ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Музыке принадлежит решающая роль в приобщении учащихся к национальным традициям и культуре. Она окружает человека с первых дней его жизни, обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального и эстетического воздействия. Музыкальное воспитание в школе закладывает фундамент культуры человека, в том числе и музыкальной, подготавливает учеников к эмоционально-целостному отношению к жизни и искусству, обогащает опыт музыкально-творческой деятельности. Использование национально-регионального компонента (НРК) в музыкальном воспитании содействует приобщению учащихся к музыкальным традициям своего народа и региона, воспитывает как национальное самоуважение, так и интернациональное самосознание, способствует формированию этнической и полиэтнической культуры.
Марийское музыкальное искусство — ценнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, история и быт народа, его обычаи и нравы — богатый и разнообразный опыт эмоционально-нравственных отношений человека к действительности.
Внедрение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание – это использование совокупности музыкального опыта, накопленного марийским народом, заложенных в нем традиций нравственного, эстетического, интеллектуального характера. Ценности марийской музыкальной культуры при включении в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности, так как в музыке любая, даже самая незначительная деталь обязательно определяется возвышенным смыслом.
Для учащихся предоставляется возможность расширить свои представления о природе, об истории, традициях, специфических особенностях музыкального искусства марийского народа.
Изучение национальной музыки необходимо для разностороннего развития личности. И роль общеобразовательной школы в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика.
Используя музыкальный материал, учитывая то общее, что свойственно музыкальным культурам марийского и русского народов.
Наряду с национальными критериями при подборе марийской музыки опиралась на требования. Произведение или песня должна быть:
1) художественным и увлекательным для детей;
2) педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному);
3) должно выполнять определенную воспитательную функцию (то есть способствовать формированию идейных убеждений, нравственных и эстетических вкусов учащихся);
4) учитывать доступность произведения для музыкального восприятия (эмоционально-образное содержание, средства выразительности) и — со стороны вокально-хорового исполнения.
Исходными принципами при составлении национально-регионального компонента уроков музыки явились:
доступность содержания, с учетом возрастных особенностей учащихся;
разнообразие материала и соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;
возможность гибкого и варьированного включения материала в учебный процесс;
развитие творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки;
возможность использования на уроках музыки и во внеклассной работе.
При изучении темы «Мюзикл» в 4 и 5 классах, мы сравниваем с первым марийским мюзиклом С.М.Яндуковой «Юмынудыр».
При изучении темы «Опера» или «Балет» мы также сравниваем с марийскими произведениями: балет А.Луппова «Лесная легенда» и первая опера Эрика Сапаева «Акпатыр»При изучении праздников по программе в начальных классах мы сравниваем их с марийскими праздниками, таких как «Шорыкйол», «Уарня», «Тройчын» или «Лышташ пайрем» и «Пеледыш пайрем».
Разбираем эпизоды из жизни марийских композиторов, сравниваем и получаем информацию о марийских народных инструментах.
Очень нравится детям разучивать песни местных самодеятельных композиторов и поэтов. Это: Г.Н.Сидорова и В.А.Осипов. Г.Н.Сидорова - учительница марийского языка и литературы в нашей школе, которая нам пишет песни. Одна из них на стихи
Одним из ведущих направлений в региональном образовательном пространстве Марийского края, способствующим формированию этнической и полиэтнической культуры школьников, должно стать музыкальное воспитание, учитывающее своеобразие и самобытность музыкальной культуры региона.
Один учёный утверждал: «Сколько языков знаешь – столько раз ты человек». На мой взгляд, данное высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура», знание музыкальной культуры своего народа обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.