Уроки технологии на начальном этапе обучения
Преподавателям слово дано
не для того, чтобы усыплять
свою мысль, а для того,
чтобы будить чужую.
Василий Ключевский
Развитие познавательных интересов на уроках технологии особенно важно на начальном этапе обучения.
В соответствии с требованиями современного технологического образования главной задачей школы является подготовка творческой, образованной личности, способной к непрерывному самообразованию и саморазвитию. Это предполагает поиск новых, более эффективных методов школьного обучения. Поэтому образовательная деятельность в области «Технология» предусматривает наряду с традиционными методами обучения использования различных методов, позволяющих активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, умение анализировать технологические ситуации, оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, выбирая наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта творческой деятельности.
В своей статье я хочу поделиться опытом проведения уроков из раздела «Кулинария» с теми учителями, которые, как и я, вынуждены заниматься в необорудованных для этой цели кабинетах. Конечно материалы учебника, презентации и проекты очень помогают теоретически на уроках усваивать изучаемый материал. В своей работе я использую разные варианты работы в 5 классе.
Первое – совместная работа с родителями. Я прошу учащихся по возможности помочь взрослым на кухне, и родители сами оценивают помощь ребят. Приятно получать отзывы с благодарностью о выполнении задания. «Спасибо». «И, конечно же, спасибо Вам за это прекрасное задание». «Вам спасибо за труд и терпение»… Иногда дети приносят из дома новые рецепты маминых фирменных блюд с фотографиями и видеороликами.
Второе – «Паутинка». Когда мы проходили этот материал, то всем очень понравилось «плести паутинки». «Паутинка» - универсальный способ работы. Мы заменяем отдельные оценки изделия, которые даны в учебнике на необходимые для нашего исследования. Например: слово материал можно заменить на слово продукты, а цвет – на вкусовые качества.
Третье – «Мозговой штурм», который тоже очень нравится ребятам. Каких только поэтических высказываний не было на уроке! Например, о бутерброде: «…за окном дождь, темно, а я в теплой комнате пью сладкий чай с бутербродом». Или встают воспоминания о незабываемом путешествии.
Выводы: 1.Участвуют все. Можно сделать итогом пройденной темы.
2. Подходят к любому разделу учебника и не только 5 класса. Учитывая возрастные особенности, ребята с каждым разом поражают своими творческими способностями.
Учитель технологии Г.В. Лебедева
Тема: Обработка и соединение деталей кроя поясного изделия
Цель: Научить обрабатывать и соединять детали кроя различных изделий на основе соединения деталей поясного изделия.
Задачи: 1.Проанализировать предыдущие работы по аналогичной теме.
2.Определить последовательность деталей кроя.
3. Выявление творческих способностей учащихся.
Ход урока
1 Вводная часть. Постановка учебной цели.
2 Показ слайдов.
3 Определение последовательности деталей кроя:
- выбор модели;
- изготовление выкройки;
- расчет ткани на изделие;
- раскрой ткани;
- соединение деталей кроя
4 Технология изготовления изделия по плану. Обучение соединению деталей кроя. Проявление творческих способностей учащихся.
5 Самооценка изделия.
6 Заключительный этап урока. Подведение итогов урока и рефлексия. Оценить работу на уроке. Отметить лучшие результаты.
Вышивка – как образец народного художественного ремесла
Художественные ремесла – это индивидуальное или семейное производство художественных изделий, развивающее местные художественные традиции народного искусства.
В изделиях декоративного назначения в художественной форме выражена местная исторически сложившаяся или складывающаяся традиция народного искусства, воплощены художественно – стилевые особенности этого ремесла.
В настоящее время сохраняется и развивается ряд всемирно известных ремесел: лаковая миниатюра, резьба по кости, роспись и резьба по дереву, керамика, художественная обработка металла и ювелирное искусство, ткачество, ковроткачество, кружевоплетение, вышивка.
И вот на вышивке как образце народного художественного ремесла мы с вами и остановимся.