Использование музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами на занятиях по музыке.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать как педагоги, так и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом или игрой на инструменте.
Что бы успешно и интересно использовать такие сказки в работе с детьми нужно учесть некоторые моменты: -взрослый должен хорошо знать ход сказки; -перед самим рассказом можно показать детям картинки с тематикой истории, кратко рассказать о герое или теме, раздать инструменты, что бы дети их рассмотрели и потрогали;
-Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах;
-игра на инструменте должна звучать в паузах;
-нужно постараться обеспечить спокойную, располагающую обстановку, что бы рассказ и шумовое оформление произвели впечатление на детей;
-инструмент берём в руки только для игры, а затем откладываем;
-мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры;
-взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей;
-учите детей бережно обращаться с инструментами, после занятия попросите их аккуратно положить инструменты в нужное место.
1. ШУМЕЛКА "ДОЖДЬ" (колокольчик, пакет, свистулька, металлофон, маракасы, клавесы, тарелки)
Рано утром выглянуло ласковое солнышко (колокольчик)
Облетевшие с деревьев листочки, подхватил ветер и закружил в небольшом вихре (шуршим пакетом)
На ветку дерева села птичка и громко запела (глиняная свистулька птичка)
Вдруг на землю стали падать маленькие капельки (игра на металлофоне)
Потом на улице поднялся шум- это начался сильный дождь. (спокойно шумим погремушками или маракасами)
Птичка перестала петь, спряталась в кормушке, и начала клевать зёрнышки (палочки)
А дождь шёл всё сильнее и сильнее (громко шумим погремушками или маракасами)
Стали слышны раскаты грома (тарелки)
А вместе с дождём усиливался ветер (шумят пакетики, тарелки и маракасы)
Через некоторое время дождь ослаб, (тише шумим пакетами и маракасами, тарелки не играют)
А вскоре совсем перестал лить, только мелкие капли ещё падали в лужи (игра на металлофоне)
В конце концов тучи разошлись и снова выглянуло яркое солнышко. (колокольчик)
Птичка вылетела из кормушки и запела свою песенку (глиняная птичка).
2. «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ» (барабан, металлофон, треугольник, ложки, пакет, рубель, пустая бутылка, тарелки)
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму.
(Стучим пальчиками по барабану ).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(Ударяем палочкой по металлофону)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(Ударяем по треугольнику).
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они
грызли орешки,
(Используем деревянные ложки)
Грызли зёрнышки
(Проводим палочкой по рубелю или деревянной расчёске)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(Шуршим пакетом или бумагой).
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(Проводим палочкой по рубелю)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(Дуем в бутылку)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках.
(Ударяем палочкой по металлофону или бокалам).
Вот и сказки конец, а кто играл в ней – молодец!
(Ударяют маленькими тарелочками или маленькими крышками).
3. "ЗАЯЦ В ЛЕСУ" (барабан, ложки, коробочка, ксилофон, пакет)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО коробочке)
Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (хлопаем)
Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ )
Тут заяц остановился и говорит: - а ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)
3.. "ТРИ ПОРОСЁНКА" (металлофон, ксилофон, рубель, барабан, пакетик, кувиклы или картонная трубка, ложки, бубен, кубики, тарелки, стакан с водой, трубочка))
Жили-были три маленьких поросёнка, три брата.
(ХРЮКАТЬ)
Целыми днями они бегали,
(КСИЛОФОН)
прыгали по лужам
(МЕТАЛЛОФОН)
и выкапывали из земли вкусные корешки.
(РУБЕЛЬ)
Но наступила осень, и стал часто идти дождь.
(МЕТАЛЛОФОН)
Поросята мокли и мёрзли.
(ГОЛОС: ВВВВВВВВВВВ)
Старший брат стал себе строить домик из тяжёлых камней.
(БАРАБАН)
Средний брат построил себе домик из дощечек.
(КСИЛОФОН)
А младший поросёнок построил себе домик из соломы. Быстрей всех.
(ЦЕЛЛОФАН)
А потом пошёл снег, и стало совсем холодно. Поросята грелись в своих домиках, а из леса слышался вой волка.
(ГОЛОС В КАРТОННУЮ ТРУБКУ ИЛИ КУВИКЛЫ)
Волку захотелось есть, и он побежал за младшим поросёнком.
(кубики)
Волк подбежал к соломенному домику и зарычал:
(РЫЧАТЬ)
В дверь застучал.
(БАРАБАН)
Волк подул!
(ДУТЬ В ТРУБКУ ИЛИ КУВИКЛЫ)
И соломенный домик разлетелся!
(шуршать пакетом)
Поросёнок бросился бежать,
(ложки)
а волк за ним!
(КУБИКИ)
Поросёнок вбежал в дом среднего брата и захлопнул дверь!
(УДАР В БУБЕН)
Волк подбежал к дому и зарычал,
(ГОЛОС)
В дверь застучал
(БАРАБАН)
Волк подул!!
(ДУТЬ)
И деревянный домик развалился!
(КСИЛОФОН (глиссандо)
Поросята бросились бежать,
(ЛОЖКИ)
а волк за ними!
(КУБИКИ)
Поросята вбежали в дом старшего брата и захлопнули дверь!
(УДАР ПО БАРАБАНУ)
Волк подбежал к дому и зарычал,
(РЫЧАТЬ)
в дверь застучал,
(БАРАБАН)
волк подул!
(ДУТЬ В КУВИКЛЫ ИЛИ ТРУБКУ)
Но дом не развалился! Волк подул ещё сильней.
(ДУТЬ В КУВИКЛЫ ИЛИ ТРУБКУ.)
Но дом даже не покачнулся. Волк подул изо всех сил!!
(ДУТЬ В КУВИКЛЫ ИЛИ ТРУБКУ)
Но дом стоял, как раньше. Ведь он был каменный.
Волк полез на крышу. Поросята услышали шаги на крыше.
(БУБЕН)
Они сняли крышку с большого котла,
(ТАРЕЛКИ)
а в котле грелся суп.
(ДУТЬ В ВОДУ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ)
Волк залез в трубу на крыше и съехал по трубе вниз!
(КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (нисходящее)
Из трубы он упал прямо в котёл с горячим супом!
(ТАРЕЛКА)
Волк выпрыгнул из котла!
(БАРАБАН)
Выскочил из дома!
(КСИЛОФОН ГЛИССАНДО (восходящее)
Побежал в лес!
(КУБИКИ)
И поросята его больше никогда не видели!
(ХРЮКАТЬ)