СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как легко определить падеж имени существительного?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом видео я знакомлю четвероклассников с самыми простыми способами безошибочного определения падежа имени существительного. Объясняю, как различить падежи с одинаковыми падежными вопросами. Даю задания на закрепление этой темы. Затем даю возможность провести самопроверку, насколько хорошо усвоена новая тема.

 

Просмотр содержимого документа
«Как легко определить падеж имени существительного?»

Уважаемые коллеги!

Я разработала видеоуроки на тему «Имя существительное». Их вы можете использовать в своей работе, зайдя на мой Ютуб канал по ссылке https://www.youtube.com/channel/UCKfvVHP3NCdhoOOWAJc1W5A/

Тема сегодняшнего урока « Как определить падеж имен существительных».

В предыдущем видео https://youtu.be/csGEXwjclPE

мы познакомились с названиями падежей и их вопросами. Я посоветовала ребятам сделать распечатку таблицы падежей и падежных вопросов.

Положите перед собой эту таблицу, она нужна будет для понимания сегодняшней темы «Как определить падеж имени существительного».

Тем, у кого ее пока нет, поможет вот эта таблица.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обращаю ваше внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

После концерта зрители остались (в чём?, хотя хочется задать вопрос где?  П. п.)в зале.

2. Существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа


Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

 Именительный

 есть

 кто? что?

 Родительный

 нет

 кого? чего?

 Дательный

 дать

 кому? чему?

 Винительный

 вижу

 кого? чего?

 Творительный

 доволен

 кем? чем?

 Предложный

 говорить

 о ком? о чём?

Вспомогательные слова или слова-подсказки помогут просклонять имена существительные или подставить падежный вопрос. Но эти способом не советую пользоваться при определении падежа существительного в словосочетании или предложении.

3.      Волшебное слово мама.

Особые сложности у ребят возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама». Именно это слово можно подставить в предложение. Если вы сомневаетесь в выборе, какой из этих падежей, подставьте вместо существительного слово мама. Подставили, смотрим на окончание:  мамА  именительный, мамЫ  родительный падеж; мамУ  винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай.

4.       Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.


 Падеж

  Предлоги

 Именительный

 —

 Родительный

 без, у, от, до, с, из, возле

 Дательный

 к, по

 Винительный

 на, за, под, через, в, про,

 Творительный

 над, за, под, с, перед, между

 Предложный

 в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа:  без – для  родительного падежа (без задоринки) по, к  для дательного падежа (по лесу, к дому)о, об, при  для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

5. Если есть предлог, задаем вопрос, используя предлог. Например, "из дома - из (чего?) дома, Р.п.". Если есть главное слово и предлог, можно задать вопрос так: "вышел из дома" - "вышел из (чего?) из дома". Если нет предлога, вопрос только от главного слова "вижу дом - вижу (что?) дом, В.п.".

6. Чтобы не путать именительный и винительный падеж у неодушевленных существительных (вопрос "что?"), напишите большими буквами на памятке с падежными вопросами: "Именительный падеж - главный герой (подлежащее) без предлогов! 

Для закрепления нового знания выполните упражнение в тетради.

Поднимите руку, кто из вас любит бывать на реке? Вот вам река!

Прочитай текст о реке. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме. Не забудь делать на паузу.

Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где ……………. впадает в море, озеро или другую ……………., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой.

Определи падеж вставленных существительных любым способом.

Давай проверим, все ли ты выполнил верно.

Почти каждая река, (И.п.) начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в реку (В.п.). Начало реки (Р.п.)называется истоком. То место, где река (И.п.) впадает в море, озеро или другую реку (В.п.), называется устьем.

Ты молодец, если у тебя нет ни одной ошибки. Еще ты молодец, если у тебя была одна ошибка, но ты понял, как надо было сделать правильно.

Если ошибок несколько, посмотри видео еще раз с начала более внимательно.

Какие способы определения падежа существительных тебе понравились больше? Ответь, нажав на паузу.

Для еще лучшего понимания темы предлагаю поиграть. Я буду медленно читать стихотворение “Приключения зелёного листа”, а ты будешь определять любым способом падеж слова лист. Не забывай ставить на паузу.

Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёного листа
Ветер нёс и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг – к зелёному листу.

Лапой хвать зелёный лист

Дескать поиграем.
“Не хочу,”- парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.

Рада за вас, если вы научились определять падеж имени существительного.


Присоединяйтесь к моим подписчикам, чтобы не пропустить новые видео на канале «Понятно о школе и не только»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!