МОУ СОШ №1 муниципального района
город Нея и Нейский район Костромской области
157330 Костромская область, г.Нея, ул.Больничная, д.8
Название конкурса – «Без истока – нет реки»
Направление исследования –
Культурное наследие
Хранители нематериальной культуры костромской земли
Тема работы: Нет, не умрет российская деревня,
пока есть клуб, а в клубе гармонист!
Автор работы – Катков Дмитрий,
ученик 9 класса,
МОУ СОШ №1
Научный руководитель – Ширяева Нина Валентиновна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №1
Нея 2017 год
Оглавление
1. | Введение | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
3. | Заключение | 10 |
4. | Список литературы | 12 |
1.Введение
Моя малая родина – это город Нея. А моя мама родилась и провела свое детство в деревне Авксентьево Нейского района. Нет сегодня уже той деревни, заросла она бурьяном, деревьями. Но каждое лето мы с мамой навещаем этот дорогой сердцу уголок. А потом возвращаемся пешком в центральную усадьбу бывшего Обелевского сельсовета, куда входило и наше Авксентьево, деревню Дьяконово. Там живет моя тетя, мамина сестра, Пастухова Галина Александровна.
В этой деревне я практически провожу каждое лето с рождения. И больно наблюдать, как ветшает на глазах родная деревня. Вот еще года три назад, двигаясь с остановки автобуса в деревню, мы проходили великолепную березовую рощу, в которой красовалась взрастившая и воспитавшая не одно поколение Верхне-Нейская школа.
Приложение №1
Сегодня на ее месте развалины и руины.
Приложение №2
Как, впрочем, вызывают грустные чувства и улицы с заброшенными домами, заросшими садами.
Приложение №3
Но это только временное состояние души. А как только переходишь порог тетиного дома, настроение меняется. Становится очень тепло и уютно в ее ухоженной квартире с непередаваемым запахом только что испеченных пирогов. Меня всегда поражает, как живя в затерявшейся среди поросли молодого леса деревне, где уже нет ни школы, ни детского сада, люди бодры и жизнерадостны. Наслушавшись рассказов тети о повседневных сельских заботах за всегда добротно накрытым столом, мы спешим в сельский клуб. Вначале, я сопротивлялся, мне не хотелось проводить время на каком-то концерте. Но родственники у меня настойчивые, пришлось подчиниться. Теперь убеждать меня уже не нужно. Приехав в Дьконово в праздничные дни, я и сам уже знаю, что пойду в клуб на концерт или игровую программу, потому что, нет, там не стоят современные игровые автоматы, там не играет громкая танцевальная музыка, там играет Валентин Доронин. Так называют селяне знаменитого деревенского гармониста.
Проблема: С одной стороны, гармонь уже давно вышла из моды, но, с другой стороны, почему-то люди разных возрастов спешат в клуб, чтоб послушать гармонь.
Поэтому я поставил цель – выяснить, чем так привлекает народ игра на гармони.
Гипотеза моего исследования – игра на гармони помогает человеку раскрепостить и открыть душу.
Объект моего исследования – игра на гармони.
Предмет исследования – творчество гармониста Доронина Валентина Александровича.
Поставив цель знакомства с игрой на гармони, роли гармони в жизни человека, я определил следующие задачи:
- выявить, насколько данный вопрос освещен в литературе;
- познакомиться с историей русской гармошки;
- опросить родственников и жителей деревни Дьяконово о роли гармониста Доронина В.А. в жизни села;
- взять интервью о пути к творчеству у гармониста В.А.Доронина;
- провести анкетирование представителей двух поколений (моих сверстников и ровесников моей мамы) об их отношении к игре на русской гармошке.
2. Основная часть
История появления гармони в России
Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - в России. По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник, чешский мастер органного искусства, в 1783 году. По мнению академика Мирека, действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.
Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.
Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщённое название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.
Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Ещё одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно -, двух - и трёхрядные гармони.
Производство русской гармони
В 30-40 годы 19 века в Тульской и Вятской губерниях уже вовсю выпускали гармони. Но в каждой местности были свои мастера и умельцы, которые добавляли к этому инструменту что-то свое, - так появились ливенские, саратовские, сибирские, череповецкие, вологодские и другие гармони.
В 19 веке, пожалуй, можно было сказать и так: «Что ни город – то новая гармонь». В Вологодской и Вятской губерниях местными мастерами изготавливались знаменитые тальянки. Начало промыслу послужил в 40 годах 19 века крестьянин Данила Нелюбин. Делал он инструменты добротные, да зычные, а название свое «тальянка», эти инструменты получили от музыкантов - итальянцев, выступавших на гуляниях с шарманками и другими инструментами.
Достоверно известно, что в 1870 году шуянин Иван Соколов привёз домой с Нижегородской ярмарки музыкальный инструмент-тальянку. По образу и подобию заморской штучки, точно такую же.
Начиная с 1887 года в городе Шуя начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. В те времена, когда в городе только начинало расти производство, в мастерских создавались гармони на основе венской модели однорядной или двурядной, но при этом придерживались русского «настроя». В процессе копирования европейских образцов так называемая «венская двухрядка» сначала преобразилась в гармонь с «русским строем», потом – в «хромку». Собственно, «хромка» – это и есть русская гармонь в чистом виде, дожившая до наших дней.
Это гармонь, которая получилась такой благодаря постоянному улучшению её строения и настроек. Это была двухрядная диатоническая модель. Она отличалась от венской. Отличие состояло в том, что высь звука не была зависимой от направления подвижности меха. Это довольно упростило способ игры на гармони.
В начале прошлого века появились мелкие кустарные частные мастерски, часть из них объединилась в артели, на базе которых в 1935 году была организована Шуйская гармонная фабрика. Производство активно развивалось и расширялось. Уже в первый год на предприятии было выпущено 417 гармоней.
С 1960-х годов на фабрике постоянно разрабатывали и внедряли в производство новые виды музыкальных инструментов.
В 1990-е годы спрос на музыкальные инструменты резко упал, и предприятию, как и многим другим, пришлось искать выход в сложной экономической ситуации.
Ныне ОАО «Шуйская гармонь» – одно из нескольких действующих гармонных производств в России. Конкурентом его является лишь ООО «Тульская гармонь». Ежемесячно в Шуе изготавливается в среднем 75 гармоней, 5-6 баянов и 2 аккордеона, причём – на видавшем виды оборудовании, установленном еще в 1960-х годах. Важно отметить, что 80% производства гармоней основано на ручном труде, поскольку автоматизировать этот процесс невозможно в принципе, так как важных деталей в «теле» музыкального инструмента около 1500 штук, каждая подгоняется и дорабатывается вручную.
Цех настройки – самое ответственное дело «музыкального конвейера», специалисты располагаются в отдельных кабинках.
Обучить гармонь сольному искусству совсем не просто: каждая деталь инструмента издаёт собственный звук. И звучание это нужно «отточить» до совершенства. Какой тонкий музыкальный слух должен иметь настройщик! Правда, на «гармошке» такие «слухачи» далеко не редкость, некоторые и без камертона любую деталь будущей гармони настроят – просто на слух. Потом с гармонию трудятся художники – они расписывают гармони и придают им товарный вид.
Шуйская гармонь – яркий и своеобразный бренд города, один из его древних символов.
Роль гармони в жизни россиян
В годы Великой Отечественной войны гармонь была незаменимым помощником Красной Армии, она поднимала боевой дух бойцов. На фронт было отправлено около 11 тысяч инструментов.
В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: «Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!». И даже существовал лозунг «В каждую роту – гармонь».
В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьёв вспоминал своё военное детство: «Во время войны отцу приносили гармони в починку. Удивительно, что люди в голодные военные годы думали ещё о чём-то, кроме еды или как выжить. Платили отцу, кто чем мог, чаще продуктами. А отцу доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос».
Моя малая родина
Когда-то деревня Дьяконово была центральной усадьбой Обелевского сельского совета Нейского района Костромской области. С 2011 года, после уплотнения, несколько сельсоветов объединили в Солтановское сельское поселение, куда вошел и бывший Обелевский сельский совет. Из бывших его 14 населенных пунктов сегодня жилыми являются только шесть: Дьяконово, Буслаево, Баскаково, Бабино, Пантелеево, Пёрстово. В двух последних деревнях сохранилось только по одному жилому дому с коренными жителями.
В Баскакове - три жилых дома. Носкова Галина Александровна, приехала вместе с мужем более десяти лет назад из Сыктывкара. Она уроженка этой деревни. В этой семье было восемь детей, все они уже взрослые. Каждый из них проводит с удовольствием в деревне свой отпуск. Однажды, проходя через Баскаково, мы с мамой завели разговор с Галиной Александровной и поняли, что она довольна жизнью в Баскакове. «Воздух свежий, природа в любое время года прекрасна, будь то зима или осень. От мамы остались козы и куры, и мы продолжаем вести хозяйство. Леса богаты ягодами и грибами. Только не ленись. Травы сушим, ими и лечимся. На огороде выращиваем овощи и все без нитратов. А банька чего стоит. Да с берёзовым веничком!» Но посетовала горожанка на то, что зимой в морозы нужно много дров, и дороги не всегда разгребают. Вот почему многие приезжают в деревню только на летний период.
Ещё одна семья (муж и жена) серьёзно занимаются травами. Как-то мы шли от Баскакова до Дьяконова с хозяином этой семьи. Сколько интересного он нам рассказал о травах. Шёл, срывал и рассказывал, какую пользу может принести, та или иная трава. Я запомнил, что неплохо съедать летом по «пуговке» цветка пижмы, она выгоняет из организма всех паразитов (глистов, остриц). Мужчина был на велосипеде, но всю дорогу вёл его, видимо, хотелось пообщаться. Общение в деревне ограничено.
Ещё один житель - сорокалетний монах из Оптиной пустыни. О нём нам рассказала Носкова Галина Александровна. Монах ведёт и вовсе уединённый образ жизни, у него даже нет электричества. Видимо, общение с Богом ему заменяет все. Он родник в овраге облагородил, пасеку завел, подал селянам пример возрождения Покровской церкви, построенной в конце XVIII века, восстановив частично иконостас.
Приложение №4
Еще весной 2013 года, оценив труды монаха, селяне принялись за работу: расчистили подъезд к церкви с целью выполнения подготовительных работ по восстановлению храма, выпилили деревья на сводах зимнего придела, произвели частичную расчистку храма от сгнивших досок и мусора, настелили пол.
Приложение №5
И теперь по престольным праздникам в храме проходит служба, на которую приезжают жители соседних деревень (в самом Покровском никто уже давно не живет) и бывшие жители Обелевского сельского совета.
Приложение №6
Совсем недавно в газете «Нейские вести» от 20.12.2016 года я прочитал заметку О. Зверевой под названием «На малую родину. Возвращение». Хочу процитировать: «…В Баскакове оформили землю по строительству внуки бывших здешних жителей. Они собрались на пенсию и решили вернуться из большого города на малую родину – в спокойствие, тишину, природную красоту. Здесь они хотят восстановить церковь».
Будни и праздники деревни Дьяконово
В деревне остаются либо от любви к природе и нежелания менять свой родной дом, родные места, к которым прикипела душа. А иногда и потому, что идти больше некуда. И что делать в такой деревеньке? А живут в деревне по-разному. Сегодня в Дьяконове проживает всего 85 человек. Среди них есть и идейные люди-книголюбы, есть любители природы, есть бабушки-долгожительницы, которые и в 90 лет трудятся в саду и на грядках. Но все они по праздникам стремятся в Дом культуры, чтобы душу отвести, послушать игру на гармошке, самим попеть и поплясать. Какое бы мероприятие не проводили работники Дома культуры, бесспорно, «главной скрипкой» на каждом мероприятии является Доронин В.А. со своей гармошкой. Это и «Лыжня России», на которую приходят и стар, и мал: от 6 до 68 лет; и Масленица; и праздничные мероприятия, и юбилейные даты.
Приложение №7
Гармонист Доронин В.А.
Валентин Александрович Доронин – художественный руководитель Верхне-Нейского Дома культуры, расположенного в деревне Дьяконово.
Родился он 1 августа 1950 года в селе Покровском. Закончив восьмилетку в Обелеве, что рядом с Покровским, он поступил в Нейское ГПТУ-7, где получил специальность столяра-плотника. В 1969 году военкомат направил его учиться на шофёра, эта профессия очень пригодится ему в будущей жизни. С 1969 года по 1971 год Доронин В.А. служил в ракетных войсках стратегического назначения в городе Слуцке Минской области Белорусской ССР.
После демобилизации солдата принял на работу родной колхоз в должности помощника комбайнёра. Мужчина на селе должен быть на все руки мастер, т.к. весь дом на нем. А если еще и ремеслом каким владеть, то вообще он хозяин золотой будет. Знает такой человек, что для создания своей собственной семьи необходимо средств достаточно накопить, чтоб иметь «стартовый капитал». Вот и отправился Валентин Александрович со своим дядей Михаилом Николаевичем Фадеевым в Сибирь на «жгонку» валенки катать. Валяный промысел – работа сложная, но интересная. Есть у пимокатов свой профессиональный язык, овладев которым, Доронин В.А. пользуется и сейчас.
Заработав на «жгонке» приличную сумму, Валентин Александрович вернулся в родное село и в 1972 году сыграл свадьбу с Софьей Николаевной Курочкиной. Двадцать восемь лет он работал в торговле, пройдя путь от шофёра сельпо до директора Солтановского торгового объединения. За добросовестный труд награжден званием «Ветеран труда».
В начале 2000-х пришлось даже безработным быть в связи с ликвидацией торгового объединения. Но в 2002 году устраивается на работу в районный отдел культуры на должность директора Верхне-Нейского сельского Дома культуры. И неслучайно его принимают на эту должность. Человек он творческий, деловой и талантливый гармонист. Еще не будучи работником культуры, он был завсегдатым и любимым артистом на каждом концерте в сельском ДК. Обладая чутким слухом, он может сыграть мелодию, что называется, с закрытыми глазами. Тем более и хозяйственник он неплохой, дело свое знает: где что подколотить, где что приобрести.
Из разговора с Валентином Александровичем, я узнал, что еще с раннего детства привлекала маленького Валю красивая игра на гармони. В родне у него дядья, двоюродные братья, по материнской линии, играли на гармони. Запала в душу красивая мелодичная музыка. Играли раньше на вечерках, на праздниках и на балалайках, но заинтересовала его гармонь. Захотелось ему тоже научиться играть на гармони.
Дядька, Михаил Николаевич Фадеев, подарил ему гармонь своего без времени ушедшего из жизни сына. «Какая это была радость, небольшая шуйская гармошка!» - вспоминает Валентин Александрович. Первые уроки игры на гармони он получил от местного учителя истории Петра Геннадьевича Давыдова, он инвалид был, на руках не было некоторых пальцев. «А как играл!»- вдохновенно вспоминает об учителе Доронин В.А.
В тринадцать лет Валентин Александрович начал играть по нотам «Степь, да степь кругом», но выходило не очень, трудно давалась нотная грамота. И решил юный гармонист, что будет играть на слух. Отмечал карандашом на кнопках крестики, запоминал. Вот так, понемногу, помаленьку, потихоньку, из этого что-то начало получаться. Первое произведение, которое осилил Валентин Александрович, было «Яблочко». Сильно обрадовался, захотелось играть еще и еще. Много пришлось приложить усилий и много помучаться, чтобы уже потом получились плясовые: «Елецкая», «Сармак», «Русская», «Семеновна» и, конечно, бесподобная «Цыганочка» с выходом.
Многие песни подыгрывал своей матери, Надежде Николаевне. Любительница петь, она сама заставляла сына подыгрывать ей. Пальцы сами играли и «Последний нынешний денечек», и «Живет моя отрада», и «Златые горы». Девчонки, сельские соседки, тоже покоя не давали, прибегали за молодым гармонистом, звали на гулянку, даже прятался от них, но они хоть где найдут. Приходилось брать свою любимую гармонь и идти на вечёрки (так тогда вечера отдыха назывались в народе), а какие вечёрки без гармони. Вот так, глядишь, уже и в школе, и дома, и на колхозных праздниках не обходилось без развеселой гармони.
Приложение №8
Жизнь потихоньку шла, шагала своим чередом, а Валентин Александрович уже никогда больше не расставался со своей спутницей - гармошкой. В семье дочь и сын подрастали, и уже все понимали, как талантлив отец. Дочка, еще будучи малышкой, и пела, и плясала; жена, мать, теща, подпевали; в общем, музыкальные все.
Более ста свадеб отгуляли Валентин Александрович и супруга София Николаевна, редко тогда обходились свадьба или юбилей, или праздник в клубе, в колхозе без гармони Валентина Александровича Доронина. Бабки деревенские, глядючи на свадебное гуляние, говорили между собой, и это была правда: «Валентин играет, София поет, Надежда Николаевна у сына пот обтирает, да еще и сама споет и спляшет!»
Вот уже 13 лет работает в Верхне-Нейском Доме культуры Валентин Александрович Доронин. С давних времен повелось, что «первый парень на деревне» - это гармонист. Хорошую музыку исполняют и на рояле, и на скрипке, и на гитаре, а гармонь – такой инструмент, который умеет настолько порадовать, что необыкновенно тепло и уютно на душе становится. Но главное, чтоб гармонист был мастер.
Дьяконовцы имеют прекрасную возможность слушать любимую музыку на концертных программах, которые к каждому празднику и знаменательному событию готовит коллектив Дома культуры. Получается это очень душевно, интересно и по-домашнему уютно. Вот почему так хочется приходить в Дом культуры и слушать наигрыши на гармони. Как говорит моя тетя Пастухова Г.А.: «На концертах мысленно переносишься в своё детство, юность, вспоминаешь самое хорошее, молодеешь душой!»
Больше половины грамот в Доме культуры - это его большая заслуга Валентина Александровича.
Начиная с 2006 года, он - постоянный участник областного фестиваля «Играй, костромская гармонь!», неоднократный лауреат разных степеней и обладатель большого количества дипломов, грамот и благодарственных писем от областного Дома народного творчества, областной Думы, от «Единой России», от администрации Нейского района, от местной администрации. Он посетил и исколесил с гастролями совместно с другими самодеятельными артистами Нейского района Кострому, Чухлому, Кологрив, Кадый, Макарьев, Островское, Шарью, Вохму, Павино, Пыщуг.
В своем Нейском районе он - постоянный участник всех праздников и мероприятий: и в презентации Нейского района в городе Костроме, на праздниках сел, в других учреждениях, и в международных гонках на собачьих упряжках «Северная Надежда». Везде принимают «самородка» земли нашей нейской Валентина Александровича Доронина на «ура».
Приложение №9
Нынешним летом собрала его гармошка одноклассников, которые окончили Обелевскую школу в 1966 году. В деревне Баскаково, в деревенской избе Носковой Галины Александровны, встретились 9 человек. Вспоминая школьные годы, они в перерывах пели и плясали, даже сено для хозяйской козы убрали вмиг под наигрыши Валентина Александровича.
Приложение №10
Доронин В.А. не только гармонист отличный, а еще любит природу, особенно места наши нейские - грибные да рыбные. Сходит в лес, раз так 17 или, бывало, 20 в лето, принесет два рюкзака белых грибов или груздей. Устанет, пот градом, с ног валится, ополоснется водицей из ведра, покушает да отдохнет и гармонь в руки возьмет - точно заново родился, и усталость не берет.
Вот так-то! Такова она, душа русская, и работать, и отдохнуть умеет, а усталость? Да какая усталость, когда гармошка русская поет - все тело в пляс идет. Вот таков он, Валентин Доронин, ведь услышав его наигрыши, «душа и сердце запоет!»
3. Заключение
Я рассказал о Валентине Александровиче Доронине не только потому, что он отличный гармонист и человек прекрасный, а еще и потому, что пока в клубе играет гармонь – жива деревня, тянутся люди на концерт, всех собирает и старых и малых своей виртуозной игрой Валентин Александрович. Тянутся люди к хорошему, доброму, веселому.
Недавно мы учили стихотворение М. Лермонтова «Родина». В нем есть такие строки: «И в праздник вечером росистым смотреть до полночи готов, на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».
И мне представляется Дьяконово, праздник, Дом культуры. И Валентин Александрович играет на гармошке, да так, что хочется слушать и слушать, хочется пуститься в пляс, топать и свистеть, настолько задорно, с огоньком он играет. И ведь пускаются в пляс, топают и подсвистывают и подпевают. И не важно, какой на дворе век: 19, 20 или 21. И не важно, сколько тебе лет: 5 или 80. Это русская гармошка, русская душа. И как здорово, что все это я могу видеть и слышать.
Я провел анкетирование своих сверстников и людей старшего возраста и понял, что тема гармошки близка и понятна людям разного возраста. В анкетировании принимали участие 40 человек.
Вопросы анкеты:
1)Приходилось ли Вам бывать на праздниках, концертах, где звучала гармонь?
Из 40 опрошенных, все ответили, что, конечно, приходилось слышать и бывать на праздниках, где играла гармонь. 19 человек ответили, что это была свадьба.
Да, на Руси без гармони не обходилось ни одно торжество. С ней страдали, сватались, демонстрировали молодецкую удаль.
2)Привлекает ли Вас игра на гармони? Если да, то чем, какие чувства вызывает игра на этом инструменте?
36 человек ответили, что нравится игра на гармони, лишь у 4 человек игра на гармони не вызывает никаких чувств. 20 человек написали, что одна из любимых передач на телевидении «Играй, гармонь!». Игра на гармони вызывает самые положительные чувства.
3)Как Вы думаете, сложно ли научиться играть на таком музыкальном инструменте, как гармонь?
27 человек ответили, что непросто: нужно иметь музыкальный слух, терпение, желание. 13 человек считает, что это несложно, нужно пойти в музыкальную школу и там научат.
Я думаю, что игра на гармони - это призвание, это суть и душа человека. Когда плохо, человек берет гармонь, все знают, что он грустит... Когда человеку хорошо, он опять с гармонью, но пальцы бегают быстро, и мелодия поднимает настроение, все знают, сегодня все хорошо.
Нет в Дьяконово уже школы, садика, а вот Дом культуры есть и гармонист отличный есть, а это позволяет надеяться на лучшее.
Выводы
В начале своей работы я выдвинул гипотезу о том, что игра на гармони помогает человеку раскрепостить и открыть душу.
Моя гипотеза подтвердилась. Увидев на гармони Валентина Александровича иконку, я хотел задать ему вопрос. А он, поймав мой взгляд, уже поспешил дать ответ: «Гармонь эта у меня заказная, кировская – музейная редкость. Почему с иконкой? Гармошка, она навроде души, растягиваешь меха - душа открывается, свертываешь - прячется душа. Кстати, гармошка да песня – еще и долголетие: кто песни поет и играет, тот до ста лет живет».
А те, кто хоть раз слышал гармонь Доронина, в том числе и я, не смогут не согласиться со стихами нейского поэта Н.Смирнова.
Не любим мы людишек скучных,
Уж если правду говорить.
А любим всех неравнодушных,
Способных праздник подарить.
Такие есть у нас в районе,
Не станем их перечислять,
Но первый-Валентин Доронин,
Уж этот нам не даст скучать.
Возьмет гармонь – меха раскроет,
Рукой по клавишам пройдет,
И зазнобит село родное,
Душа и сердце запоёт.
Даешь кадриль, даёшь чечётку,
А то давайте трепака,
А можно песню про красотку,
Что ждёт со свадьбы жениха.
Он сам красавец, сам картина,
В глазах задор, в душе огонь!
О! Как играет вдохновенно
В руках Доронина гармонь!
4. Список литературы и источников
Громов А.В. Жгонский язык - М.: Энциклопедия российских деревень. 2000
Пискунов А.Г. Край мой нейский. Очерки по истории Нейского района к 75-летию со дня образования: Администрация г.Неи и Нейского района – Кострома, 2004
Запись беседы с художественным руководителем Верхне-Нейского Дома культуры деревни Дьяконово Нейского района Костромской области В.А.Дорониным
Запись беседы с директором Верхне-Нейского Дома культуры деревни Дьяконово Нейского района Костромской области Г.В.Филипповой
Запись беседы с тетей Пастуховой Г. А.
Материалы периодической печати краеведческого музея города Нея Костромской области
Гармонь – электронный ресурс ru.wikipedia.org
12