса и предложения и видах конкуренции.
2 Презентация по теме: «Современная рыночная система».
Методические приемы и план изучения нового материала | Организация и управление уроком (введение, переходы, выводы, вопросы и задания) | Деятельность учащихся | УУД (вид и конкретное действие) |
1. Организационный момент |
Настрой на активную деятельность | Приветственное слово: Ребята, здравствуйте. Присаживайтесь. | Ответное приветствие. Включение обучающихся в деятельность. | ПО: смысловое слушание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. Проверка знаний и умений |
Проверка знаний и умений учащихся. Фронтальный опрос | На предыдущем уроке вы с Еленой Николаевной изучали экономический рост и развитие в экономике. Сейчас мы проверим ваши знания по пройденной теме. Для начала сформулируйте что такое «экономический рост»? (количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства.) Какие есть пути достижения экономического роста? (Интенсивный и экстенсивный) Чем различаются данные пути? Приведи примеры, представь, что ты руководишь промышленным предприятием или даже целой промышленной сферой. Перечили факторы экономического роста (Это могут быть ресурсы и их накопление, уровень развития технологий, кредитно-банковская и налоговая системы, политическая ситуация в стране, инвестиции.) Что такое экономический цикл? Cформулируй определение (колебания экономической активности, состоящие в повторяющихся экономических спадах (рецессии, депрессии) и экономических подъёмах) либо (неизбежный спад и последующий подъем в экономике. | Ученики, закрыв учебники и тетради, отвечают на вопросы учителя | Р: саморегуляция ПО: выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Переход к новой теме. | Отлично, мы с вами закрепили ваши знания об экономическом росте и развитии, а теперь начнем изучать еще более важный аспект современной экономики. |
3. Подготовка школьников к восприятию новой темы |
Мотивационный компонент. Формулирование Темы. Эвристическая беседа. | У слова рынок есть несколько значений, в первую очередь в нашей голове всплывает образ торгового павильона с различными товарами от продуктов питания до одежды, а у кого-то абстрактная и сложная система, регулирующая всю мировую экономику. Вы когда-нибудь слышали фразу: «невидимая рука рынка»? Задумывались ли вы о ее значении? Что стоит за этой фразой? | Определяют тему урока и делают запись в тетрадь. | ПО: смысловое слушание. Р: прогнозирование, постановка учебной темы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
Переход к изучению нового материала. Постановка цели и плана изучения новой темы. | А теперь подумайте – рынок — это благо или рудимент и зло? Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить о рынке – современной экономической системе. И в конце урока постараемся дать ответ на этот вопрос. Запись темы в тетради со слайда презентации План урока:1 Рынок в жизни общества 2 Закон спроса и предложения 3 Конкуренция и монополия | Определяют цель работы. кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода. Формулируют план работы на уроке. | Л.: смыслообразование. ПО: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание. ПЛ: анализ, сравнение, классификация, синтез. Р: целеполагание, планирование своих действий, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. К: умение задавать вопросы при их возникновении, построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли.. |
4. Изучение нового материала |
1. Рынок в жизни общества Сжатое информативное сообщение Работа с учебником. Аналитическая беседа | Рынок складывался на протяжении всех тысячелетий истории человеческой цивилизации – от первых обменянных орудий труда из бронзы до крупных слияний транснациональных корпораций. Рыночная экономика же считается наиболее эффективным рынком на данный момент. Давайте запишем термин: Рыночная экономика — это экономическая система, основанная на принципах предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, свободного рыночного ценообразования при минимальном государственном регулировании экономики. Рыночная экономика – гарантирует свободу потребителя. Подумайте, рыночная экономика развивается для всех стран по единым правилам? Или какое-то государство может пренебречь принципами построения свободного рынка и построить его? | Слушают учителя, читают учебник выделяя и анализируя необходимую информация для составления таблицы, делают записи в тетрадях, отвечают на поставленный вопрос грамотно строя ответ | ПО: смысловое слущание К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли. |
2. Закон спроса и предложения Сжатое информативное сообщение Просмотр видео: Работа с учебником и в рабочей тетради Аналитическая беседа | Равновесие рынка, обеспечивают спрос и предложение. Спрос – это желание и возможность покупателей приобрести конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте по конкретной цене. Предложение - готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время по конкретной цене. Видео-эссе: «Спрос, предложение и рыночное равновесие по Адаму Смиту» Зарисуйте схему в свои тетради – стр. 34 учебника: Ребята, как вам кажется, что случилось бы с рынком не будь «системы противовесов», которыми выступает закон спроса и предложения? | Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения Анализируют текст, выдвигают свои предположения. | ПО: поиск и выделение информации, анализ, структурирование знаний Р: планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, различение способа и результата действий, внесение необходимых корректив в действие. К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли |
3. Конкуренция и монополия Сжатое информативное сообщение Работа с учебником и в рабочей тетрадью Аналитическая беседа | Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Монополия — это рыночная структура, при которой контроль над определенной отраслью экономики оказывается в руках одного субъекта. Он единолично производит и реализует товар или оказывает услугу. Доступ для других участников рынка оказывается закрыт (Примеры: РЖД, Росатом в России) Заполнение таблицы: «Виды конкуренции» в рабочих тетрадях: | Ученики отвечают на вопрос выдвигая свои предположения. Слушают. | ПО: поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. К: построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли |
Вывод | Рыночную экономику считают одним из главных двигателей технического прогресса в 21 веке. Данное обоснование весьма понятно, ведь высокий уровень конкурентности, который гарантирует хорошее качество производимого продукта, не допустит на рынок некачественные товары и услуги, но с другой стороны рыночная система нестабильна и способствует дальнейшему расслоению общества и даже целых государств и регионов мира по финансовому благополучию и развитию. |
5. Закрепление |
Закрепление пройденного материала. Заключительная беседа. | В качестве проверки того, как вы усвоили материал, предлагаю прочитать высказывания некоторых предпринимателей и определить к какому типу конкуренции относится их фирма. Предприниматель №1: «Мои дела идут отлично. Я выпускаю уникальный товар, у которого нет близких заменителей. На этот товар я сам назначаю цену, и цена эта достаточно высокая.» Ответ: Предприниматель является монополистом, т.к. только для монополиста характерен выпуск уникального товара. Пример монополии: система электроснабжения, газоснабжения. Предприниматель №2: «У меня может быть как стандартный, так и дифференцированный товар. Я и мои конкуренты придерживаемся политики жесткой цены, ведь нас так мало в отрасли.» Ответ: Предприниматель осуществляет свою деятельность в олигополии. Для этой рыночной структуры характерна манипулирование ценой, пользуясь ограниченым кол-вом предложения. Предприниматель №3: «Преимущество моего бизнеса состоит в том, что сколько бы товара я ни предложил к продаже на рынке, я весь его продам без всякой рекламы. Конечно, мне приходится мириться с тем, что я никак не могу повлиять на рыночную цену товара, но уж если эта цена становится слишком низкой, я могу легко покинуть эту отрасль перейти в другую.» Ответ: Предприниматель работает на рынке совершенной конкуренции. Его доля на рынке настолько мала, что он никак не может повлиять на рыночную цену. | Участвуют в беседе. Структурирование изученного материала для ответа на вопрос. | Л: формулирование собственного мнения (позиции) ПО: умение строить речевое высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков. ПЛ: становление причинно-следственных связей. К: использование речи для регуляции своего действия, построение монологического высказывания. |
6. Организация домашнего задания |
| Читать параграф 4 (стр. 32) – прочитать таблицу в р. тетради. Найти конкретные пример к каждому виду конкуренции на примере конкретных компаний. Выполнить письменно! | Записывают домашнее задание. Уточняют при необходимости. | |
7. Оценвание |
| Оценивание происходит на основе: выполнения учеником всех требований и заданий, предъявляемых учителем, активной работы на уроке (устной и письменной), выполнения домашнего задания, изложения верных ответов на поставленный вопрос, верных логическим умозаключений ученика | | |
7. Рефлексия |
Оценка психологического комфорта на уроке. | Учитель раздаёт листочки с предложениями всему классу. Подведём итоги урока, закончив предложения: Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при... У меня хорошо получилось… | оценивание качества и уровня усвоения. Самоконтроль. Самооценка. | Л: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания и «незнания». Р: соотнесение своих действий с планируемыми результатами, самоконтроль, самооценка |