-систематизация и расширение знаний обучающихся об особенностях написания сочетаний с шипящими звуками.
- формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,
- понимать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.
- на основе анализа делать выводы, развивать умение рассуждать, доказывать, строить речевое высказывание (в устной и письменной форме).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности | Всем, всем! Поприветствуем гостей! Прочь с дороги нашей лень! Не мешай учиться! Не мешай трудиться! - Присаживайтесь, пожалуйста! Ручки? Ножки? Локоточки? Спинка? - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Хочется Вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроение не покидало Вас в течение всего урока. Пожелаем мысленно себе и каждому из Вас удачи! | Добрый день! На месте! На месте! С краю! Прямая! |
Актуализация пробного учебного действия | - Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение, которое я Вам сейчас прочитаю: Я грамотно писать хочу, Все сочетания учу! И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА И ЧУ, и ЩУ Я обязательно всё выучу! -- - Ребята, о каких правилах говорилось в стихотворении? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. 1 слайд - Молодцы! - А теперь попробуйте поставить задачи нам на урок. - Чему мы должны научиться? - Сегодня на уроке мы выучим правила правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ША, ЧУ, ЩУ; - повторим характеристику звуков; - попробуем вывести правила правописания данных сочетаний. Артикуляционная гимнастика. | ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ Правописание сочетаний жи-щи, ча-ща, чу-щу. Предположения детей |
Локализация индивидуальных затруднений | 2 слайд - Начнём нашу работу с каллиграфической минутки - Посмотрите на показ. - Какие буквы будем писать на первой строчке? - Дайте характеристику звуков, которые обозначают эти буквы. - Запишите. - Посмотрите на вторую строчку. - Какие буквы будем писать? - Охарактеризуйте звуки, которые обозначают эти буквы. - Следите за осанкой при письме, пишите красиво! - Какие сочетания с шипящими нужно запомнить? - Запишите их по образцу и подчеркните гласные, с которыми они пишутся. - Оцените свою работу. Подчеркните самые красивые буквы, сочетания. Старайтесь писать так всегда! | Ж, Ш Согласные, всегда твёрдые, парные, шипящие Ч, Щ Согласные, всегда мягкие, шипящие ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ |
Построение проекта и коррекция выявленных затруднений | Работа за экраном. - Слушайте меня внимательно (называю животных). - Эти животные пришли к нам на урок. - Кто догадался и готов поделиться своими мыслями с нами, почему именно они наши гости? 3 слайд - Ребята, а кто ещё рад встрече с Вами? - Что их связывает с нашим уроком? - О чём они Вам хотят напомнить? - Запишите эти слова и подчеркните правила, которые в них встретились. - Давайте проверим. Оцените себя. - Кто доволен своей работой, покажите. - Я тоже очень рада за Вас! 4 слайд - Составьте предложение из данных слов. - Запишите предложение в тетрадь, Найдите в предложении существительное, прилагательное, глагол. - Приведите примеры слов с данными сочетаниями. | Жираф, мыши В их названиях есть сочетания нашего урока Чайка, щука Предположения детей В пруду щука ловит леща. Примеры детей |
Реализация построения проекта | 5 слайд - Найдите лишние слова и объясните, почему Вы так считаете? 6 слайд - Из данных слов составьте словосочетания 7слайд - А теперь найдем ошибки в словах. Гимнастика для глаз 8 слайд - Вы так хорошо работаете. Хотите, я Вам расскажу грамматическую сказку? - Ну, слушайте! - Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь. - Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные. А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей. - Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У! Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу! | Весна, котик В словах нет сочетаний с шипящими (Работа в парах) |
Обобщение затруднений во внешней речи | - Ребята, давайте попробуем объяснить, почему сочетания ЖИ и ШИ нужно писать с гласной И? Физкультминутка | Они всегда твёрдые, и как не старается И смягчить, ничего из этого не получается, только вместо И слышится Ы, а пишем И! Ч и Щ всегда мягкие. В сочетаниях ЧА, ЩА слышится гласная Я, она смягчает предыдущие согласные, а эти звуки смягчать не надо! Поэтому, ЧА, ЩА пишутся с гласной А! |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с дидактическими карточками - «Доскажи слово». - «Найди ошибку». | Индивидуальная, коллективная, парная, самостоятельная деятельность обучающихся |
Включение в систему знаний и повторение | - Наш урок подходит к концу. - На какие правила нам встретились слова? - Я ещё раз хочу проверить Ваши знания. - Проговорите ,пожалуйста, с какой буквой пишем сочетания жи-ши (ча-ща, чу-щу). | Высказывания детей |
Оценивание учебной деятельности на уроке | Учитель оценивает работу обучающихся. Домашнее задание. | |
УЧИтель | | ОБУЧАЮЩИЙСЯ |
Оценка учителя как педагога (компетентность, уровень заинтересованности в проводимом уроке, степень демократичности в общении с обучающимися, степень содействия и помощи обучающимся, внешний вид учителя, культура речи, мимика, жесты и др.) | Активность обучающихся в процессе проведения урока, их заинтересованность в течение всего времени проведения урока, степень инициативности и творчества самих обучающихся, уровень самостоятельности, степень эмоциональности, дисциплинированности и ответственности |
Проявление профессиональных качеств педагога | | += | Участие обучающихся в уроке | (оформление классной комнаты, подготовка ТСО оборудования и др.); | |
компетентность, уровень эрудиции; | |
четкое, структурное, поэтапное объяснение материала или обучение практической операции; | |
- увлеченность, - творчество, - инициатива; | |
| |
эмоциональность и доходчивость выступлений, культура речи и общения; | | подготовительная поисковая работа обучающихся (доклады, сообщения, рефераты, рисунки и др) | |
| |
| | приобретение обучающимися новых знаний, умений и навыков при подготовке и проведении урока | |
Качество подготовки урока | | | Заинтересованность обучающихся в течение всего урока | | |
| | | |
| |
| |
| |
| | | |
использование научно-методического материала при проведении урока, его содержательность; | |
| |
| |
Оценка содержания урока | | | Самостоятельность обучающихся | | |
| |
| | | |
| |
умение работать с печатным словом, наглядными, аудиовизуальными, практическими пособиями; | |
| |
возникновение у обучающихся познавательных потребностей, желания самосовершенствоваться и самовыражаться; | |
доступность для данного возраста детей, соответствие индивидуальным особенностям и их возможностям; | |
степень актуальности, связь с жизнью; | |
| |
Оценка способов деятельности участников урока | | | Ответственность обучающихся в ходе подготовки и проведения урока | | |
| | | |
| | | |
| |
| |
- индивидуальная работа - работа в группах - коллективная работа - исследовательский метод - поисковые задачи - постановка проблемы - игровые приемы - использование ТСО | |
Оценка цели и результата урока | | | Оценка цели и результата урока | | |
| | | |
| | | |
| |
| | | совершенствование межличностных отношений в группе, сплочение коллектива; | |
| | проявление интереса к знаниям, полученным на уроке | |
способствование проведенного урока развитию и совершенствованию педагогического мастерства педагога. | |
развитие обучающихся в различных аспектах: интеллектуальном, эмоциональном и др. | |
|
Выводы, замечания и предложения по уроку: | Оценка проведенного урока: | Урок соответствует программному материалу и возрастным особенностям детей. Достигнуты цели и задачи урока. Были использованы разнообразные методы работы. Урок проходил динамично, интересно, с разными видами деятельности.Особое внимание было отведено формированию речи и развитию словаря. |
Недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения: | Недостатки в проведении занятия отсутствуют. |
Пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации уроков: | Сдать методическую разработку в методический кабинет школы. |