Тема урока: Односоставные предложения. 11 класс.
Цели:
Образовательные:
систематизация сведений по теме «Односоставные предложения»;
совершенствовать умение различать виды односоставных предложений;
обучение комплексному анализу текста;
развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища;
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения во время работы в группе;
Формировать УУД:
личностные УУД:
регулятивные УУД:
оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
коммуникативные УУД:
тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в парах и группах;
познавательные УУД:
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятия односоставные и двусоставные предложения; виды односоставных предложений;
Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с осложняющими элементами.
Личностные:
Метапредметные:
Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);
Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию (Познавательные УУД).
Метапредметные связи: русский язык, литература.
Основные понятия: Односоставные и двусоставные предложения. Определённо-личные предложения; обобщённо-личные предложения; неопределённо-личные предложения; назывные предложения; безличные предложения неполные предложения.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Технология: модульная
Методы урока:
исследовательский
поисковый
репродуктивный
эвристический
Оборудование к уроку:
мультимедийный проектор,
компьютер,
экран,
презентация,
карточки,
таблицы
Формы работы:
индивидуальная,
фронтальная,
в парах,
в группах.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы посвятим обобщению темы «Односоставные предложения». (Слайд 1).
Наши задачи: вспомнить виды односоставных предложений, совершенствовать умение различать виды односоставных предложений, потренироваться в комплексном анализе текста, развивать речевые навыки и умение работать в группе.
I. Подготовка к теме. (Активизация деятельности учащихся)
На листочках каждому распечатан текст. Найти сложное предложение, частью которого является(ются) односоставное (ые) неопределенно-личное (ые) предложение (я). . (Ответ: 2)
(1)«Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая,»- ответил он.(2) Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (3)Вы хотели бы посетить этот музей? (4)Хотели бы туда сводить своих детей?(5) Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нем своим гостям?(6) А вы подумайте, ведь началось все с любви исследователей- одиночек к свои предметам исследования.
Рефлексия: обсуждение результатов.
- Я знаю все виды односоставных предложений.
- Я знаю, но затрудняюсь находить односоставные предложения.
- Я знаю и могу находить в тексте виды односоставных предложений.
II. Работа по теме урока.
1). Беседа:
- Что такое односоставные предложения? (Слайд 3).
- Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных? (Слайд 4).
- Какие предложения называются назывными? (слайд 5).
- Какие предложения называются определённо-личными? Слайд 6).
- Какие предложения называются неопределённо-личными? Слайд 7).
- Какие предложения называются безличными? (Слайд 8).
- Какие предложения называются Обобщённо-личными? (Слайд 9).
Но односоставные предложения следует отличать от неполных двусоставных. (Слайд 10).
Вспомним постановку знаков препинания в неполных двусоставных предложениях. (Слайд 11).
2). Работа в группах или в парах.
- Составление алгоритма нахождения односоставных предложений.
- Обсуждение алгоритма нахождения односоставных предложений.
______________________________________________________________________
1. Определить состав грамматической основы предложения
2. Определить тип предложения: с главным членом сказуемым или с главным членом подлежащим
3. Определить тип односоставного предложения
______________________________________________________________________
3). Тренировочные упражнения. (Слайд 13).
А). Работа по карточкам (в паре) (каждой паре по 5 предложений).
Делают записи в тетрадях с указанием номера предложения и его вида.
А. Определите тип простого предложения. (Двусоставное или односоставное)
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит. (Двусоставное).
2. Не забывай родные дали. (Односоставное)
3. Принесли к врачу солдата только что из боя. (Односоставное).
4. Есть в мире сотни замечательных явлений. (Односоставное)
5. Юность склонна к быстрым обобщениям. (Двусоставное).
6. Обожаю всяческую жизнь. (Односоставное).
7. Быть грозе великой. (Односоставное)
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день. (Односоставное).
9. Опалило ивушку грозою. (Односоставное).
10 . Я воспитан природой суровой. (Двусоставное).
Б. Определите тип односоставного предложения
1. Вот письмо сына. (Назывное)
2. Словом можно полки за собой повести. (Обобщённо-личное)
3. Мне грустно. (Безличное)
4. Сильнее кошки зверя нет. (Безличное)
5. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Обобщённо-личное)
6. Светает. (Безличное)
7. В поселке строят новый дом.(Неопределённо-личное)
8. Слезами горю не поможешь. (Обобщённо-личное)
9. Век живи - век учись. (Обобщённо-личное)
10. Приятно пахнет черемухой. (Безличное)
ПРОВЕРКА, комментирование полученных результатов. (Озвучивают те предложения, которые вызвали сомнения).
Справка.
Необходимо отличать назывные предложения от двусоставных неполных!
Богатырское движение! (Назывное, к подлежащему относится определение).
За окном море (Двусоставное неполное, так как за окном – обстоятельство!)
- Справились с определением типа односоставных предложений, когда задания были составлены из набора отдельных предложений. Гораздо труднее это делать в тексте.
Б). Слайд 14. Найдите определённо-личные предложения, расставьте знаки препинания.
В) Слайд 15. Дополни записи. (Таблица).
Г) Слайд 16. Закончи пословицы.
Д) Слайд 17. Тестирование. Выполняют в тетрадях.
III. Закрепление.
А) Тестирование «Проверь себя». Работу выполняют по вариантам. Делают записи в тетрадях. Ответы:
№ задания | Вариант 1: | № задания | Вариант 2: |
1 | 4 | 2 | 4 |
3 | 3 | 4 | 4 |
5 | 4 | 6 | 1 |
7 | 4 | 8 | 3 |
9 | 4 | 10 | 2 |
Б) Самостоятельная работа. На парте у каждого карточка с заданием.
1.Определите односоставное определённо-личное. Укажите цифру:
1) Ночь.
2) Люблю грозу в начале мая.
3) Печально я гляжу на наше поколенье.
4) Слышно соловьиное пение.
2.Определите односоставное неопределённо-личное. Укажите цифру:
1) Есть в мире сотни замечательных явлений.
2) Обожаю всяческую жизнь.
3) Разговаривают о планах.
4) Быть грозе великой.
3.Определите односоставное безличное. Укажите цифру:
1) Не курить.
2) Не хочу забывать вчерашний дивный день.
3) Я воспитан природой суровой.
4) Мне сделали укол.
4.Определите односоставное назывное. Укажите цифру:
1) Поля, поля, поля.
2) Во всём мне хочется дойти до самой сути.
3) Помню его детскую радость.
4) Каждый из нас способен на этот подвиг.
5. Найти односоставные предложения. Укажите цифру:
1) Туча, дыша холодком, шла вдоль по Дону, с запада.
2) Нет на память ни письма, ни кольца.
3) В ответ тягуче скрипело и на дворе, и на чердаке.
4) Как взгляд мне памятен, просящий и прощальный.
Б) Найти в тексте простое односоставное неопределенно-личное предложение и напишите его номер. (Ответ – предложение 10).
(1) Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (2)Твердым шагом я подошел к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (3)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил ее выйти в коридор.(4) Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
-(5) Мне нужно срочно попасть на прием к хирургу. (6) Пожалуйста, устройте!
(7) Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
- (8) Отойдите все от дверей, отойдите!- проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (9) Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
- (10) Сейчас вас вызовут!
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание.
Написать сочинение на морально-этическую тему, используя данный текст.
В качестве резерва времени.
Найти в тексте односоставные предложения и определить их тип.
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством". (По Е.Г.Киселевой)