СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские работы учащихся краеведческой направленности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три исследовательские работы, отражающие уровень интереса к истории семьи и малой родины

Просмотр содержимого документа
«Приложения»

11



Приложение №1 Письмо с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника


Приложение №2 Солдатские треугольники. Фото из Интернета


Приложение №3 Письма фронтовиков, хранящиеся в Нейском краеведческом музее. Фото автора работы



Приложение №4 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника

Приложение №5 Доронин А.В. Доронин А.В. с женой Дорониной Н.Н. Фото из семейного архива Доронина В.А.

Приложение №6 Доронин А.В. – ученик Макарьевской школы. Фото из семейного архива Доронина В.А.

Приложение №7 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника

Приложение № 8 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника

Приложение №9 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника

Приложение №10 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника



Приложение №11 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника



Приложение №12 Фрагмент письма с фронта Дорониной Н.Н. от мужа Доронина А.В. Фото подлинника

Приложение №13 Доронин А.В. с колхозницами. Фото из семейного архива Доронина В.А.

Приложение №14 Фотографии брата Владимира. Фото из семейного архива Доронина В.А.







Приложение №15 Фотографии братьев Дорониных – Владимира и Валентина. Фото из семейного архива Доронина В.А.

Владимир Доронин в юности

Валентин Доронин в школьные годы

Приложение №16 Валентин Александрович – военнослужащий советской армии. Фото из семейного архива Доронина В.А.



Приложение №17 Александр Васильевич Доронин с женой Надеждой Николаевной и сыновьями. Фото из семейного архива Доронина В.А.

Приложение №18 Валентин Александрович Доронин с односельчанами. Фото из семейного архива

Приложение №19



Просмотр содержимого документа
«Содежание работы»

МОУ СОШ №1 муниципального района

город Нея и Нейский район Костромской области

157330 Костромская область, г.Нея, ул.Больничная, д.8







Название конкурса – «Без истока – нет реки»




Направление исследования –

Культурное наследие

Хранители нематериальной культуры костромской земли





Тема работы: Нет, не умрет российская деревня,

пока есть клуб, а в клубе гармонист!








Автор работы – Катков Дмитрий,

ученик 9 класса,

МОУ СОШ №1



Научный руководитель – Ширяева Нина Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №1






Нея 2017 год



Оглавление


1.

Введение

3

2.

Основная часть

4

3.

Заключение

10

4.

Список литературы

12








































1.Введение

Моя малая родина – это город Нея. А моя мама родилась и провела свое детство в деревне Авксентьево Нейского района. Нет сегодня уже той деревни, заросла она бурьяном, деревьями. Но каждое лето мы с мамой навещаем этот дорогой сердцу уголок. А потом возвращаемся пешком в центральную усадьбу бывшего Обелевского сельсовета, куда входило и наше Авксентьево, деревню Дьяконово. Там живет моя тетя, мамина сестра, Пастухова Галина Александровна.

В этой деревне я практически провожу каждое лето с рождения. И больно наблюдать, как ветшает на глазах родная деревня. Вот еще года три назад, двигаясь с остановки автобуса в деревню, мы проходили великолепную березовую рощу, в которой красовалась взрастившая и воспитавшая не одно поколение Верхне-Нейская школа.

Приложение №1

Сегодня на ее месте развалины и руины.

Приложение №2

Как, впрочем, вызывают грустные чувства и улицы с заброшенными домами, заросшими садами.

Приложение №3

Но это только временное состояние души. А как только переходишь порог тетиного дома, настроение меняется. Становится очень тепло и уютно в ее ухоженной квартире с непередаваемым запахом только что испеченных пирогов. Меня всегда поражает, как живя в затерявшейся среди поросли молодого леса деревне, где уже нет ни школы, ни детского сада, люди бодры и жизнерадостны. Наслушавшись рассказов тети о повседневных сельских заботах за всегда добротно накрытым столом, мы спешим в сельский клуб. Вначале, я сопротивлялся, мне не хотелось проводить время на каком-то концерте. Но родственники у меня настойчивые, пришлось подчиниться. Теперь убеждать меня уже не нужно. Приехав в Дьконово в праздничные дни, я и сам уже знаю, что пойду в клуб на концерт или игровую программу, потому что, нет, там не стоят современные игровые автоматы, там не играет громкая танцевальная музыка, там играет Валентин Доронин. Так называют селяне знаменитого деревенского гармониста.

Проблема: С одной стороны, гармонь уже давно вышла из моды, но, с другой стороны, почему-то люди разных возрастов спешат в клуб, чтоб послушать гармонь.

Поэтому я поставил цель – выяснить, чем так привлекает народ игра на гармони.

Гипотеза моего исследования – игра на гармони помогает человеку раскрепостить и открыть душу.

Объект моего исследования – игра на гармони.

Предмет исследования – творчество гармониста Доронина Валентина Александровича.

Поставив цель знакомства с игрой на гармони, роли гармони в жизни человека, я определил следующие задачи:

- выявить, насколько данный вопрос освещен в литературе;

- познакомиться с историей русской гармошки;

- опросить родственников и жителей деревни Дьяконово о роли гармониста Доронина В.А. в жизни села;

- взять интервью о пути к творчеству у гармониста В.А.Доронина;

- провести анкетирование представителей двух поколений (моих сверстников и ровесников моей мамы) об их отношении к игре на русской гармошке.


2. Основная часть

История появления гармони в России

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - в России. По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник, чешский мастер органного искусства, в 1783 году. По мнению академика Мирека, действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщённое название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Ещё одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно -, двух - и трёхрядные гармони.

Производство русской гармони

В 30-40 годы 19 века в Тульской и Вятской губерниях уже вовсю выпускали гармони. Но в каждой местности были свои мастера и умельцы, которые добавляли к этому инструменту что-то свое, - так появились ливенские, саратовские, сибирские, череповецкие, вологодские и другие гармони.

В 19 веке, пожалуй, можно было сказать и так: «Что ни город – то новая гармонь». В Вологодской и Вятской губерниях местными мастерами изготавливались знаменитые тальянки. Начало промыслу послужил в 40 годах 19 века крестьянин Данила Нелюбин. Делал он инструменты добротные, да зычные, а название свое «тальянка», эти инструменты получили от музыкантов - итальянцев, выступавших на гуляниях с шарманками и другими инструментами.

Достоверно известно, что  в 1870 году  шуянин Иван Соколов привёз домой с Нижегородской ярмарки музыкальный инструмент-тальянку. По образу и подобию заморской штучки, точно такую же.

Начиная с 1887 года в городе Шуя начали создаваться музыкальные инструменты ручной работы. В те времена, когда в городе только начинало расти производство, в мастерских создавались гармони на основе венской модели однорядной или двурядной, но при этом придерживались русского «настроя». В процессе копирования европейских образцов так называемая «венская двухрядка» сначала преобразилась в гармонь с «русским строем», потом – в «хромку». Собственно, «хромка» – это и есть русская гармонь в чистом виде, дожившая до наших дней.

Это гармонь, которая получилась такой благодаря постоянному улучшению её строения и настроек. Это была двухрядная диатоническая модель. Она отличалась от венской. Отличие состояло в том, что высь звука не была зависимой от направления подвижности меха. Это довольно упростило способ игры на гармони.

В начале прошлого века появились мелкие кустарные частные мастерски, часть из них объединилась в артели, на базе которых в 1935 году была организована Шуйская гармонная фабрика. Производство активно развивалось и расширялось. Уже в первый год на предприятии было выпущено 417 гармоней. 

С 1960-х годов на фабрике постоянно разрабатывали и внедряли в производство новые виды музыкальных инструментов. 

В 1990-е годы спрос на музыкальные инструменты резко упал, и предприятию, как и многим другим, пришлось искать выход в сложной экономической ситуации. 

Ныне ОАО «Шуйская гармонь» – одно из нескольких  действующих гармонных производств в России. Конкурентом его является лишь ООО «Тульская гармонь». Ежемесячно в Шуе изготавливается в среднем 75 гармоней, 5-6 баянов и 2 аккордеона, причём – на видавшем виды оборудовании, установленном еще в 1960-х годах. Важно отметить, что 80% производства гармоней основано на ручном труде, поскольку автоматизировать этот процесс невозможно в принципе, так как важных деталей в «теле» музыкального инструмента около 1500 штук, каждая подгоняется и дорабатывается вручную.

Цех настройки – самое ответственное дело «музыкального конвейера», специалисты располагаются в отдельных кабинках.

Обучить гармонь сольному искусству совсем не просто: каждая деталь инструмента издаёт собственный звук. И звучание это нужно «отточить» до совершенства. Какой тонкий музыкальный слух должен иметь настройщик! Правда, на «гармошке» такие «слухачи» далеко не редкость, некоторые и без камертона любую деталь будущей гармони настроят – просто на слух. Потом с гармонию трудятся художники – они расписывают гармони и придают им товарный вид.

Шуйская гармонь – яркий и своеобразный бренд  города, один из его древних символов.

Роль гармони в жизни россиян

В годы Великой Отечественной  войны гармонь была незаменимым помощником Красной Армии, она поднимала боевой дух бойцов. На фронт было отправлено около 11 тысяч инструментов. 

В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: «Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!». И даже существовал лозунг «В каждую роту – гармонь».  

В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. С начала войны фабрики выпускали для нужд фронта костыли и лыжи. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьёв вспоминал своё военное детство: «Во время войны отцу приносили гармони в починку. Удивительно, что люди в голодные военные годы думали ещё о чём-то, кроме еды или как выжить. Платили отцу, кто  чем мог, чаще продуктами. А отцу доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос».

Моя малая родина

Когда-то деревня Дьяконово была центральной усадьбой Обелевского сельского совета Нейского района Костромской области. С 2011 года, после уплотнения, несколько сельсоветов объединили в Солтановское сельское поселение, куда вошел и бывший Обелевский сельский совет. Из бывших его 14 населенных пунктов сегодня жилыми являются только шесть: Дьяконово, Буслаево, Баскаково, Бабино, Пантелеево, Пёрстово. В двух последних деревнях сохранилось только по одному жилому дому с коренными жителями.

В Баскакове - три жилых дома. Носкова Галина Александровна, приехала вместе с мужем более десяти лет назад из Сыктывкара. Она уроженка этой деревни. В этой семье было восемь детей, все они уже взрослые. Каждый из них проводит с удовольствием в деревне свой отпуск. Однажды, проходя через Баскаково, мы с мамой завели разговор с Галиной Александровной и поняли, что она довольна жизнью в Баскакове. «Воздух свежий, природа в любое время года прекрасна, будь то зима или осень. От мамы остались козы и куры, и мы продолжаем вести хозяйство. Леса богаты ягодами и грибами. Только не ленись. Травы сушим, ими и лечимся. На огороде выращиваем овощи и все без нитратов. А банька чего стоит. Да с берёзовым веничком!» Но посетовала горожанка на то, что зимой в морозы нужно много дров, и дороги не всегда разгребают. Вот почему многие приезжают в деревню только на летний период.

Ещё одна семья (муж и жена) серьёзно занимаются травами. Как-то мы шли от Баскакова до Дьяконова с хозяином этой семьи. Сколько интересного он нам рассказал о травах. Шёл, срывал и рассказывал, какую пользу может принести, та или иная трава. Я запомнил, что неплохо съедать летом по «пуговке» цветка пижмы, она выгоняет из организма всех паразитов (глистов, остриц). Мужчина был на велосипеде, но всю дорогу вёл его, видимо, хотелось пообщаться. Общение в деревне ограничено.

Ещё один житель - сорокалетний монах из Оптиной пустыни. О нём нам рассказала Носкова Галина Александровна. Монах ведёт и вовсе уединённый образ жизни, у него даже нет электричества. Видимо, общение с Богом ему заменяет все. Он родник в овраге облагородил, пасеку завел, подал селянам пример возрождения Покровской церкви, построенной в конце XVIII века, восстановив частично иконостас.

Приложение №4

Еще весной 2013 года, оценив труды монаха, селяне принялись за работу: расчистили подъезд к церкви с целью выполнения подготовительных работ по восстановлению храма, выпилили деревья на сводах зимнего придела, произвели частичную расчистку храма от сгнивших досок и мусора, настелили пол.

Приложение №5

И теперь по престольным праздникам в храме проходит служба, на которую приезжают жители соседних деревень (в самом Покровском никто уже давно не живет) и бывшие жители Обелевского сельского совета.

Приложение №6

Совсем недавно в газете «Нейские вести» от 20.12.2016 года я прочитал заметку О. Зверевой под названием «На малую родину. Возвращение». Хочу процитировать: «…В Баскакове оформили землю по строительству внуки бывших здешних жителей. Они собрались на пенсию и решили вернуться из большого города на малую родину – в спокойствие, тишину, природную красоту. Здесь они хотят восстановить церковь».

Будни и праздники деревни Дьяконово

В деревне остаются либо от любви к природе и нежелания менять свой родной дом, родные места, к которым прикипела душа. А иногда и потому, что идти больше некуда. И что делать в такой деревеньке? А живут в деревне по-разному. Сегодня в Дьяконове проживает всего 85 человек. Среди них есть и идейные люди-книголюбы, есть любители природы, есть бабушки-долгожительницы, которые и в 90 лет трудятся в саду и на грядках. Но все они по праздникам стремятся в Дом культуры, чтобы душу отвести, послушать игру на гармошке, самим попеть и поплясать. Какое бы мероприятие не проводили работники Дома культуры, бесспорно, «главной скрипкой» на каждом мероприятии является Доронин В.А. со своей гармошкой. Это и «Лыжня России», на которую приходят и стар, и мал: от 6 до 68 лет; и Масленица; и праздничные мероприятия, и юбилейные даты.

Приложение №7

Гармонист Доронин В.А.

Валентин Александрович Доронин – художественный руководитель Верхне-Нейского Дома культуры, расположенного в деревне Дьяконово.

Родился он 1 августа 1950 года в селе Покровском. Закончив восьмилетку в Обелеве, что рядом с Покровским, он поступил в Нейское ГПТУ-7, где получил специальность столяра-плотника. В 1969 году военкомат направил его учиться на шофёра, эта профессия очень пригодится ему в будущей жизни. С 1969 года по 1971 год Доронин В.А. служил в ракетных войсках стратегического назначения в городе Слуцке Минской области Белорусской ССР.

После демобилизации солдата принял на работу родной колхоз в должности помощника комбайнёра. Мужчина на селе должен быть на все руки мастер, т.к. весь дом на нем. А если еще и ремеслом каким владеть, то вообще он хозяин золотой будет. Знает такой человек, что для создания своей собственной семьи необходимо средств достаточно накопить, чтоб иметь «стартовый капитал». Вот и отправился Валентин Александрович со своим дядей Михаилом Николаевичем Фадеевым в Сибирь на «жгонку» валенки катать. Валяный промысел – работа сложная, но интересная. Есть у пимокатов свой профессиональный язык, овладев которым, Доронин В.А. пользуется и сейчас.

Заработав на «жгонке» приличную сумму, Валентин Александрович вернулся в родное село и в 1972 году сыграл свадьбу с Софьей Николаевной Курочкиной. Двадцать восемь лет он работал в торговле, пройдя путь от шофёра сельпо до директора Солтановского торгового объединения. За добросовестный труд награжден званием «Ветеран труда».

В начале 2000-х пришлось даже безработным быть в связи с ликвидацией торгового объединения. Но в 2002 году устраивается на работу в районный отдел культуры на должность директора Верхне-Нейского сельского Дома культуры. И неслучайно его принимают на эту должность. Человек он творческий, деловой и талантливый гармонист. Еще не будучи работником культуры, он был завсегдатым и любимым артистом на каждом концерте в сельском ДК. Обладая чутким слухом, он может сыграть мелодию, что называется, с закрытыми глазами. Тем более и хозяйственник он неплохой, дело свое знает: где что подколотить, где что приобрести.

Из разговора с Валентином Александровичем, я узнал, что еще с раннего детства привлекала маленького Валю красивая игра на гармони. В родне у него дядья, двоюродные братья, по материнской линии, играли на гармони. Запала в душу красивая мелодичная музыка. Играли раньше на вечерках, на праздниках и на балалайках, но заинтересовала его гармонь. Захотелось ему тоже научиться играть на гармони.

Дядька, Михаил Николаевич Фадеев, подарил ему гармонь своего без времени ушедшего из жизни сына. «Какая это была радость, небольшая шуйская гармошка!» - вспоминает Валентин Александрович. Первые уроки игры на гармони он получил от местного учителя истории Петра Геннадьевича Давыдова, он инвалид был, на руках не было некоторых пальцев. «А как играл!»- вдохновенно вспоминает об учителе Доронин В.А.

В тринадцать лет Валентин Александрович начал играть по нотам «Степь, да степь кругом», но выходило не очень, трудно давалась нотная грамота. И решил юный гармонист, что будет играть на слух. Отмечал карандашом на кнопках крестики, запоминал. Вот так, понемногу, помаленьку, потихоньку, из этого что-то начало получаться. Первое произведение, которое осилил Валентин Александрович, было «Яблочко». Сильно обрадовался, захотелось играть еще и еще. Много пришлось приложить усилий и много помучаться, чтобы уже потом получились плясовые: «Елецкая», «Сармак», «Русская», «Семеновна» и, конечно, бесподобная «Цыганочка» с выходом.

Многие песни подыгрывал своей матери, Надежде Николаевне. Любительница петь, она сама заставляла сына подыгрывать ей. Пальцы сами играли и «Последний нынешний денечек», и «Живет моя отрада», и «Златые горы». Девчонки, сельские соседки, тоже покоя не давали, прибегали за молодым гармонистом, звали на гулянку, даже прятался от них, но они хоть где найдут. Приходилось брать свою любимую гармонь и идти на вечёрки (так тогда вечера отдыха назывались в народе), а какие вечёрки без гармони. Вот так, глядишь, уже и в школе, и дома, и на колхозных праздниках не обходилось без развеселой гармони.

Приложение №8

Жизнь потихоньку шла, шагала своим чередом, а Валентин Александрович уже никогда больше не расставался со своей спутницей - гармошкой. В семье дочь и сын подрастали, и уже все понимали, как талантлив отец. Дочка,   еще будучи малышкой, и пела, и плясала; жена, мать, теща, подпевали; в общем, музыкальные все.

Более ста свадеб отгуляли Валентин Александрович и супруга София Николаевна, редко тогда обходились свадьба или юбилей, или праздник в клубе, в колхозе без гармони Валентина Александровича Доронина. Бабки деревенские, глядючи на свадебное гуляние, говорили между собой, и это была правда: «Валентин играет, София поет, Надежда Николаевна у сына пот обтирает, да еще и сама споет и спляшет!»

Вот уже 13 лет работает в Верхне-Нейском Доме культуры Валентин Александрович Доронин. С давних времен повелось, что «первый парень на деревне» - это гармонист. Хорошую музыку исполняют и на рояле, и на скрипке, и на гитаре, а гармонь – такой инструмент, который умеет настолько порадовать, что необыкновенно тепло и уютно на душе становится. Но главное, чтоб гармонист был мастер.

Дьяконовцы имеют прекрасную возможность слушать любимую музыку на концертных программах, которые к каждому празднику и знаменательному событию готовит коллектив Дома культуры. Получается это очень душевно, интересно и по-домашнему уютно. Вот почему так хочется приходить в Дом культуры и слушать наигрыши на гармони. Как говорит моя тетя Пастухова Г.А.: «На концертах мысленно переносишься в своё детство, юность, вспоминаешь самое хорошее, молодеешь душой!»

Больше половины грамот в Доме культуры - это его большая заслуга Валентина Александровича.

Начиная с 2006 года, он - постоянный участник областного фестиваля «Играй, костромская гармонь!», неоднократный лауреат разных степеней и обладатель большого количества дипломов, грамот и благодарственных писем от областного Дома народного творчества, областной Думы, от «Единой России», от администрации Нейского района, от местной администрации. Он посетил и исколесил с гастролями совместно с другими самодеятельными артистами Нейского района Кострому, Чухлому, Кологрив, Кадый, Макарьев, Островское, Шарью, Вохму, Павино, Пыщуг.

В своем Нейском районе он - постоянный участник всех праздников и мероприятий: и в презентации Нейского района в городе Костроме, на праздниках сел, в других учреждениях, и в международных гонках на собачьих упряжках «Северная Надежда». Везде принимают «самородка» земли нашей нейской Валентина Александровича Доронина на «ура».

Приложение №9

Нынешним летом собрала его гармошка одноклассников, которые окончили Обелевскую школу в 1966 году. В деревне Баскаково, в деревенской избе Носковой Галины Александровны, встретились 9 человек. Вспоминая школьные годы, они в перерывах пели и плясали, даже сено для хозяйской козы убрали вмиг под наигрыши Валентина Александровича.

Приложение №10

Доронин В.А. не только гармонист отличный, а еще любит природу, особенно места наши нейские - грибные да рыбные. Сходит в лес, раз так 17 или, бывало, 20 в лето, принесет два рюкзака белых грибов или груздей. Устанет, пот градом, с ног валится, ополоснется водицей из ведра, покушает да отдохнет и гармонь в руки возьмет - точно заново родился, и усталость не берет.
Вот так-то! Такова она, душа русская, и работать, и отдохнуть умеет, а усталость? Да какая усталость, когда гармошка русская поет - все тело в пляс идет. Вот таков он, Валентин Доронин, ведь услышав его наигрыши, «душа и сердце запоет!»

3. Заключение

Я рассказал о Валентине Александровиче Доронине не только потому, что он отличный гармонист и человек прекрасный, а еще и потому, что пока в клубе играет гармонь – жива деревня, тянутся люди на концерт, всех собирает и старых и малых своей виртуозной игрой Валентин Александрович. Тянутся люди к хорошему, доброму, веселому.

Недавно мы учили стихотворение М. Лермонтова «Родина». В нем есть такие строки: «И в праздник вечером росистым смотреть до полночи готов, на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков».

И мне представляется Дьяконово, праздник, Дом культуры. И Валентин Александрович играет на гармошке, да так, что хочется слушать и слушать, хочется пуститься в пляс, топать и свистеть, настолько задорно, с огоньком он играет. И ведь пускаются в пляс, топают и подсвистывают и подпевают. И не важно, какой на дворе век: 19, 20 или 21. И не важно, сколько тебе лет: 5 или 80. Это русская гармошка, русская душа. И как здорово, что все это я могу видеть и слышать.

Я провел анкетирование своих сверстников и людей старшего возраста и понял, что тема гармошки близка и понятна людям разного возраста. В анкетировании принимали участие 40 человек.

Вопросы анкеты:

1)Приходилось ли Вам бывать на праздниках, концертах, где звучала гармонь?

Из 40 опрошенных, все ответили, что, конечно, приходилось слышать и бывать на праздниках, где играла гармонь. 19 человек ответили, что это была свадьба.
Да, на Руси без гармони не обходилось ни одно торжество. С ней страдали, сватались, демонстрировали молодецкую удаль.

2)Привлекает ли Вас игра на гармони? Если да, то чем, какие чувства вызывает игра на этом инструменте?

36 человек ответили, что нравится игра на гармони, лишь у 4 человек игра на гармони не вызывает никаких чувств. 20 человек написали, что одна из любимых передач на телевидении «Играй, гармонь!». Игра на гармони вызывает самые положительные чувства.

3)Как Вы думаете, сложно ли научиться играть на таком музыкальном инструменте, как гармонь?

27 человек ответили, что непросто: нужно иметь музыкальный слух, терпение, желание. 13 человек считает, что это несложно, нужно пойти в музыкальную школу и там научат.

Я думаю, что игра на гармони - это призвание, это суть и душа человека. Когда плохо, человек берет гармонь, все знают, что он грустит... Когда человеку хорошо, он опять с гармонью, но пальцы бегают быстро, и мелодия поднимает настроение, все знают, сегодня все хорошо.
Нет в Дьяконово уже школы, садика, а вот Дом культуры есть и гармонист отличный есть, а это позволяет надеяться на лучшее.

Выводы

В начале своей работы я выдвинул гипотезу о том, что игра на гармони помогает человеку раскрепостить и открыть душу.

Моя гипотеза подтвердилась. Увидев на гармони Валентина Александровича иконку, я хотел задать ему вопрос. А он, поймав мой взгляд, уже поспешил дать ответ: «Гармонь эта у меня заказная, кировская – музейная редкость. Почему с иконкой? Гармошка, она навроде души, растягиваешь меха - душа открывается, свертываешь - прячется душа. Кстати, гармошка да песня – еще и долголетие: кто песни поет и играет, тот до ста лет живет».

А те, кто хоть раз слышал гармонь Доронина, в том числе и я, не смогут не согласиться со стихами нейского поэта Н.Смирнова.

Не любим мы людишек скучных,

Уж если правду говорить.

А любим всех неравнодушных,

Способных праздник подарить.

Такие есть у нас в районе,

Не станем их перечислять,

Но первый-Валентин Доронин,

Уж этот нам не даст скучать.

Возьмет гармонь – меха раскроет,

Рукой по клавишам пройдет,

И зазнобит село родное,

Душа и сердце запоёт.

Даешь кадриль, даёшь чечётку,

А то давайте трепака,

А можно песню про красотку,

Что ждёт со свадьбы жениха.

Он сам красавец, сам картина,

В глазах задор, в душе огонь!

О! Как играет вдохновенно

В руках Доронина гармонь!


4. Список литературы и источников

  1. Громов А.В. Жгонский язык - М.: Энциклопедия российских деревень. 2000

  2. Пискунов А.Г. Край мой нейский. Очерки по истории Нейского района к 75-летию со дня образования: Администрация г.Неи и Нейского района – Кострома, 2004

  3. Запись беседы с художественным руководителем Верхне-Нейского Дома культуры деревни Дьяконово Нейского района Костромской области В.А.Дорониным

  4. Запись беседы с директором Верхне-Нейского Дома культуры деревни Дьяконово Нейского района Костромской области Г.В.Филипповой

  5. Запись беседы с тетей Пастуховой Г. А.

  6. Материалы периодической печати краеведческого музея города Нея Костромской области

  7. Гармонь – электронный ресурс ru.wikipedia.org





12



Просмотр содержимого документа
«Содержание работы»

МОУ СОШ №1 муниципального района

город Нея и Нейский район Костромской области

157330 Костромская область, г.Нея, ул.Больничная, д.8








Конкурс на соискание премии А.А.Григорова



Номинация

«Лучшая студенческая (ученическая) работа,

связанная с изучением истории Костромского

края через историю отдельной семьи»





Тема работы:

Семейная реликвия – письмо с фронта








Автор работы – Катков Дмитрий,

ученик 11 класса,

МОУ СОШ №1



Научный руководитель – Ширяева Нина Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №1






Нея 2019 год



Оглавление


1.

Введение

3

2.

Основная часть

4

3.

Заключение

9

4.

Список литературы

10








































1.Введение

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Г.Фатеев


Тема моей научной исследовательской работы «Письмо с фронта - семейная реликвия» возникла неслучайно. В прошлом году я выполнял исследовательскую работу «Нет, не умрет российская деревня, пока есть клуб, а в клубе гармонист!» о гармонисте-самоучке Валентине Александровиче Доронине из деревни Дьяконово Солтановского сельского поселения Нейского района. Общаясь с ним, изучая его биографию, анализируя мнения земляков о своем замечательном гармонисте, я не переставал удивляться жизненной энергии, оптимизму, дружелюбию и уважительному отношению ко всем и ко всему, демонстрируемые Валентином Александровичем.

Я долго размышлял о том, откуда корни таких замечательных качеств. Почему, живя в глубинке, в деревне, где нет уже сегодня ни школы, ни детского сада, ни бывшего колхоза с его инфраструктурой, где большинство оставшихся жителей, особенно мужчин, ведут бессмысленный разгульный образ жизни, этот человек находит смысл жизни, радует других?

Слушая рассказы Валентина Александровича, я понял, что человек, конечно, сам кует свое счастье, но истоки всему – семья и семейные ценности. Рассказывая о своей семье, мой собеседник особенно много уделил внимание воспоминаниям о своем детстве: трудном, послевоенном, но счастливом, так как его отец Александр Васильевич Доронин вернулся с фронта. Но как волновались за него, ждали весточки. И вот такое письмо, письмо – оберег хранят в семье Дорониных, как святыню, по сей день. Приложение №1

Я видел, как светилось лицо В. А. Доронина, при воспоминании о своем отце, иногда он печалился, но я понимал, что воспоминания уносят его в далекое прошлое.

Прочитав письмо Александра Васильевича Доронина, я понял, что было главным для солдата, находящегося вдали от родного дома, своей семьи. А главное в том и заключалось – «жить дружно», чтоб семья была крепкой, без этого не воспитать достойных детей!

Почти в каждой семье хранятся фронтовые реликвии - письма, фотографии, боевые награды и у каждой семьи своя история.

С одной стороны, события военных лет всесторонне отражены в художественной и публицистической литературе, школьных учебниках, но, с другой стороны, нет ничего трепетнее, чем фронтовые семейные реликвии. Всего несколько строк из письма солдата заставляют пережить те чувства, которые испытывал он, когда их писал.

Объектом моего исследования являются семейные фронтовые реликвии.

Предметом исследования - исторические факты и чувства, отраженные в письме с фронта А. В. Доронина, уроженца д. Морозово Обелевского сельсовета Макарьевского района Ивановской области (с 1944 года Костромской области).

Я выдвинул гипотезу о том, что никакой учебник истории, никакие произведения литературы и искусства не передадут полноту тех чувств и переживаний, которые испытывали солдаты на войне, как семейные реликвии знакомых людей, повествующие о своем, родном, близком.

Целью моего исследования является выявление роли фронтовых семейных реликвий, в частности письма с фронта, на формирование семейных ценностей.

Задачи исследования:

- познакомиться с работой почты во время Великой Отечественной войны

- изучить сохранившиеся письма с фронта в семьях моих земляков

- выделить основные темы сообщений в письмах фронтовиков

- встретиться с В.А.Дорониным с цель выяснения боевого пути его отца А.В.Доронина

- проанализировать связь двух поколений Дорониных, влияние ценностей родителей в воспитании детей.

В своей работе, я использовал следующие методы:

- теоретический

- поисковый

- эмпирический.


2. Основная часть

Письма-треугольники

Через работу полевой почты шли письма с фронта домой и обратно. При доставке писем на фронт не существовало привычного для почтальона конкретного почтового адреса с указанием дома и улицы. Необходимо было выработать новые принципы работы почты, которые бы позволили быстро и безошибочно доставлять корреспонденцию в военные части, местоположение которых постоянно изменялось. Сразу же почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Именно тогда появились письма-треугольники, народные письма. Лист с письмом просто складывали в несколько раз, а на верхней стороне писали адрес получателя. Это фронтовые треугольники солдатских писем, написанные на тетрадочных листах, а иногда на случайных обрывках бумаги. Письмо-треугольник, стало одним из символов того времени, его носили у сердца, о нем слагали стихи и песни. Письмо не заклеивалось, т.к. все знали о том, что его будет читать цензура. На наружной стороне писали адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место для отметок почтовых работников. Приложение №2

Кроме «треугольника» была еще «секретка» - на листе почтовой, немаркированной бумаги писался текст, затем лист складывался пополам, и склеивался по краю, на обратной стороне писался адрес. Многие «Секретки» были иллюстрированы. Нехватка бумаги заставляла писать письма на бланках документов, обрывках плаката, титульном листе брошюр, упаковке брикета каши. Тетради были на вес золота, и послание писалось мельчайшим подчерком, заполнялось все пригодное пространство. Даже маленькие дети умели складывать письмо - треугольник, которые писали отцу на куске газеты.

Часто такой треугольник заменял похоронку. Если солдат, к моменту доставки письма погиб, то на треугольнике делали запись о гибели, перечеркивали адрес назначения и возвращали обратно. Иногда, когда адресат числился без вести пропавшим, или был расстрелян за трусость, письмо уничтожали. Если солдат был переведен в другую часть, попал в лазарет или госпиталь, то на месте для пометок ставили новый адрес. Некоторые переадресованные письма исчезали на долгое время, находя адресата уже через годы после войны.

Почтальон на фронте

Война поставила работникам почты сложные задачи. Письма, доставляемые на фронт из дома, помогали бойцам лучше бороться с врагом, укрепляли моральный дух. Бойцы сравнивали письма с лишней обоймой патронов для врага. Военные почтальоны понимали важность своего дела. Под бомбами, под шквалистым огнем старались доставить бесценный груз солдатам. Почтальонами на фронте чаще всего были молодые девушки. Они наравне с мужчинами испытывали тяготы венного времени: грязь, холод, недосыпание. Почтальона на передовой встречали с величайшей радостью. Он был связующим звеном с семьей, матерью, родной стороной. Война привела в движение всю страну. Писем ждали воины на фронте, матери и жены, дети с надеждой встречали почтальонов.

Партия и правительство придавали большое значение работе военно-полевой почты. Увеличилось количество почтово-пассажирских поездов по магистральным линиям. К местным поездам, проходящим эшелонам прицеплялись товарные вагоны с корреспонденцией. А с 1 марта 1942 года на все мешки с военной почтой крепились отличительные ярлыки «Воинский» - и эти мешки отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции или отправка ее не по назначению рассматривалась как должностное преступление. Письма доставлялись разными способами: поездами, машинами, на лошадях, пешком. Воинская почта была бесплатной: на открытках и письмах ставилась пометка - штемпель «письмо красноармейца» и «доставка бесплатно». Фронтовые письма – бесценное свидетельство «живой» социальной истории. По письмам фронтовиков можно проследить становление личности человека. По письмам у нас вырисовывается живой образ защитника Отечества, и мы яснее понимаем глубинные истоки Великой победы.

Многие и в тылу, и на фронте не могли знать, что с ними будет! Уцелеют ли они сами, что будет с родными? Иногда в глухомань, такую как д. Морозово Макарьевского района, редко доходили газеты и письма. Полевая почта не успевала доставлять их, особенно в первые, ужасные месяцы войны. Наша армия то стремительно отступала, то двигалась вперед. Появление почтальонов в каждом доме одновременно и ждали, и боялись, ведь он мог принести и хорошую весть, но мог и трагическую. Письма в тылу становились практически вестниками судьбы. Каждое из них содержало в себе главный вопрос – жив ли тот, кого ждут и любят. Такое положение накладывало на несущего новости особую ответственность, каждому почтальону ежедневно приходилось переживать и радость, и горе вместе со своими адресатами.

Главные темы писем

Посетив Нейский краеведческий музей, я познакомился с пятью письмами, хранящимися в фондах музея. Правда, только одно из них - подлинник, остальные дублируют тексты подлинников. Видимо, родственники не пожелали расставаться с семейной реликвией, а только поделились тем, что писали им их родные. Приложение №3

Письма с фронта состояли сплошь из вопросов. И хотя это были совершенно разные люди, с разными судьбами, с разным образованием и воспитанием, с разным положение в обществе, думали и мечтали они об одном и том же. Письма состояли сплошь из вопросов: «Живы? Как? Где? Кто?» И главный вопрос: «Ждете ли?» Фронтовики дают родным наставления, как распределиться вещами, когда не хватает продуктов, дают советы, как лучше поступить, чтобы не голодать, что можно продать, что-то можно обменять, а что-то трогать не желательно. По советам вырисовывается характер людей, воинов. В конце всегда было обращение к знакомым людям, приветы, поклоны. Во всех перечитанных мною письмах, есть пожелания здоровья и успехов в труде. Анализируя письма, я сделал вывод, что о себе фронтовики писали совсем мало и очень скупо. Если были ранения, причем разной тяжести, то это выглядело так: «чуть задело осколком», «немного ранило», «поцарапало». Никаких жалоб. Во всех письма надежда на скорейшую победу, планы на будущее послевоенное время. И эта уверенность, конечно же, придавала сил семье.

Семейный оберег семьи Дорониных

«Добрый день! Здравствуйте мои родные мама, Надя, Матрена, Сергей, Вовочка!!! Шлю я вам свой красноармейский пламенный привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни и работе...» Приложение №4

Так начиналось письмо от 16 августа 1945 года, присланное своей семье Александром Васильевичем Дорониным, уроженцем д. Морозово Обелевского сельсовета Макарьевского района Костромской области. Приложение №5

Каждый раз, когда Валентин Александрович, сын Александра Васильевича, достает это заветное письмо, то чувствуется, как нарастает боль в его сердце, но одновременно видна и гордость за своего отца. Мне пришлось встречаться с Валентином Александровичем не раз, и каждый раз я испытывал трепет, слушая его.

Валентин Александрович рассказал, что его отец родился в 1914 году в деревне Морозово. Отучившись 6 классов в Обелевской школе, семья отправляет его учиться в Макарьев, где он закончит 9 классов. Приложение №6

Потом в Макарьеве он выучился на счетовода. По возвращению в родное Морозово его назначают председателем колхоза «Красный пахарь». Нелегко было управлять хозяйством, но умение ладить с людьми, крестьянская «жилка» и полученные знания помогали ему. Жизнь шла своим чередом. Александр Васильевич женился, молодая семья строила жизненные планы. Но их перечеркнула война…

7 июля 1941 года Александр Васильевич Доронин был призван в армию Макарьевским РВК Ивановской области и направлен в Ярославскую область на станцию Путятино в войска НКВД. Там он прошел курсы радистов и, овладев азбукой Морзе, стал оператором связи. В 1943 году воевал на Днепре, штурмовал «Восточный вал», был контужен. Перед отправкой на Днепр он отправил письмо домой, а потом от него больше года писем не было. Родные думали, что он либо погиб, либо пропал без вести... Но долгожданное письмо от Александра Васильевича пришло!

Как бы трудно не было Александру Васильевичу на фронте, ведь война-это недели без пищи, голод и холод, отсутствие возможности помыться, вши, он жил надеждой на мирную, счастливую, радостную жизнь. И эти мечты он не скрывает: «... Ну что, пройдет то время, поживем, ждали долго, осталось немного, как нибудь доживем и будем жить опять дружной семей, как раньше. Сын уже будет большой, так что будет чем заняться, жизнь будет протекать незаметно, да после такой суматохи. Скоро придет тот день, что повстречаемся опять с родными и знакомыми...» Приложение №7

Читая строки его письма, удивляешься, что там, на фронте, он думал не о себе, не о своем спасении, а волновался за родных и близких, за сына Владимира, который родился после его отправки на фронт 25 ноября 1941 года. Вот какие советы по воспитанию сына Владимира дает жене Надежде Александр Васильевич: «... ты его воспитывай убеждениями, а не побоями, что этого делать нельзя, будь скромным мальчиком. Вот в этом духе и он поймет, и шалить не будет...». Приложение №8

Это пишет человек, четыре года находящийся на передовой, в «мясорубке» войны. Сколько доброты, заботы и нежности в этих строках!

Справляется солдат и о земляках-односельчанах, интересуется их судьбой: «Надя, опиши все новости, пришли или нет кто у нас домой. Вообщем пиши, что интересного, передавай всем приветы». Приложение №9

Александр Васильевич советует жить дружно не только в семье, но и со своими односельчанами, предупреждая: «В случае если приду домой, да узнаю, что были склоки, то не поздоровится. Так что лучше этого делать не нужно кому-либо не было. Это самая плохая сторона». Приложение №10

Из письма Александра Васильевича я понял, насколько важно было для солдата получать из дома хорошие добрые письма. Это придавало сил, бодрости духа, уверенности в победе. «…Надя, я уведомляю вас в том, что письма ваши получил, за которые сердечно благодарен, за ваше отношение ко мне и моим письмам. Из писем вижу, что у вас пока все в порядке, как и в хозяйстве, а также и в здоровье. Живите дружно, а это самое главное». Приложение №11

А. В. Доронин находился в армии с 1941 по 1947 год. Почему не вернулся в мае 1945 года можно тоже узнать из письма: «Надя, ты, наверное, сейчас думаешь, что началась тисанка с Японией. Она началась и кончилась. Вы, наверное, знаете там из газет или по радио. Так что ничего страшного нет. Наоборот скорей распустят масов «попертам», а то из-за этого задерживали. Так что рассчитываем, что скоро придет тот день, что повстречаемся опять с родными и знакомыми». Приложение №12

Мой собеседник пояснил, что отец его умел вставить «жгонское» словечко. Жгонами называли пимокатов и они, чтобы сохранить секреты мастерства изготовления валенок, имели свой, понятный только им, язык. «Мас» по-жгонски – мужчина, «перт» - дом. Вот и мечтает Александр Васильевич скорее вернуться домой, как и его сослуживцы. Когда он пишет письмо, война, начавшаяся с Японией 8 августа 1945 года, еще идет, закончится она только 2 сентября 1945 года. Но, одержав победу над немецкой армией, он уверен, что и Япония, конечно же, будет побеждена, предопределяя ее исход. После окончания военных операций Александр Васильевич участвовал в восстановлении разрушенных войной городов на Украине.

Вернувшись домой в феврале 1947 года, Александр Васильевич работал в колхозе и бухгалтером, и кладовщиком. Приложение №13

Довольно образованный, что подтверждается стилем и грамотностью его письма, авторитетный среди односельчан, он был примером для двоих своих сыновей: Владимира и Валентина. Они оба проживают сегодня в деревне Дьяконово. Помня отцовский наказ, братья всегда были дружными. Все фотографии, отправленные Валентину от брата Владимира во время прохождения им срочной службы в рядах вооруженных сил СССР, хранятся в домашнем архиве Валентина Александровича, а подписаны они так: «На долгую память родным папе, маме и любимому братику Вале от брата Владимира». Приложение №14

Переняли сыновья от родителей все самое лучшее: доброту, порядочность, уважение к людям, целеустремленность, подтянутость и аккуратность. Все эти черты были свойственны им с детства. Приложение №15

Александр Васильевич ушел из жизни в 1964 году. Поэтому не успел получить письма от второго сына Валентина с военной службы. Но сколько тепла и доброты, привитыми родителями, чувствуется от прочтения надписи на обратной стороне фотографии военнослужащего Валентина Доронина: «На долгу вечную память дорогой маме от сына Валентина в дни службы в Белоруссии». Приложение №16

Письмо из семейного архива Валентина Александровича Доронина, проживающего в деревне Дьяконово, будет передаваться в роду Дорониных из поколения в поколение, от родителей детям, как самая ценная семейная реликвия, как оберег этой дружной семьи. Приложение №17

А наследник Александра Васильевича Доронина Валентин Александрович Доронин, помня отцовский наказ о том, что со всеми надо жить дружно, не ссориться, воплощает наказ в жизнь. Работая сегодня художественным руководителем Верхне-Нейского Дома культуры в деревне Дьяконово, он стал для односельчан своеобразным «оберегом». К нему идут за помощью, за советом, делятся горем и радостью. Без его гармошки не обходится ни одно мероприятие в селе. Приложение №18


3. Заключение

Всего одно письмо. А сколько чувств и мыслей вызвало оно у меня! Моя гипотеза подтвердилась: никакой учебник истории, никакие произведения литературы и искусства не передадут полноту тех чувств и переживаний, которые испытывали солдаты на войне, как семейные реликвии знакомых людей, повествующие о своем, родном, близком.

Мне стало понятно то, что служение Родине наших прадедов было свято, но как важна была для каждого крепкая семья, моральные ценности: любовь, забота, доброта, совесть!

Доронину А.В. посчастливилось вернуться домой и воспитывать сыновей, закладывать в них мужской характер. Мой прадед тоже вернулся с войны, но, к сожалению, не успел воспитать своих детей, в 1948 году он умер. Но я уверен, что он тоже мечтал о том, чтобы его дети были достойными людьми. А чтобы он не сомневался, я отправляю ему письмо-треугольник: «Здравствуй, дорогой прадедушка Анатолий Петрович Коныгин!

Пишет тебе письмо твой правнук, Катков Дмитрий, из далекого 2018 года. Во-первых, я хочу сказать тебе спасибо за то, что я живу на этом свете. Твоя старшая дочь Валентина – это моя бабушка, а ее дочь Татьяна - моя мама. Мне посчастливилось знать свою бабушку, и, конечно, она рассказывала о тебе, о том, как в далеком 1941 году она провожала тебя на фронт. Ты нес ее на плечах, ей было почти пять лет. Было это в деревне Кондратово Макарьевского района тогда еще Ивановской области. Мужчин на фронт провожали всей деревней до места сбора - деревни Якимово. Почему-то ей запомнилось, что это было похоже на праздник, потому что играла гармошка, но в то же время все женщины плакали. И звучало страшное слово «война».

Ты прошел всю войну с июня 1941 года по август 1946. Ты был танкистом, командиром экипажа. Я горд, что ты мужественно сражался. В том, что мы победили, есть и твоя заслуга. Мне жаль, что я знаю о тебе только из рассказов, но все равно я о тебе помню и люблю тебя.

К сожалению, тебя не стало в самом расцвете лет, в тридцать три года. Тяготы и лишения военной жизни дали о себе знать. В 1948 году ты умер, а через четыре года не стало твоей супруги Манефы Васильевны. Твоих троих детей на воспитание взяла твоя родная сестра Анна Петровна. Она воспитала и выучила их. Тебе не было бы за них стыдно. Твоя дочь Валентина Анатольевна проработала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом почти сорок лет. Она лечила людей.

Я буду очень стараться состояться в жизни как человек, как гражданин, как правнук Коныгина Анатолия Петровича.

Твой правнук Катков Дмитрий»

Приложение №19


В каждой семье есть память о своих близких – участниках войны. Наши предки имеют право на память о них, а мы обязаны сохранить хотя бы крохи свидетельств их жизни и передать их своим детям. Наш долг – помнить о людях, своих земляках, которые оказываясь в самой гуще военных действий, на полях сражений, не щадили себя, чтобы мы жили. Мы должны сохранить любую информацию о военном времени. А это значит, что моя работа может послужить еще одним звеном между нашим временем и периодом Великой Отечественной войны.

Материалы моей работы могут использоваться при проведении классных часов, уроков истории и литературы в школе, уроков мужества в школьном и краеведческом музеях, способствуя нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения.


4. Список литературы и источников

  1. Громов А.В. Жгонский язык - М.: Энциклопедия российских деревень. 2000

  2. Пискунов А.Г. Край мой нейский. Очерки по истории Нейского района к 75-летию со дня образования: Администрация г.Неи и Нейского района – Кострома, 2004

  3. Запись беседы с художественным руководителем Верхне-Нейского Дома культуры деревни Дьяконово Нейского района Костромской области Валентином Александровичем Дорониным, 1950 года рождения

  4. Запись беседы с моей матерью Катковой Татьяной Александровной, 1963 года рождения

  5. Материалы краеведческого музея города Нея Костромской области

  6. Полевая почта https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевая_почта





10



Просмотр содержимого документа
«Секреты деда-пимоката.Катков Д.Нея.МОУ СОШ №1»

МОУ СОШ №1 муниципального района

город Нея и Нейский район Костромской области

157330 Костромская область, г.Нея, ул.Больничная, д.8







Название конкурса – «Без истока – нет реки»




Направление исследования –

Этнография

Народные промыслы




Тема работы «Секреты деда - пимоката»








Автор работы – Катков Дмитрий,

ученик 8 класса,

МОУ СОШ №1



Научный руководитель – Ширяева Нина Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №1









Нея 2016 год

Оглавление


1.

Введение

1

2.

Глава «Валенки»

2

2.1.

История появления валенок

2

2.2.

Полезные свойства валенок

3

2.3.

Процесс изготовления валенок

3

3.

Глава «Секреты хорошего пимоката»

4

3.1.

Мой дед-мастер

4

3.2.

Прадед и дед на жгонке

6

3.3.

Жгонский язык

8

4.

Заключение

9

5.

Выводы

10

6.

Список использованной литературы и источников

10































1.Введение

«Валенки, валенки, эх да не подшиты стареньки!» - слова из песни популярной исполнительницы советских времен Лидии Андреевны Руслановой знают многие. Они актуальны и в наше время, особенно когда надвигаются морозы и никакая современная обувь не может нас от них уберечь. Те, у кого еще осталась эта обувь с прежних времён, скатанная руками, спешат в сапожную мастерскую подшить валенки: кто подошву заменяет, кто задники латает. Послужат ещё! Почему же эти люди не приобретут новые валенки, ведь их так много сейчас на рынке, в магазинах? Этим вопросом я задался, когда увидел у своего родственника Смирнова Николая Васильевича валенки, принесенные на «реставрацию». Неужели только безденежье вынуждает их обладателей искать мастеров по восстановлению полезных свойств этой зимней обуви? Может быть есть другие причины? Почему так трудно расстаться со «старенькими» валенками?

К огда начинается зима, выпадает снег, становится совсем холодно, моя мама достает валенки. И сколько себя помню, каждый раз говорит одно и тоже: «Вот уж сколько лет как нет дедушки Саши, а валенки, скатанные им, все ещё служат верой и правдой - спасают в лютые морозы». А дальше идёт рассказ о каком-либо жизненном эпизоде моего дедушки, Александра Николаевича Каткова, известного в обелевском крае мастера по изготовлению валенок, или, как тогда говорили, жгона (пимоката). Слушая отрывки из «пимокатской биографии» моего дедушки, мне захотелось поподробнее узнать о жизни пимокатов, об их ремесле и таланте. Пытаясь найти ответ на вопрос в Интернете, где сегодня готовят специалистов пимокатов, я узнал, что есть учебные заведения, где учат на плотника, столяра, каменщика, сапожника и т. д. и нигде не обучают катать валенки. Их производят те, кто сохранил секреты жгонки от своих предков, односельчан и, как правило, организовал фабричное производство.

Но вот проблема - не идут эти валенки ни в какое сравнение с валенками, которые скатал когда-то мой дедушка.

Поэтому я поставил цель – познакомиться с процессом производства валенок и выяснить секреты ручного дедовского способа производства этой тёплой, уютной и удобной зимней обуви. Передаётся ли это мастерство следующему поколению по наследству?

Объект моего исследования - валяная обувь.

Предмет исследования - процесс изготовления качественной валяной обуви.

Поставив цель знакомства с процессом изготовления валенок, я выдвинул гипотезу о том, что жгонское мастерство давалось не всем, так как требовало определенных знаний, умений, физических сил и определенных человеческих качеств. И не эти ли характеристики дали начало ремеслу моего деда и не отсюда ли его и моя фамилия «Катков»?

Задачами моего исследования стали:

- выявить, насколько данный вопрос освещен в литературе;

- опросить родственников о процессе изготовления валенок моим дедом Катковым Александром Николаевичем;

- взять интервью о секретах пимокатов у нашего 86-летнего родственника из д. Буслаево Смирнова Николая Васильевича, который ещё совсем недавно катал валенки;

- провести анкетирование представителей двух поколений (моих сверстников и ровесников моей мамы) о пользе и качестве валяной обуви, об отношении к данному виду обуви;

- изготовить буклет «Советы выбирающим валенки от внука знатного пимоката».

2. Глава «Валенки»

2.1. История появления валенок

Есть свидетельства о том, что валенки начали изготовляться в Нижегородской губернии в конце 18 века. Родиной валенок считают Семёновский уезд. Скорее всего их прообразом были традиционные войлочные сапоги азиатских кочевников, которые насчитывают более 1,5 тысячи лет. Прародителями настоящих валенок являлись валяные коты, чуни, кеньги, которые не имели голенища или были с суконным голенищем. Высокие валенки с голенищами появились в России не раньше начала 19 века. Валенки, валеные сапоги или ещё их называют катанки, катанцы, а в Сибири, на Урале и в северном Казахстане – пимы, катали их из овечьей шерсти, коричневой, серой или белой. В суровые русские зимы валенки стали обувью необходимой, но работать в них, было не принято, их надевали в праздник, дома или в дорогу. А вот в Сибири и Северном Казахстане пимы были повседневной зимней обувью для всех. В центральных губерниях России валенки были очень дорогие, т.к. кустарное ручное изготовление их обходилось недёшево. Даже крестьяне среднего достатка обзаводились валенками с трудом, а носили их по очереди. Люди побогаче носили чёрные чёсанки, крестьянин победнее с трудом обзаводился твёрдыми серыми валенками. Их берегли от сырости, надевали на них лыковые ступни, а в 20 веке-уже резиновые калоши.

Между прочим, в старину валенки считались  очень ценым подарком и говорили о том, что их обладатель - состоятельный и серьезный человек. На парня в такой обувке заглядывались все девушки в деревне.  Если в семье была одна пара этой обуви, то ее берегли и носили по-старшинству, передавая из поколения в поколение, так как срок носки валенок практически неограничен.



2.2. Полезные свойства валенок

Валенки – традиционная русская обувь, которая обеспечивает не только комфорт ногам, но и пользу. В разное время валяную обувь использовали в качестве специальной обуви: в горячих цехах для защиты ног от излучаемого тепла, случайных брызг расплавленного металла и ожогов нагретым металлом; при работе в транспорте, в лесу, для охотничьего промысла, при несении караульной службы для защиты от холода; как домашняя обувь - валяные носки; а в регионах с сухим и жарким климатом для защиты ног от горячей почвы.

Целебные свойства подтверждаются сегодня выводами ученых. Целебные свойства войлочной обуви были замечены еще  во времена Петра I. Он давал следующий комбинированный совет: «Если утром голова болит с похмелья - надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей».

Большая модница и обладательница огромного гардероба Екатерина Великая носила валенки под кринолином, спасая таким образом свои больные ноги. Для нее также специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. В свою очередь российская императрица Анна Иоанновна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью. Ведь носить  валенки на голую ногу очень полезно, поскольку непосредственный контакт шерсти с кожей обеспечивает микромассаж и микроциркуляцию крови в стопе.

Натуральная шерсть охраняет не только от холода, но и жары,  обеспечивая естественную циркуляцию воздуха, не раздражая при этом кожу ног, а также в целом положительно влияет на энергетику человека.   Валенки принимают форму стопы, поэтому носить их могут люди с больными суставами, они помогают при ревматизме и хондрозах.

2.3. Процесс изготовления валенок

Процесс катания или как говори, валяния валенок, у всех был похож. Первоначально шерсть взвешивают «фунтами, 400 граммов» очищают от сора, раскладывают на «лицо» и «подличие», подразделяя на первый и второй сорт. Первый сорт идёт на «лицо», а второй сорт - на «изнанку». Затем шерсть руками теребят, присыпая мукой, и взбивают. Для этого существуют приспособления: «решётка», «биток», «лучок» «струна». Всё это приспосабливается в прихожей или в бане. В углу подвешивается решётка, состоящая из тонких деревянных плашек, связанных между собой верёвками с промежутками. Подвешивается она не вертикально, а под углом, так, что середина её провисает, образуя желоб. Над решёткой на стене помещается струна-обычно из бараньей или бычьей кишки, натянутая очень туго на деревянный шест-лучок. Струна обычно задевается битком - деревянной дощечкой с вырезанным в ней зубцом. Струна, колеблясь, ударяется о шерсть, пересыпанную мукой для придания рыхлости.


Следующая операция заключается в равномерном раскладывании шерсти на «валовище» - куске холста. Его расстилают на полу и настилают расхлёсткой (длинный тонкий прут) шерсть, получая в итоге « пластин» - слой шерсти. Этот «пластин» вместе с «валовищем» накатывается на закатывальник – салфетку из холста с палочками, вшитыми в длинную кромку. Катают шерсть руками и ногами, сидя на стуле, до тех пор, пока шерсть не сваляется, и из пушистой не сделается сплющенной. Полученный блин складывают пополам и опять катают, края постепенно загибаются и придаётся форма обуви. Далее берут портянку (кусок холста) и обворачивают «пластином», сбрызгивают холодной водой. Потом завёртывают в валовище и сучат вдоль и поперёк по 15-20минут. Полученную грубую форму сапога погружают в кипяток. Перед погружением в котёл с кипятком валенок обвязывают верёвкой с петлёй. Кипятят 5-10 минут. После этого, развязав верёвку, начинают обкатывать, обжимать сначала вдоль, потом на головку, носок, взъём. Наколачивают носок к взъёму, пригибают, валенок всё время должен оставаться горячим. Стирка (укатывание и уминание) продолжается до тех пор, пока валенок не примет надлежащую форму. Далее вставляют первое бало (деревянная круглая палка) для голяшки и начинают катать вальком на верстаке. После укатки вставляют второе бало (палка по размеру ноги и ступни) и подгоняют под колодку. Снова опускают в кипяток, чтобы нагреть. В кипяток добавляется серная кислота. Она нужны для того, чтобы валенки стали мягкими и дали усадку. Затем наколачивают с силой на колодку при помощи бала и топора и «сажают» в горячую печку на сутки для просушки.

3. Глава «Секреты хорошего пимоката»

3.1. «Мой дед-мастер»

«Валенки валенкам-рознь»- так говорит моя мама. Чтобы они получились теплыми, мягкими, удобными и красивыми хороший мастер знал, что не из каждой шерсти можно скатать такие. Для того, чтобы они служили долго и были теплыми, дед использовал шерсть грубошерстной овцы. Причем она должна была быть исключительно осенней. Дед называл ее «летнина», то есть снятая с овцы в конце лета. Мягкая и клейкая, она имеет свойство быстро сваливаться, скатываться в войлок. Такую шерсть нетрудно определить и по острому запаху пота, и по липкости на ощупь, в отличие от суховатой и рыхлой «зимнины», которую стригут в конце зимы – ранней весной. Деду достаточно было посмотреть, чтобы определить качество шерсти: в «летнине» обязательно будут застрявшие трезубцы семян череды, шишечки репейника и прочие летние «липучки». В «зимнине» же скорее встретишь шелуху мякины, сенную труху. Впрочем, знал мой дед, как и любой опытный пимокат, что всякая шерсть должна быть чистой, это – еще одно условие качественных валенок.

На этапе застила мой дед все тщательно проверял, чтоб шерсть легла плотно и ровно, без простилов, иначе не получится качественный товар - малейшие неровности будут создавать неудобства хозяину. Хорошие катанки должны быть упругими, не слишком мягкими и не чересчур жесткими. 

У дедушки Саши была специальная металлическая кружка, он набирал полный рот воды и с силой выбрасывал её изо рта во время катки валенка, получался такой фонтан. Мама не раз наблюдала эту картину, ей очень нравилось смотреть, как её отец, а мой дедушка, производит какие-то магические, так ей раньше казалось, действия. «Закинул тряпкой, пригладил, шерстью засыпал выемки, чтобы не было швов», – так коротко объяснял он этот процесс. На местах подошвы, каблука, носках выкладывал отдельные слои шерсти и снова всё мял и укатывал. «В этих местах валенки быстрее всего изнашиваются, поэтому в них второй слой шерсти» - пояснял он, отмечая любознательность дочери.

В конце работы, после просушки валенок, если использовалась шерсть белая, валенки натирал мелом; а если обычная - чистил пемзой. Подчищал или «брил», иногда высушенные валенки палил на огне, прижигая ворс, вынимал колодки, и валенок готов!

М ама вспоминает, как, просыпаясь утром, она видела на печке несколько пар красивейших валенок.

В первой партии всегда были валенки и для неё. Мой дедушка сразу же заставлял примерять. Мама была рада и довольна обновкой. Но ещё большую радость, по ее словам, испытывал отец, он сам любовался своей работой.

На словах технология изготовления валенок занимает немного времени, да и кажется не очень сложной. На самом деле это очень трудоёмкий и длительный процесс, требующий большой физической силы, профессиональных навыков, терпения и выносливости. Мои родственники гордились тем, что все это было под силу моему деду. Он был настоящим мастером, шли к нему жители Обелевского сельсовета с заказами. Мастер всегда пользовался уважением и имел возможность при любых обстоятельствах прокормить себя, свою семью.

3.2. «Прадед и дед на жгонке»

В процессе работы я выяснил, что при изготовлении валенок, заготовка накатывается на вал, именуемый жгоном. Отсюда и название работы мастера по производству валенок - жгонка. Жгон обеспечивал валенками прежде всего свою семью. Мой дед, как и большинство пимокатов, выходец из крестьянской среды. Когда заканчивались сельхоз работы, у большинства крестьян до самой весны не было возможности устроиться на какую-либо работу. Ощутимым подспорьем для семьи пимокатов были их поездки на заработки. Большую семью, в то время это было обычно, нужно было кормить и одевать. И приходилось зарабатывать на стороне, в других местностях. Вот и мой дед, Катков Александр Николаевич, отправлялся на жгонку.

М

Слева направо:

Мой прадед- Катков Николай Никифорович

Моя бабушка- Каткова Валентина Анатольевна

Девочка - моя тетя Каткова (Пастухова) Галина Александровна

Мой дед, отец матери, - Катков Александр Николаевич





М



ой дедушка носил фамилию Катков не случайно. Его отец, т.е. мой прадедушка в совершенстве владел искусством катать валенки. Почему я назвал «искусством», да потому, что я от мамы и от тети Гали слышал, что валенки были как игрушечки: ладные, по ноге, удобные, красивые. А сейчас, когда тетя Галя и моя сестра Саша получают валенки на работе, то это совсем разные вещи. Когда они их надевают, то ноги выглядят в них громоздко, не красиво. Ходить в такой обуви неудобно, и тепла в них намного меньше.

Дедушка Саша вкладывал душу в свою работу. Он катал для конкретного человека, снимал мерки. И когда валенки были готовы, они представляли собой, как сейчас модно говорить «эксклюзив». Подобной пары не найдёшь.

А всё началось с того, что отец моего дедушки, Катков Николай Никифорович, у которого было пять дочерей и два сына (один из них пропал без вести во время Великой Отечественной войны), стал брать деда на жгонку, когда тот еще был подростком. Несколько пимокатов объединялись и ехали в Сибирь, далёкую и неизведанную. Со всеми своими причиндалами и обмундированием ехали зарабатывать своим ремеслом деньги на содержание семьи. В то время в колхозах не платили, а ставили «палочки» за трудодни, потом, согласно отработанным дням, расплачивались тем, что вырастили колхозники. Тогда люди, родившиеся и жившие в деревне, редко куда выбирались. А наши земляки покоряли далекие города: Новосибирск, Омск, Челябинск, Пермь, Оренбург.

Прадедушка брал с собой одну из дочерей, чтобы та помогала перебирать шерсть, стирать, готовить. Останавливались обычно в какой-нибудь железнодорожной станции. Им выделяли дом, где они и разворачивали своё производство. Желающих заказать валенки было, хоть отбавляй. От самой станции записывались в очередь, пимокат решал, кому первому катать. Работали с 2 часов ночи до 6 утра, завтракали и начинали делать всю подготовительную работу для новой пары валенок. И так весь день до вечера. В 9 часов вечера - ужин, в 10 часов вечера ложились и ночью начинали работу. Дедушка рассказывал маме, что к ремеслу пимоката относились с уважением. Куда бы ни приехали – встречали с почётом, платили с благодарностью. За валенки рассчитывались деньгами. Некоторые жгоны ездили в Сибирь на три-четыре недели, а иные на два-три месяца. Заработав денег, счастливые возвращались домой с котомкой. С собой везли гостинцев и подарки, столь редкие в нашей глубинке. Дед купил гармонь, на которой сам выучился играть, и на всех деревенских гуляниях был почётным гостем.




Пришлось как-то катать валенки в немецкой слободе, оттуда привез красивые, с яркими цветами носки и рукавицы для всей семьи. Привозили статуэтки, их видел и я: «Хозяйка медной горы», «Пограничник с собакой», «Василий Теркин». Обязательно привозили пуховые платки (у мамы сохранился до сих пор), отрезы ткани на платья, конфеты «Ландрин». Мама вспоминает, что это были вкусные разноцветные леденцы в жестяной коробочке. А ещё прадедушка привёз патефон с виниловыми пластинками - столь редкую вещь по тем временам.

По дороге из Неи домой жгоны заглядывали в чайную, что находилась на горе в селе Солтаново. Собирались там, похвалялись своими успехами, заработками, могли позволить себе «покутить» слегка. Подшучивали, не любили только лодырей и тех, кто некачественно делает свою работу. А такие и среди костромских пимокатов встречались. Дед рассказывал, что приехав как-то в сибирскую деревню, жители полюбопытствовали, откуда они: «А то в прошлый раз были из Костромы, так уж очень не понравились их валенки: непрочные, холодные, неудобные». А прадед Николай был находчивый и тут же ответил, переставив некоторые буквы: «Нет, мы костромековские».

Ещё маме запомнился эпизод смешной и грустный одновременно. Дедушка возвращался из Сибири в Нею на товарном поезде, стоянки в Нее не было и пришлось выпрыгивать на ходу. Дед прыгнул, с вещевым мешком и чугунное бало ударило его по спине. Когда дедушка это рассказывал, он смеялся: «Не хватило дураку ума - сначала мешок сбросить, а потом самому прыгнуть!»

3.3. «Жгонский язык»

Каждый из нас слышал не раз слово «филонить». И значение его, я думаю, знает каждый. Конечно же, филонить - бездельничать, лодырничать, лениться, имитировать (т.е. изображать) деятельность. Оказывается, произошло оно из жгонского языка костромичей. Это условный язык русских ремесленников (до начала XX века), используемый для корпоративного общения, чтобы никто не мог понять, о чем они говорят между собой.

Впервые наличие особого искусственного языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль. Он служил для общения между пимокатами, разговаривавшими на этом языке в присутствии посторонних людей, которых было нежелательно посвящать в секреты своего ремесла. Нередко в годы Великой Отечественной войны солдаты-жгоны использовали тайный язык в письмах домой. Когда разговор вели на жгонском языке, то никто другой не мог понять, о чем идёт речь. Иногда с заказчиками приходилось хитрить для того, чтобы получить за работу больше, или сэкономить шерсти для себя.

Вот такой текст мама перевала без труда: «Ласенький жгонишко конорь манежную, пора от саристых масов малашкой от саёвой шаповалки с ульной сарой по пертам ухливать, в перте куфта с арбесками ждёт». Эти предложения я прочитал в музейных материалах, перевода в них не было. «Маленький жгон, топи баню, пора от денежных мужиков с хорошей работы да с большими деньгами домой возвращаться. Дома жена с детьми ждёт».

Читая жгонские слова, мне кажется, что некоторые мы используем в своей речи. Мама слышала их постоянно, дедушка Саша любил «ввернуть» жгонское словечко или выражение: «Садитесь подтетесу троить. Шуйское метать. Сенжит карияска, даром что ласенкая». Что в переводе означало: «Садитесь картошку кушать. Сено метать. Понимает девочка, даром что маленькая».

В списке, приведённых ниже слов, наверное, каждый найдёт хотя бы одно известное ему. «Брать-косать, уходить-ухливать, бить-тисать, понимать-сенжить, кушать-троить, пить-бусать, сплясать-сбацать, кричать-возгудать, спать-кимарить, маленький - ласенький, много-уло, мало-ласа, хороший-саёвый, рука-биря, нога-ходара, голова-каталасия, картошка-подтетеса, мёд-степахин, пельмени-челябские, дом-перт, стёкла-вахрушки, часы-ходики, баня – манежная, гармонь – возгудалка, деньги-сары, брюки – портки, ночь – малашка, работа-шаповалка, сено-шуйское, матюг-ругань, женщина-куфта, мужчина-мас, дети-арбески.

Конечно, сейчас от этих слов уже образовывают новые слова: тисать, растисать, растисанная; кимарить, закимарил, прикимарил, кимарнул.

4. Заключение

В последние годы жизни дедушка очень много катал валенок. Он уже не работал в колхозе, т.к. сократили его должность, не дав год доработать до пенсии. Дед восстановил прежние связи с сибиряками, там валенки пользовались большим спросом. Деду присылали шерсть, и он катал без устали. У дедушки случился абсцесс лёгкого. Видимо пыль, кислотные пары сильно повлияли на дыхательные органы. У пимокатов самые распространённые болезни – болезни кожи, органов дыхания, подкожной клетчатки, органов пищеварения. Не уберёгся от этого и мой дед…

Уходят старые мастера, а учеников, последователей нет. Наблюдается угасание промысла. Молодые не хотят заниматься этим из-за тяжёлого, небезвредного для здоровья, низкооплачиваемого труда, а также возможности лёгкого приобретения валенок фабричной работы.

Но, несмотря на это, люди по-прежнему отдают предпочтение домашним катанкам. Никакие фабричные валенки не сравнятся с домашними по качеству, красоте, лёгкости, удобству и теплу.

И вот опять зима… Мама снова достаёт валенки. Остались четыре пары… дедушкиной работы. Для меня ему не пришлось скатать, но я с удовольствием ношу мамины белые. Не передал он мне своё мастерство, да и не привелось нам увидеться. Но я не без гордости ношу его фамилию. И когда приходится отвечать на вопрос: «Как твоя фамилия?», я отвечаю: «Катков, с буквой «т» в середине, от слова «катать».

Не знаю, что представляют люди при произношении этого слова, а я представляю – катать валенки! И ничего зазорного в этом не вижу.

С егодня валенки приобретают статус модной обуви - выпускаются модели с вышивками, отделками, аппликациями. Всего в год в России производят около 4,5 миллионов пар валяной обуви. В Москве существует музей «Русские валенки» (2-ой Кожевнический пер., д.12).Также «Музей валенка» открыт в 2000 году в городе Мышкин Ярославской области.

Я провёл анкетирование моих сверстников и людей старшего возраста и понял, что моя работа будет очень полезна людям разного возраста. Предлагал следующие вопросы:

1.Носите (носили) ли Вы зимой валенки? (Не носят валенок из 50 опрошенных только 2 человека)

2.Как называется мастер, изготавливающий валенки? (3 человека ответили верно - жгон, 3 человека дали своё название, остальные затруднялись ответить)

3.Вы предпочитаете валенки: машинного производства, ручного производства, затрудняюсь ответить. (2 человека предпочли валенки машинного производства, 1 человек затруднился ответить, остальные 47 предпочитают валенки ручного производства)

4. Напишите, пожалуйста, чем полезны валенки. (2 человека затруднились ответить; большинство сошлись во мнении, что они тёплые, удобные, изготовлены из натуральной шерсти, ноги не потеют, рекомендуются больным ревматизмом)

5. Как вы думаете, существуют ли в настоящее время учебные заведения обучающие мастерству изготовления валенок: да, нет, не знаю. (5 человек считают, что существует учебные заведения по обучению пимокатов, 5 человек - что нет, остальные 40 человек не знают)

6. Где в Костромской области сегодня налажено массовое производство валенок? (Только 2 человека указали Солигалич и Судиславль; 5 человек – Судиславль; 3 человека – Солигалич; остальные не знают, где изготавливают валенки)

5. Выводы

В начале своей работы я выдвинул гипотезу о том, что жгонское мастерство давалось не всем, так как требовало определенных знаний, умений, физических сил и определенных человеческих качеств. Моя гипотеза подтвердилась. Я узнал много нового и интересного из жизни своего деда, прадеда. Оказывается, что в нашей родне по линии деда этим ремеслом занимались почти все мужчины. Мой прадед научил этому ремеслу не только своего сына, но и многих родственников. Жаль, что этому не научит он меня. Но зато я понял, что только мастер может изготовить качественные валенки. Ведь традиционные русские валенки ни с чем не сравнить. Это очень простой и удобный вид обуви. Морозы вносят свои коррективы в моду обуви и с прилавков буквально сметают валенки ручной работы.

6. Список использованной литературы и источников

  1. Большая Российская энциклопедия: Т.3 - М., 2006

  2. Буровик К.А. Родословная вещей - М.: Знание, 1991

  3. Валенки – электронный ресурс www.wikipedia.ru

  4. Громов А.В. Жгонский язык - М.: Энциклопедия российских деревень. 2000

  5. История русских валенок - электронный ресурс www.mirvalenok.ru

  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка – М., 2001

  7. Чаликова Д. Валенки русские // Наука и жизнь. - 2005. - N 12. - С. 110-113

  8. Запись беседы с мастером-пимокатом Смирновым Николаем Васильевичем, д. Буслаево Нейского района Костромской области

  9. Запись беседы с матерью Катковой Татьяной Александровной

  10. Материалы краеведческого музея города Нея Костромской области


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!