СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные формы и методы работы с родителями дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ФОП ДО

Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы и методы работы с родителями дошкольников»





«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ФОП ДО»




ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

С РОДИТЕЛЯМИ





Подготовил и провел:

воспитатель

Осычная М.В.

Дата проведения:






















Донецк – 2023 г.

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов детского сада с семьёй. Родители воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Они являются основными социальными заказчиками и работа с детьми невозможна без учета их запросов. Задача педагогов детского сада – поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, поиск новых полезных идей, свежих инновационных технологий в работе с семьями воспитанников.

Технология взаимодействия с родителями воспитанников – это организационно-методический инструментарий, совокупность инновационных форм, методов, способов и приёмов вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс.

Федеральные стандарты повышают ответственность родителей за воспитание детей, так как именно семья должна быть непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Семья и детский сад, как первичные социальные воспитательные институты, обеспечивают полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для развития, жизни и самореализации ребенка.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. Взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

С появлением образовательных стандартов дошкольного образования меняются представления о работе детского сада с родителями, меняется и сама работа с семьей.

Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционных форм взаимодействия. Вместе с ними педагогами используются инновационные формы и методы работы.

Инновации в образовании – это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности. Инновационные формы взаимодействия с родителями предполагают три составляющие:

  • активную позицию родителей в партнерстве с педагогами;

  • инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям;

  • применение в семейной среде.

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновации форм работы с родителями.

«Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ как важное условие всестороннего развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО».

Цель: выстраивание траектории вовлечения родителей воспитанников в учебно-воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС ДО.

Задача детского сада – оказать семье педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Мы видим, что социальное партнерство — взаимовыгодное направление взаимодействия с семьями, направленное на обучение и развития детей, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Принципы технологии взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.

4. Продуктивная подготовка к мероприятиям.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо подготавливать. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В существующую систему работы с родителями, предусматривается внесение изменений с использованием новых форм взаимодействия. Пересмотрены принципы и условия участия родителей в образовательной деятельности, перестроены формы работы детского сада с родителями согласно требованиям ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

– создавались условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;

– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

  • родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МБДОУ.

Мероприятия с активным участием родителей с детьми, новые формы взаимодействия, как привлечение родителей:

  • к проведению совместных мероприятий НОД, развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли ведущих и активных участников;

  • к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием и пополнению развивающей среды;

  • к участию в различных конкурсах;

  • привлекли родителей к оформлению развивающей среды группы с участием детей и родителей воспитанников;

  • смотр–конкурс оформления клумб-вазонов «Детские фантазии»;

  • участие в акциях «Птичья столовая», «Домик для скворушки»;

Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. Для того чтобы спланировать инновационные формы взаимодействия с семьей, был отслежен настрой и ожидания родителей от пребывания ребенка в детском саду. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее продуктивной, и насыщенной.

Педагоги не всегда приветствуют инновационные формы работы с родителями. Важно донести до воспитателей, что родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Дни добрых дел, помощь в организации развивающей среды группы. Цель таких мероприятий: взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно-насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6).

Главная задача педагогов детского сада – донести до родителей, что их заинтересованное участие в пополнении развивающей среды важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Для пополнения развивающей среды прогулочной площадки целесообразно организовать конкурс среди родителей или разбиться на группы для изготовления оборудования по гендерному принципу.

Включая родителей воспитанников в образовательную деятельность, родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети в детском саду. Поэтому охотно включаются в различную образовательную деятельность.

Педагоги заранее готовят родителей, обговаривают план проведения мероприятия. Проведение развлечений, праздников, соревнований, где родители будут выступать в роли активных участников.

В работе с родителями использую такую динамичную форму как:

  • Включение родителей в проведение тематических мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию: «День Победы», «День народного единства 4 ноября», «День России 12 июня», «День Донецкой Народной Республики, 11 мая», «День флага Донецкой Народной Республики, 25 октября», «День возвращения Донецкой Народной Республики в Россию, 30 сентября».

  • Участие в социально значимых акциях: «Птичья столовая», «Домик для скворушки», «Останови поджоги травы».

  • Организация совместной деятельности «Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с природой «Зимушка-зима»», в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, то есть включение родителей в деятельность ДОУ.

Если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитательного воздействия на ребенка возрастает.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего МБДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно-пространственной среды. Использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества.

Результативность.

Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие. Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Педагоги становятся инициативнее, смелее, проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания. Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс открыло для педагогов новые возможности в работе с семьями воспитанников и создало дополнительные возможности для развития детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!