Уважаемые коллеги!
Я разработала видеоуроки на тему «Имя существительное». Их вы можете использовать в своей работе, зайдя на мой Ютуб канал по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCKfvVHP3NCdhoOOWAJc1W5A/
Тема сегодняшнего урока « Как определить падеж имен существительных».
В предыдущем видео https://youtu.be/csGEXwjclPE
мы познакомились с названиями падежей и их вопросами. Я посоветовала ребятам сделать распечатку таблицы падежей и падежных вопросов.
Положите перед собой эту таблицу, она нужна будет для понимания сегодняшней темы «Как определить падеж имени существительного».
Тем, у кого ее пока нет, поможет вот эта таблица.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обращаю ваше внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
После концерта зрители остались (в чём?, хотя хочется задать вопрос где? – П. п.)в зале.
2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа
Падеж | Вспомогательное слово | Падежный вопрос |
Именительный | есть | кто? что? |
Родительный | нет | кого? чего? |
Дательный | дать | кому? чему? |
Винительный | вижу | кого? чего? |
Творительный | доволен | кем? чем? |
Предложный | говорить | о ком? о чём? |
Вспомогательные слова или слова-подсказки помогут просклонять имена существительные или подставить падежный вопрос. Но эти способом не советую пользоваться при определении падежа существительного в словосочетании или предложении.
3. Волшебное слово мама.
Особые сложности у ребят возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Если вы сомневаетесь в выборе, какой из этих падежей, подставьте вместо существительного слово мама. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.
4. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж | Предлоги |
Именительный | — |
Родительный | без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный | к, по |
Винительный | на, за, под, через, в, про, |
Творительный | над, за, под, с, перед, между |
Предложный | в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки); по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому), о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
5. Если есть предлог, задаем вопрос, используя предлог. Например, "из дома - из (чего?) дома, Р.п.". Если есть главное слово и предлог, можно задать вопрос так: "вышел из дома" - "вышел из (чего?) из дома". Если нет предлога, вопрос только от главного слова "вижу дом - вижу (что?) дом, В.п.".
6. Чтобы не путать именительный и винительный падеж у неодушевленных существительных (вопрос "что?"), напишите большими буквами на памятке с падежными вопросами: "Именительный падеж - главный герой (подлежащее) без предлогов!
Для закрепления нового знания выполните упражнение в тетради.
Поднимите руку, кто из вас любит бывать на реке? Вот вам река!
Прочитай текст о реке. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Не забудь делать на паузу.
Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем.
Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой.
Определи падеж вставленных существительных любым способом.
Давай проверим, все ли ты выполнил верно.
Почти каждая река, (И.п.) начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реку (В.п.). Начало реки (Р.п.)называется истоком. То место, где река (И.п.) впадает в море, озеро или другую реку (В.п.), называется устьем.
Ты молодец, если у тебя нет ни одной ошибки. Еще ты молодец, если у тебя была одна ошибка, но ты понял, как надо было сделать правильно.
Если ошибок несколько, посмотри видео еще раз с начала более внимательно.
Какие способы определения падежа существительных тебе понравились больше? Ответь, нажав на паузу.
Для еще лучшего понимания темы предлагаю поиграть. Я буду медленно читать стихотворение “Приключения зелёного листа”, а ты будешь определять любым способом падеж слова лист. Не забывай ставить на паузу.
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу.
Лапой хвать зелёный лист
Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным
Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
Рада за вас, если вы научились определять падеж имени существительного.
Присоединяйтесь к моим подписчикам, чтобы не пропустить новые видео на канале «Понятно о школе и не только»