СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект открытого урока, технологическая карта, русский язык, 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Фразеологизмы"»

Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Фразеология (закрепление, обобщение изученного материала)

Тип урока

Урок-экскурсия

Цели урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

-воспитывать любовь к Родине, родному языку, чувство товарищества, умение работать в коллективе

-развить умение находить фразеологизмы, объяснять их лексическое значение и правильно употреблять в речи;

-развивать умение пользоваться словарями;

-работать над развитием речи обучающихся;

-развивать их творческие способности;

-закрепить и обобщить знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов в речи, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах, об их синтаксической роли в предложении

Планируемые УУД

Личностные

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- осознание лексического богатства русского языка, отражения во фразеологии духовной культуры русского народа;

-формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к дружбе и сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- смысловое чтение;

- построение логической цепи рассуждения; доказательство, выводы.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- контроль, коррекция, оценка действий партнера

Регулятивные

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности:

- умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Методы и технологии обучения

Технология проблемно-диалогического обучения, дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, исследовательский метод обучения.

Формы работы

Работа в группах, парах, самостоятельная работа, фронтальная работа

Ресурс

ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах ( карточки, тесты), словари.



























Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (мотивация)


- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада вас всех видеть. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.


Оценивают свой настрой на работу.

Записывают в тетрадях число, классная работа

Проверка домашнего задания

Ребята, проверим домашнее задание. Положите перед собой карточку с БУРАТИНО.

- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались? Кому сложно было выполнить это задание? Почему? СЛАЙД №1

- Запишите в тетрадях дату, классная работа.

Объясняют домашнее задание

2.Самоопределение к деятельности (постановка темы, проблемы, цели урока)


Наш урок я бы хотела начать с небольшого шуточного стихотворения. Послушайте его внимательно. СЛАЙД №2

Чтоб контрольной избежать,

Антон готов был убежать от школы верст за пятьдесят,

Уйти куда глаза глядят.

- Какое сочетание слов в этом стихотворении употреблено в переносном значении? Назовите его.

- Как называются такие сочетания слов?

- Предположите тему нашего урока…

- Верно. Фразеологизмы

- Запишите в ее тетрадь…

- Как вы понимаете значение фразеологизма «куда глаза глядят»?

- Кто сможет привести примеры фразеологизмов?

-Ребята, мы сейчас обсуждали с вами фразеологизмы. Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой, что мы должны получить на уроке? СЛАЙД №3




- Да. Сегодня на уроке мы будем закреплять, обобщать знания о фразеологизмах, их значении, происхождении и употреблении в речи.




Отвечают на вопросы учителя; выдвигают предложения по теме урока и записывают ее в тетрадь; приводят примеры фразеологизмов, объясняют их значение.







Высказывают различные варианты данной проблемы;



Определяют цели урока:

- закрепить и обобщить знания по теме «Фразеологизмы»;

- понять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи.


3. Работа по теме урока


1. Девиз урока СЛАЙД №4

- Чтобы перейти к теме урока, нам необходимо записать его девиз. «Не бей баклуши, работай в поте лица»

- Какое значение имеет сочетание «бить баклуши», «работать в поте лица»?

2.Повторение по теме урока. СЛАЙД №5

Итак, вспомним:

1. Что такое фразеология?

2.Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

3.Какие признаки имеют фразеологизмы?


3. Обобщение по теме урока.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить экскурсию в Страну Фразеологию. И первая наша остановка называется «Лингвистическая лаборатория»


Лингвистическая лаборатория

- А сейчас я приглашаю вас в лингвистическую лабораторию. Мы разделимся на исследовательские группы, каждая из которых проведёт своё исследование и поделится с нами полученными результатами.

Задание 1: Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов. СЛАЙД №6


Повесить нос

Повесить сумку

Взять себя в руки

Взять котенка на руки

Сесть в калошу

Сесть на стул

Вешать лапшу на уши

Вешать пальто в шкаф

Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.


Задание 2: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов. СЛАЙД №7

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

(Тертый, ржаной, черствый) калач.

Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть) - это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде.

Задание 3: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение. СЛАЙД №8

Лясы точить -

Держать ухо в остро- …

Сидеть, сложа руки - …

Кричать на всю Ивановскую- …

На чужой шее сидеть-…

От рук отбиться-…

Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы.

- Проверим задания.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места.

- А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает?

Мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.

Задание 4: Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение. СЛАЙД №9

- Коля сломя голову бежал по коридору.

- Я подумал и взял себя в руки.

Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.

Музей фразеологизмов СЛАЙД №10

- Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ?

- Я приглашаю вас в музей фразеологизмов. Давайте познакомимся с историей возникновения некоторых фразеологизмов. А помогут нам в этом сотрудники музея. Составим фразеологизмы из рассыпанных слов и послушаем сообщения о происхождении некоторых из этих фразеологизмов.

- Спасибо, ребята.

- Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы.

Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах. СЛАЙД №11

- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит смотреть сказки?

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах.

Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней.

- Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение. (крутиться, как белка в колесе, держать в ежовых рукавицах, стоять на часах, вставлять палки в колёса, идти по горячим следам, уставился как баран на новые ворота, вена на ладонях, взять быка за рога, набиться как селедка в бочке, лить крокодиловы слёзы, остаться у разбитого корыта)

- Молодцы. Вы хорошие зрители.

Библиотека СЛАЙД №12

- Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать.

- Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю)

- В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых)

- Как в толковых словарях обозначаются фразеологизмы?

- Для того чтобы узнать значение фразеологизмов, мы заглянем в библиотеку и поработаем со словарями. Работать будем в парах.

Задание: У вас на партах лежат словари, в них - конверты с листочками. На листочках написаны фразеологизмы, значение которых вы должны найти в словаре и записать в тетрадь.

Предлагаются фразеологизмы: Рука об руку, из рук вон плохо, сбыть с рук, мастер на все руки, сидеть сложа руки, золотые руки

- Проверим задание.

- Что нам дает работа со словарями?

Вывод: Развивает нашу речь


-Мы посетили много интересных мест, а нам пора отдохнуть. Выполним физкультминутку. Смотрите на слайд, выполняйте упражнения вместе с нашим помощником. СЛАЙД №13


Творческая мастерская

- А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете переделывать предложения, включив в них устойчивые сочетания.

- А теперь послушаем ваши предложения. Поднимите руку, кто готов.

- Кто хочет зачитать получившиеся предложения. СЛАЙД №14

- Молодцы, ребята. Вы умелые мастера.

-А теперь давайте сгруппируем фразеологический обороты в синонимические ряды. СЛАЙД №15

- У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа.

Тест по теме «Фразеологизмы» СЛАЙДЫ №16-23

  1. Какой из фразеологизмов имеет значение «Изнеженный, не приспособленный к жизни человек»?

  1. Кисейная барышня

  2. Белая ворона

  3. Звёзд с неба не хватает

  4. Тёртый калач


2. Какой из фразеологизмов является лишним по значению?

1. Хоть шаром покати

2. Через пень колоду

3. Ни кола ни двора

4.Ни былинки ни травинки


3. «Какой из фразеологизмов не имеет значения «очень хочется есть; живётся впроголодь»?

  1. Живот подвело

  2. Зуб на зуб не попадает

  3. Кишка кишке кукиш кажет

  4. Кишка кишке весть подаёт


4.Какой фразеологический оборот употреблён с ошибкой?

  1. Семи пядей во лбу

  2. Не чист на руку

  3. Стреляный воробей

  4. Утереть глаз


5.Какой из фразеологизмов не является исконно русским по происхождению?

  1. Как рыба в воде

  2. Тришкин кафтан

  3. Попасть в цейтнот

  4. Топорная работа


6.В состав каких фразеологизмов не входит слово «вода»?

1. Как в ….канул

2.Выносить … из избы

3.Седьмая ….на киселе

4.Как две капли….


7. Какой из фразеологизмов является лишним по значению?

1. След простыл

2.Поминай как звали

3.Глядеть в оба

4. Ищи-свищи


8. Каким по стилистической окраске является фразеологизм «Чесать языком»?

  1. Книжный

  2. Просторечный

  3. Нейтральный

  4. Разговорный

- Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест.

- Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.



Отвечают на вопросы учителя











Работают по карточкам;

Выполняют практические задания, проводят исследования, делают выводы, делятся полученными результатами с классом









































Работают в тетрадях и у доски, выполняют задания, делают вывод











Отвечают на вопрос, делают сообщения, работают со слайдом презентации









Смотрят видеосказку, находят фразеологизмы, объясняют их значение









Отвечают на вопрос, работают в парах со словарями, находят значения указанных фразеологизмов, записывают их в тетрадь, проверяют задания









Выполняют физкультминутку для глаз





Пишут предложения, читают их и слушают, делают вывод







Выполняют тест самостоятельно с самопроверкой

4.Рефлексия

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы: СЛАЙД №24

Как рыба в воде(чувствовать себя уверенно и легко).

Точно в воду опущенный(грустный, сникший, падший духом).

Ловил каждое слово (жадно внимал, не пропустил ни слова).

Рука об руку(делали что-то совместно, дружно, согласованно).

Засучив рукава(работать охотно, с желанием и рвением).

Воспрянул духом(обрел хорошее настроение, стал бодрым, оживился).

Повесил нос(загрустил, расстроился, ухудшилось настроение).

Душа радуется(приподнятое настроение, ощущение радости счастья).

За милую душу (делать что-то с большим желанием, охотно).

Сидел как на иголках(быть в ожидании чего-то или предчувствовать неприятное).

Был на седьмом небе(испытывать состояние блаженства, счастья).

Дают самоанализ, самооценку

своей работы

5. Подведение итогов урока

- Итак, подведем итог урока.

-Какова была цель урока? (обобщить и систематизировать знания о фразеологизмах).

-Достигли ее? (Да).

-что мы ещё узнали о фразеологизмах? (Фразеологизмы имеют антонимы, могут быть разными членами предложениями, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения, имеют синонимы).

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

- Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь.




Отвечают на вопрос

6. Домашнее задание

Сочинить стихотворение, используя фразеологизм, подобрать к нему синонимы и антонимы СЛАЙД №25

Сформулируйте, какие умения вы будете тренировать дома.

НА ВЫБОР

1) Сделать свою книжку фразеологизмов, с иллюстрациями.

2). Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.

-Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! СЛАЙД №26

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

Конкретизируют учебный материал для домашней работы, записывают в дневники















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!