СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ. Русский язык. Тест №4

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест №4.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №4»

4 Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3)... ученые рассматривают айсберги как альтернатив-ный источник пресной воды для населения планеты. 

1. Укажите предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более чистая. 

2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, учё-ные предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения. 

3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтер-нативный источник пресной воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в водопроводной. 

4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах в десять раз меньше раство-рённых веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды. 

5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше в десять раз, чем в водопроводной. 


2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропус-ка в 3 предложении текста. Запишите это наречие.


3. В словарной статье приводятся значения слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в 1 предл. текста.

1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива.

2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых. 

3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем нормальную работу чего-л. Запас прочности. Запас сил. 

4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющих-

ся у кого-л. знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний. 

5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом. 

6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилиза-ции. Запас вооружённых сил. Уволить в запас. 


4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) кровоточАщий  2) вклЮчишь 3) крАлась  4) щавЕль  5) чЕрпать 

 

5. В одном из предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите его.  

1) После ИНФОРМАТИВНОЙ беседы с научным руководителем студент написал отличную курсовую работу. 

2) ФАКТИЧЕСКОЕ изложение материала было его сильной стороной на конференции. 

3) В деревне много комаров, поскольку рядом протекает БОЛОТИСТАЯ речка. 

4) Когда мы принимали решение, то учитывали не только внешние характеристи-ки машины, но и ВЫГОДНОСТЬ условий кредитования. 

5) К Новому году по всему городу поставили замечательные ЛЕДЯНЫЕ скульпту-ры. 

 
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лиш-нее слово. Выпишите это слово. 

На прошлой неделе все мои коллеги по работе были приглашены на неофициаль-ную встречу, на которой лейтмотивом звучала новая установка компании: все отчеты должны быть исправлены в соответствии с внесенными начальником коррективами. 


7. В одном из слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

1) Около СЕМИСОТ участников  2) ЕЗДИ аккуратно 
3) ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко  4) Нет БРЕЛОКА 
5) Не ПРОРОНЯЯ ни слова 

 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложения-ми, в которых они допущены. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ


А) Неправильное употребление предлога

Б) Нарушение в построении предло-

жения с приложением. 

В) Ошибка в построении предложения

с однородными членами. 

Г) Нарушение связи между подлежащим

и сказуемым. 

Д) Ошибка в построении СП. 


1. Вопреки недочетам в плане

большинство поддержали наш проект. 
2. Они вдвоём несли большой поднос

с горшками молока, тарелками, ложками,

сахаром, ягодами, хлебом. 
3. В 1958 году в городе Тула был

установлен памятник Вересаеву, а в

1992 году был открыт музей писателя. 
4. Роман содержит критику сословных

предрассудков, господствующих

на родине писателя в прошлом веке. 
5. Спустя 2 года после возвращения

с Кавказа Лермонтова повезли в Москву

и стали готовить к поступлению в универ-

ситетский благородный пансион. 
6. В прошлом году нашу школу окончил

сорок один ученик. 
7. Употребление этих выражений и

оборотов может быть показано на

наглядных примерах, взяв в качестве

иллюстраций образцы художественной

литературы. 
8. Благодаря отцу, серьезно занимающе-

муся спортом, он любил футбол и плавать 
9. Преподаватель сказал мне то, что я не

готов к занятию. 


9. В каких вариантах во всех словах одного ряда пропущена безударная череду-ющаяся гласная корня? Запишите номера ответов. 

1) зам..рание, пос..делки, подн..маясь 

2) подр..внять, притв..рить (дверь), оп..раясь 
3) соч..тание, р..весник, ст..ральная (машина) 
4) зап..рать, пром..кашка, прик..снуться 
5) прил..гательное, пок..ситься, г..рдиться 


10. В каких вариантах во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква? Запишите номера ответов. 

1) правопр..емник, пр..умножить, пр..вращение 
2) р..списание, нед..верчивый, пр..российский 
3) вз..мать, по..скать, мед..нститут 
4) двух..ярусный, ин..екция, ад..ютант 
5) пр..образ, пр..славянский, пр..язык 

 
11. В каких вариантах в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква? Запишите номера ответов. 

1) Сгущ..нка, выкорч..вка  2) юрод..вый, гуттаперч..вый 
3) продл..вать, выхухол..вый  4) болот..стый, обур..вать 
5) дра..ть, раскашл..ться 

 
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1) брезж..щий, движ..щий 
2) опостыл..ть, (он) высп..тся 
3) пристрел..нное ружье, выровн..нная (тропинка) 
4) обезлюд..ть (стать безлюдным), движ..мый 
5) кле..вший, слыш..мый 

 

 13. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

1) Сериал был настолько длинным и скучным, что Иван (НЕ) ДОСМОТРЕЛ его до конца. 
2) Я слушал его и думал: неужели этот человек верен сам себе, говоря все эти (НЕ) ПОДОБАЮЩИЕ ему речи? 
3) Вскоре все перестали слушать учителя, так как он говорил совсем (НЕ) ПОНЯТНО. 
4) Мальчик мастерил что-то из ракушек, ничего (НЕ) ЗАМЕЧАЯ вокруг. 
5) (НЕ) СПРАВЕДЛИВЫ разве меры, принятые для укрепления дисциплины? 


14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти 2 слова. 

1) Враг (НА) ОТРЕЗ отказался идти (НА) МИРОВУЮ. 
2) Он надел фуражку (НА) БОК и (БЕЗ) УМОЛКУ начал рассказывать анекдоты. 
3) Мы (ВО) ВСЕ не ожидали, что текст будет написан (ПО) ЛАТЫНИ. 
4) Партия была сыграна (В) НИЧЬЮ, хотя противник играл почти (В) СЛЕПУЮ 
5) Ребята во ЧТО (БЫ) то ни стало решили одержать победу и играли так, КАК (БУДТО) от результатов зависела их жизнь. 

 
15.  Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое: стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка -(8)ое поноше(9)ое платье. 


16. Укажите 2 предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро. 
2) Ответьте телеграммой и сообщите дату выезда. 
3) Всё спало крепким неподвижным сном.
4) Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук. 
5) В школе Саша стал учиться опять ни то ни сё. 


17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Пораженные поэзией Пушкина (1) гимназисты не просто читали стихи (2) а (3) желая их запомнить (4) выучивали наизусть, декламировали (5) участвуя в поэтических вечерах (6) и (7) сидя на лекциях (8) записывали их в свои тетрадки. 


18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 


Быть классиком - (1) значит (2) стоять на шкафу 
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы. 
О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву? 
Так чучело ставят: бекаса, сову. 
Стоишь вместо птицы. 

Он кутался в шарф, он любил мастерить 
(5) Жилеты, камзолы. 
Не то что раздеться - куска проглотить 
Не мог при свидетелях - скульптором голый 
Поставлен. Приятно ли классиком быть? 

Быть классиком - в классе со шкафа смотреть 
На школьников; им и запомнится Гоголь 
Не странник, не праведник, даже не щеголь, 
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть. 

Как нос Ковалева . Последний урок: 
Не надо выдумывать, жизнь фантастична! 
О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок! 
Быть классиком страшно, почти неприлично. 
Не слышат: им хочется под потолок.  (А. Кушнер)


19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Он уверял (1) что черти любят курить (2) и пьянствовать (3) что они вострого-ловые (4) и среди них много хромых (5) потому (6) что они упали с неба. 


20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Это был высокий бородатый человек в полушубке (1) который настолько замерз (2) что (3) когда я зажёг лампу и впустил его в дом (4) он не мог даже закрыть за собой дверь (5) и мне пришлось заварить ему горячего чая. 


21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и

тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен - древнее сооружение из камней, средний вес которого -70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи нахо-дили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения. 
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены - это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете. 

 
Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)- Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, - говорил Оруэлл. 
(2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я схо-дился с ним в неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души. 
(4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7) Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно. 
(9)- Согласны ли вы на бессмертие, - спрашивал Гессе,- если его разделит с вами мерзавец-начальник и шумный сосед? 
(10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное - его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как сегодня. 
(12)- Не надо лучше, - бормочу я под нос, - пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет, что есть. 
(13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать вчера от завтра. 
(14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не страшно, и назначить его счастливым. (16) Например - этот. 
(17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, укра-шенной небьющимися - из-за тех же котов - игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом - наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю. (23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а потому, что никогда ни о чем другом не мечтал. 
(24) Остановись мгновение, я выхожу.  (А. Генис) 

22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера.

1) Автор всегда ненавидел прошлое. 
2) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас. 
3) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее. 
4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое. 
5) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа. 


 23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера. 

1) В предложениях 14-16 представлено рассуждение 
2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предл. 9. 
3) В предложениях 17-20 содержится рассуждение 
4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4. 
5) Предложения 4-8 содержат повествование

 

24. Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм

 

25. Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий) 

 
26.  В предложенном для анализа тексте А. Генис показывает свое отношение к прошлому, настоящему и будущему в разные периоды жизни, поэтому ведущим лексическим средством являются А____ («вчера», «завтра» в предложении 13, «вдоль», «поперёк» в предл. 23, «ненавижу», «люблю» в предл. 1) 
Чтобы придать рассуждениям образности, автор прибегает к использованию тропа Б____: «нелепые глупости», «прохладный джаз». 
Также автор использует такие синтаксические средства, как В_____(в предл-х 15-16, 21-22) и Г______ в предл-х 1, 5, 8, чтобы выделить наиболее важные мысли и максимально точно их выразить. 

Список терминов:

1) эпитет 
2) ряды однородных членов 
3) лексический повтор 
4) антонимы 
5) противопоставление 
6) парцелляция 
7) метафора 
8) синтаксический параллелизм 
9) эпифора 


























1 – 45

2 –поэтому

3 –2

4 –включИшь

5 –фактичное

6 –по работе

7 –проронив

8 –А-5 Б-3 В-8 Г-1 Д-9

9 –14

10 –34

11 –13

12 – 15

13 –непонятно

14 – вничью вслепую

15 – 1468

16 – 34

17 – 12345678

18 -3467

19 -135

20 – 1234

21 – 35789

22 – 234

23 -14

24 –всеми фибрами души

25 – 16

26 – 4162

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!