Учитель биологии Кадилова Халимат Хакимовна. МКОУ «Уралинская СОШ» Гунибский район РД.
1. Организационный момент.
2. Мотивационный этап.
3. Формулирование темы урока.
4. Постановка целей и задач урока.
5. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».
6. Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия.
7. Первичное закрепление.
8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.
9. Самоанализ и самооценка.
Содержание урока.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Учитель: Здравствуйте, ребята! Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. | -Умение соблюдать дисциплину на уроке -Уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
2. Мотивационный этап | Учитель: Прошу ваше внимание на экран. (Презентация «Необычные цветы мира», звучит мелодия «Вальс цветов» Франца Шуберта Слайд 1. Раффлезия – растение с едким запахом, ни и стебля, ни листьев, ни корней у него нет. Зато внутри собирается 5-7 литров воды. Считается паразитом. Слайд 2. Аморфофаллус титанический – имеет очень дурной запах, достигает в высоту 2,5 м и в ширину 1,5 м. Слайд 3. Вольфия напротив очень мала, ее размер колеблется от 0,5 до 0,8 мм. Обитает на поверхности вод. Слайд 4. Психотрия - народе называют “горячие губки”, растет в тропиках, любит влагу. Слайд 5. Орхидея калания внешне напоминает летящую уточку. Произрастает она в Восточной и Южной Австралии, в основном под эвкалиптовыми деревьями Слайд 6. Гиднора африканская –-паразит, живущий в пустынях Африки. Он присасывается к корням других растений и питается от них. В основном находится под землёй, и только когда в пустыне выпадает необходимое количество осадков – он появляется на поверхности и распускается. В высоту достигает 15-20 см. Слайд 7. Пассифлора – в диаметре достигает 10 см. Растёт в основном в Латинской Америке. Слайд 8. Росянка – плотоядное растение. Благодаря выделяемым капелькам слизи она ловит насекомых, которыми и питается. Слайд 9. Непентес Аттенборо был обнаружен в только 2000 году. Непентес-хищник, который “питается” грызунами | -Умение сотрудничать в поисках и систематизации результатов - Умение выделять основную информацию - Умение строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий -Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника -Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное |
3.Формулирование темы урока. | Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся) Учитель: Правильно, откроем тетради, сформулируем и запишем тему урока. (учащиеся самостоятельно записывают тему) «Цветок». Запись числа и темы урока учителем на доске. Учитель: А сейчас вы нарисуйте, пожалуйста, любой цветок в тетради, и один нарисуем на доске. Учитель: Кстати, кто-нибудь знает, что за мелодия звучала во время презентации? Это произведение «Вальс цветов » знаменитого австрийского композитора Франца Шуберта. | -Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий -Умение конструктивно работать с материалом дополнительного источника |
4. Постановка целей и задач урока. | Учитель: вы нарисовали цветы, покажите, что у вас получилось? Одинаковые ли цветы? А почему? как вы думаете, а можно ли по-вашему рисунку изучить строение цветка? Почему? А давайте сейчас подумаем, зачем растению нужен цветок? Чем он является? Как он устроен? Учитель: Вот на эти вопросы мы сегодня с вами должны ответить, к тому же нам нужно выполнить лабораторную работу «Строение цветка». | -умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
5. Изучение нового материала. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка». | Учитель: У каждого из вас на столе есть карта лабораторной работы (Приложение 1.) с заданиями. Ребята, что мы будем делать в лабораторной работе? А для чего? (Дети отвечают) – Правильно, чтобы узнать, зачем цветку нужны эти органы. Самостоятельно запишите цель лабораторной работы. (Изучить строение цветка, определить функции основных частей, его составляющих ) Какие глаголы мы используем для постановки целей, ребята? (Выявить, определить, распознать, узнать). Прочтите, что у вас получилось? (На экране изображение цветка яблони) Учитель: Скажите мне цветок какого растения изображен на экране, а остальные – подумайте. Учитель: ответ на первый вопрос лабораторной работы вы найдете на стр. 125 учебника, используя рисунок 97. (обозначают составные части, зачитывают результат) Скажите, чем отличается цветок в лабораторной работе от цветка, который нарисовали вы в начале урока? (Дети отвечают) Учитель: Ребята, перед выполнением второго задания давайте условно разделимся на две команды, команду мальчиков и команду девочек. Итак, у меня для ваших команд два названия «Пестики» и «Тычинки», какое вы выберете? (Дети предположительно выбирают названия: мальчики-«Пестики», девочки- «Тычинки» ) Эти названия нам пригодятся немного дальше! | -Умение организовать выполнение задания учителя -Умение делать выводы по результатам работы -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы - Уважительное отношение к учителю и одноклассникам -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов -контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
6.Первичная проверка понимания, промежуточная рефлексия. | Учитель: Во втором задании необходимо понять, какие функции выполняют те или иные части цветка. Вы будете их записывать в карту работы. Венчик – это лепестки. Какие они бывают? (Яркие, крупные - насекомоопыляемые или невзрачные- ветроопыляемые), значит, для чего служит венчик цветка? Впишем в карту работы. Дети: Венчик – привлечение внимания насекомых Учитель: Что образуется в цветоложе? Дети: Плод Учитель : Значит функция цветоложа - …. . Дети: Цветоложе – формирование плода. Учитель: Чашечка представлена пятью сросшимися у основания листочками, за которыми находится самое заветное – цветоложе, из которого формируется что? (плод), если листья плотно прилегают, значит, какую функцию они выполняют? (…) Запишите. Дети: Чашечка – защитная функция Учитель: самостоятельно сформулируйте назначение цветоножки. Прочитайте, что у вас получилось? Дети :Цветоножка – служит для прикрепление цветка, а в последствие плода. Учитель: Внимание на экран. (презентация «Пыльца под микроскопом». А сейчас мы посмотрим под микроскопом пыльцу любого цветкового растения на ваш выбор! (Дети выбирают растение из цветущих комнатных растений, стоящих на столе учителя. Работа с электронным микроскопом, вызывается один ученик для изготовления препарата и рассмотрения пыльцы, результат работы выводится проектором на экран, дети наблюдают за процессом. Учитель просит назвать составные части микроскопа, спрашивает правила приготовления препарата) А могли ли вы себе представить, что пыльцевые зерна способны выдержать температуру до 300 градусов Цельсия! Учитель : Ребята, как образуется завязь вы подробно будете изучать в будущем, но могу вам сказать, что завязь образуется и развивается внутри пестика! Значит, каким органом он является (Мужским или женским?) Ребята, а вы помните названия наших условных команд? Поднимите руки «Тычинки», поднимите «Пестики». Так вот, спешу вам сообщить, что вопреки законам русского языка тычинка – это мужской орган, а пестик- женский. Пестик и тычинки – органы размножения, впишите в карту работы. Учитель: А цветки бывают обоеполые (тычинки и пестики находятся внутри одного цветка ) и раздельнополые (цветки содержат либо тычинки, либо пестики). Каким является цветок яблони? Можете привести пример растения, содержащего раздельнополые цветки. (Цветки огурца) Учитель : Коноплю, тополь, иву, осину, щавель кислый и шпинат называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других Поэтому , ребята, весной мы можем видеть , что одни тополя усеяны пухом, а на других пуха совсем нет. Объясните, почему? ( Дети отвечают.) Однодомные растения - растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном растении. К однодомным растениям относятся береза, орешник, дуб, бук, многие осоки, тыквенные. | -Умение соблюдать дисциплину на уроке - Уважительное отношение к учителю и одноклассникам -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя -Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы -Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов - Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений -Умение организовать выполнение задания учителя - Умение делать выводы по результатам работы -Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное |
7. Первичное закрепление. | Учитель: Скажите, пожалуйста, на все ли пункты работы вы смогли ответить? Что вызвало затруднение? Какие выводы мы можем сделать, исходя из цели нашей лабораторной работы?(Дети отвечают, формулируют совместно с учителем вывод работы: Цветок- это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения, состоящий из венчика, цветоложа, цветоножки, пестика, тычинок. Пестик и тычинки – женский и мужские органы соответственно. Плод созревает в цветоложе. ) | - Умение делать выводы по результатам работы - Умение отработки на уроке биологических терминов, понятий, определений -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя -Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы |
8. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия. | Учитель: Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока. Сможете вы рассказать, что такое цветок и из чего же он состоит ? (Дети отвечают). Сможете ли вы нарисовать строение цветка? (Дети отвечают). Ответили мы на них? (Дети отвечают) Учитель:НО Еще один немаловажный вопрос мы с вами упустили! Кто-нибудь заметил? …Я должен над цветами наклониться, Не для того, чтоб рвать или топтать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать! Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор. Какие цветковые растения произрастающие на территории Курского района занесены в Красную книгу Ставропольского края? ( на экране ландыш закавказский, ковыль красивейший, виноград лесной, безвременник яркий, тюльпан Бибирштейна ) Учитель: Какой заказник находится на территории Курского района? (Степан Бугор, близ п.Мирный). Как нужно относиться к растениям? (Дети отвечают) Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры. | - Уение отработки на уроке био-логических терминов, понятий, определений -Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя -Контроль, коррекция, умение выражать свои мысли -Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы -Умение организовать выполнение задания учителя -Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное |
9. Самоанализ и самооценка. | Учитель: Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось? (Дети отвечают) Учитель: Теперь из маленького конвертика на вашем столе возьмите цветок, у которого будет столько же лепестков, какую оценку бы вы поставили нашему уроку, нашей общей работе и самим себе. И конечно, ребята, цветы – это прекрасно, дарите цветы близким: мамам, бабушкам, сестрам и даже папам и дедушкам. И вы увидите их счастливые улыбки! А я в свою очередь хочу подарить в ваш классный кабинет этот прекрасный цветок (Декоративное цветущее растение в горшке). Всем спасибо! | - Уважительное отношение к учителю и одноклассникам - Развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценки достигнутого посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действии-тельности. -Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное |
Цель: __________________________________________________________________________________________________
2. Впишите функции, которые выполняют части цветка:
3. Вывод: ______________________________________________________________________________________________________
1. В.В.Пасечник Биология 6 класс.
2. И.В.Ишкина Биология Поурочные планы. 6 класс.
3. Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор – составитель Н.И.Галушкова.