СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Семейный бюджет» Финансовая грамотность 9 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При помощи игровых ситуаций закреплять знания и умения планирования расходов семьи

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Семейный бюджет» Финансовая грамотность 9 класс.»

Деловая игра «Семейный бюджет»

Финансовая грамотность 9 класс.

Цель: Способствовать подготовке обучающихся к самостоятельной жизни.

Задачи: 1. Образовательная: при помощи игровых ситуаций закреплять знания и умения планирования расходов семьи, ведения домашней бухгалтерии, учить системному анализу несложных экономических расчетов. 

2. Развивать процессы анализа и синтеза посредством выполнения цифрового задания, навыки диалогической речи обучающихся при ответах на вопросы, познавательную активность обучающихся при постановке вопросов, развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономически целесообразные и социально-ответственные решения.
3. Воспитывать организованность, бережливость, умение жить по средствам, ответственность перед другими членами семьи за принятое решение. 

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедиа проектор, презентация, карточки – таблицы,

I Орг. момент.

II Вступительная беседа.

- Что такое бюджет? (план семьи) Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка».  Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.

- Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период? 

(Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)

Основная задача  при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям. 

- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)

- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)

- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)

- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)

- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)

Сейчас теоретические знания будем применять на практике.

III Основная часть.

I этап игры. Планирование доходной части.

Задание1: Подсчитать доход семьи.

Доход семьи в марте месяце составляет: зарплата папы - 25.000 рублей, зарплата мамы - 12.000 рублей, пенсия бабушки -15 000 рублей, стипендия сына - 1000 рублей.

Итого: 53000 рублей.

Задание 2: - Папа хорошо работал и получил премию в размере 5000 рублей. Что такое премия? 

Премия – деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. 

- А сейчас доходы семьи уменьшились или увеличились? На сколько? Почему увеличились? (дополнительная надбавка)

- В этом месяце сын за не очень хорошую учебу не получил стипендии. Доходы семьи увеличились или уменьшились? Докажите. На сколько уменьшились?

Что означают следующие выражения?

На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос. (Дорого , дёшево ).

- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов. 

III этап игры. Планирование расходной части.

Задание 1. Распределить расходы и доходы. 

- Перед вами находится список доходов и расходов семьи. 

Варианты статей дохода: премия, заработная плата, выигрыш в лотерею, продажа овощей со своего приусадебного участка, пенсия, вам подарили денежный подарок, пособие на детей, наследство, стипендия.

Варианты статей расхода: продукты, квартплата, билет в кино, оплата телефона, покупка промышленных товаров, оплата электроэнергии, транспортные расходы, платные медицинские услуги, налоги.

Задание 2. Распределите расходы семьи 


Питание 

Коммун. 

услуги 

Транспорт 

Культурные 

потребности 

Хоз. – быт. 

товары 

Товары 

длительного 

пользования 

 

 

 

 

 

 



















 

 

 

 

 

 

 

- Перед вами таблица с видами расходов. Впишите в соответствующие графы следующие расходы: 

молоко, мясо, мыло, билет на автобус, кастрюля, книга, билеты в цирк, картофель, зубная паста, квартплата, мягкая мебель, стиральный порошок, холодильник, сливочное масло, билет на поезд, рыба, билеты в кинотеатр, электроэнергия, водопотребление, счет за газ.

Задание 3. Посчитать расходы семьи за месяц.

Питание - 15 000 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 3500 руб.
Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб.
Прочие нужды / лекарства, подарки, кино / - 5000 руб.
Затраты на одежду – 6000 руб.
Транспортные расходы – 3000 руб.
(Итого – 33000 руб.)

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 53000, а расход 33000? (Да 20000)

- Куда можно потратить эти деньги? (отложить и не тратить, копить на крупные покупки, на одежду)

Задание 4. Что выгоднее покупать.

  • Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? (30 р)

  • Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 80 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 3200 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? (4000 р.; экономия 800р)
    Вам необходимо пойти в продуктовый магазин и сделать покупки. У вас есть 1500 рублей. Что из продуктов вы купите?

Конфеты 250 руб.

Чипсы 30 руб.

Мороженное 50 руб.

Газированные напитки 50 руб.

Хлеб 50 руб.

Сахар 60 руб.

Жевательная резинка 40 руб.

Семечки 40 руб.

Масло растительное 100 руб.

Сок 100 руб.

Мясо 350 руб. 

Сухарики 30 руб.

Торт 350 руб.

Рыба 150 руб.

Яйцо 50 руб.

Шоколад 80 руб.

Картофель 50 руб.

Молоко 70 руб.

Орешки 100 руб.

Печенье 200 руб.

Крупа (гречневая, пшено) 60 руб.

Фрукты 200 руб.

IV этап игры. Анализ-рассуждение.

Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.

- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)

Как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.
Как сэкономить? 

Рассуждают, делают выводы. 

  1. Экономим на коммунальных услугах.

- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги. 

2. Экономим на сладостях.

- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег. 

3. Бережно относимся к вещам.

- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.   

4. Экономим на транспорте.

 - Можно ли сэкономить на транспорте? Некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.  

5. Внимательно изучаем цены в магазинах.

- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.

6. Ведение домашнего приусадебного участка.

- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей. 

- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки. 

- Отказ от курения. 

 Пословицы.

Прочитайте пословицы и объясните смысл.

Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.
Хуже всех бед, когда денег нет.
 V. этап игры. Рефлексия.  

VI Итог.

В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.







































Приложение 1.

Задание 2. Распределите расходы семьи 


Питание 

Коммун. 

услуги 

Транспорт 

Культурные 

потребности 

Хоз. – быт. 

товары 

Товары 

длительного 

пользования 

 

 

 

 

 

 


























- Перед вами таблица с видами расходов. Впишите в соответствующие графы следующие расходы: 

молоко, мясо, мыло, билет на автобус, кастрюля, книга, билеты в цирк, картофель, зубная паста, квартплата, мягкая мебель, стиральный порошок, холодильник, сливочное масло, билет на поезд, рыба, билеты в кинотеатр, электроэнергия, водопотребление, счет за газ.


Приложение 2.

Задание 3. Посчитать расходы семьи за месяц.

Питание - 15 000 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 3500 руб.
Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб.
Прочие нужды / лекарства, подарки, кино / - 5000 руб.
Затраты на одежду – 6000 руб.
Транспортные расходы – 3000 руб.
(Итого – 33000 руб.)

- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 53000, а расход 33000? (Да 20000)

- Куда можно потратить эти деньги? (отложить и не тратить, копить на крупные покупки, на одежду)

Задание 4. Что выгоднее покупать.

-Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? 


-Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 80 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 3200 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?










Приложение 3.

Вам необходимо пойти в продуктовый магазин и сделать покупки. У вас есть 1500 рублей. Что из продуктов вы купите?


Конфеты 250 руб.

Чипсы 30 руб.

Мороженное 50 руб.

Газированные напитки 50 руб.

Хлеб 50 руб.

Сахар 60 руб.

Жевательная резинка 40 руб.

Семечки 40 руб.

Масло растительное 100 руб.

Сок 100 руб.

Мясо 350 руб. 

Сухарики 30 руб.

Торт 350 руб.

Рыба 150 руб.

Яйцо 50 руб.

Шоколад 80 руб.

Картофель 50 руб.

Молоко 70 руб.

Орешки 100 руб.

Печенье 200 руб.

Крупа (гречневая, пшено) 60 руб.

Фрукты 200 руб.



















Самоанализ.

не все воспитанники знают как вести бюджет семьи, не знают как можно экономить на продуктах, не умеют экономить электричество, тепло, газ, беречь вещи. Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема экономии в домашнем хозяйстве является одной из самых значимых.

Выбранные методы соответствовали задачам, характеру и содержанию материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся. На уроке были использованы следующие методы: словесный (объяснение, рассказ, вопросы, дискуссия и т.д.); наглядные методы: слайды; практические; поисковый, метод стимулирования мотивов к обучению.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Активность обучающихся на всех этапах проведения урока была высокой. Обучающиеся аргументировано излагали свои мысли, анализировали свою деятельность. Задания были предложены с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Психологическая атмосфера на уроке была позитивная, доброжелательная.

Вывод: Урок прошел на высоком позитивно-эмоциональном уровне, с высоким темпом, содержательно и интересно. Цель и задачи урока были достигнуты. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них появился интерес к бережному и экономному ведению домашнего хозяйства.

Конспект классного часа "Бюджет семьи" разработан для обучающихся 9 класса Целью данного занятия является Способствовать подготовке обучающихся к самостоятельной жизни.

Задачи:

На занятии в игровой форме актуализируются знания о доходных и расходных статьях семейного бюджета, расширяются представления детей о распределении денег на различные нужды.

Виды деятельности, включенные в ход мероприятия, способствуют осознанию учащимися важности экономии материальных средств, предлагают возможные пути решения этой проблемы. Устные задания и практическая работа, выполняемые учащимися в ходе мероприятия, подобраны и расставлены в порядке усложнения так, что для их выполнения необходимы знания и усилия всех членов команды.

Предлагаемый вид занятия делает попытку реализовать задачу формирования социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья, подготовить их к взрослой жизни, научить частично решать личные и материальные проблемы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!