СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как мораль влияет на жизнь человека и общества?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку обществознания

Просмотр содержимого документа
«Как мораль влияет на жизнь человека и общества?»

Тема урока:  . Как мораль влияет на жизнь человека и общества?

Тема урока: . Как мораль влияет на жизнь человека и общества?

 МОРАЛЬ Да, ни в богатстве, ни во власти Нет без морали людям счастья. С. Брант (ок. 1458—1521), немецкий писатель Оценивали ли вы свои поступки с точки зрения добра и зла? Какого человека вы называете хорошим?

МОРАЛЬ

Да, ни в богатстве, ни во власти

Нет без морали людям счастья.

С. Брант (ок. 1458—1521),

немецкий писатель

  • Оценивали ли вы свои поступки с точки зрения добра и зла?
  • Какого человека вы называете хорошим?
       пункт «Что такое мораль»      — Что такое мораль? — Какова основная функция морали? — В чем отличие морали и нравственности?

пункт «Что такое мораль»

Что такое мораль?

Какова основная функция морали?

В чем отличие морали и нравственности?

1. Мораль и нравственность МОРАЛЬ — особые правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. СОВЕСТЬ — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Нравственность : моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.   способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия.

1. Мораль и нравственность

МОРАЛЬ особые правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

СОВЕСТЬ способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.

Нравственность :

  • моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. 
  • способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия.

Функции морали: Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека. Воспитательная. Мораль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении. Коммуникативная . Мораль обеспечивает комфортное общение людей. Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми. Ценностно-ориентационная. Мораль служит ориентиром для человека. Познавательная. Мораль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла. Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию.

Функции морали:

Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека.

Воспитательная. Мораль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.

Коммуникативная . Мораль обеспечивает комфортное общение людей.

Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми.

Ценностно-ориентационная. Мораль служит ориентиром для человека.

Познавательная. Мораль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.

Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию.

Подходы к происхождению морали Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с его биологическим развитием. Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом. Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей. Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей. Она не связана с экономической, политической и другими составляющими.

Подходы к происхождению морали

  • Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с его биологическим развитием.
  • Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом.
  • Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей.
  • Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей. Она не связана с экономической, политической и другими составляющими.
 Поступок Моральный поступок Поступок, который соответствует нормам морали. Аморальный поступок Поступок, который нарушает нормы морали.

Поступок

Моральный поступок

Поступок, который соответствует нормам морали.

Аморальный поступок

Поступок, который нарушает нормы морали.

2. Добро и зло Добро связано с бескорыстным и искренним стремлением к осуществлению блага. Доброта- качество человека, который находит удовольствие в счастье и благополучии ближних и стремиться делать добро.  Зло- намеренное причинение вреда, ущерба, страданий. Категории морали Долг - обязанность индивида действовать в соответсивии с требованиями общества. Честь - осознание индивидом своего общественного значения, со стороны общества. Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей выполненного долга. Выполнение моральной нормы предполагает способность человека самостоятельно различать добро и зло, оценивать возможные последствия своих действий

2. Добро и зло

  • Добро связано с бескорыстным и искренним стремлением к осуществлению блага.
  • Доброта- качество человека, который находит удовольствие в счастье и благополучии ближних и стремиться делать добро.

Зло- намеренное причинение вреда, ущерба, страданий.

Категории морали

  • Долг - обязанность индивида действовать в соответсивии с требованиями общества.
  • Честь - осознание индивидом своего общественного значения, со стороны общества.
  • Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей выполненного долга.

Выполнение моральной нормы предполагает способность человека самостоятельно различать добро и зло, оценивать возможные последствия своих действий

 3. Влияние морали на жизнь человека и общества   Нравственная свобода- связана с превращением моральных требований в личные убеждения человека. Проявляется:  в умении давать нравственную оценку поступков, предвидеть последствия своих поступков,  делать нравственный выбор,  контролировать свое поведение.

3. Влияние морали на жизнь человека и общества

Нравственная свобода- связана с превращением моральных требований в личные убеждения человека.

Проявляется:

  • в умении давать нравственную оценку поступков,
  • предвидеть последствия своих поступков,
  • делать нравственный выбор,
  • контролировать свое поведение.
Как вы думаете, какого человека можно назвать высокоморальным человеком Честный, воспитанный человек; Почтителен к старшим и доброжелателен к низшим по положению; Уважает родителей и заботиться о них; Ответственен за другого человека; Совершает благородные нравственные поступки, которые не требуют наград, а сам поступок служит благодарностью.

Как вы думаете, какого человека можно назвать высокоморальным человеком

  • Честный, воспитанный человек;
  • Почтителен к старшим и доброжелателен к низшим по положению;
  • Уважает родителей и заботиться о них;
  • Ответственен за другого человека;
  • Совершает благородные нравственные поступки, которые не требуют наград, а сам поступок служит благодарностью.

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»  Первые упоминания о «золотом правиле морали» относятся к I тысячелетию до н. э. В древнеассирийском поучении (VII в. до н. э.) говорится: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам».

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»

Первые упоминания о «золотом правиле морали» относятся к I тысячелетию до н. э.

В древнеассирийском поучении (VII в. до н. э.) говорится: «Сын, что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам».

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».  Одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам» Конфуций (ок. 551г. до н.э- 479 г. до н.э)

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»

  • Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

  • Одно из изречений Будды гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам»

Конфуций (ок. 551г. до н.э- 479 г. до н.э)

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» В Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой выражена сущность новозаветного закона, есть такие слова: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»

В Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой выражена сущность новозаветного закона, есть такие слова: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада, сказано: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

« ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ»

В Сунне, мусульманском предании о жизни и деятельности пророка Мухаммада, сказано: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Выберите верные суждения о морали: Предоставляет полную свободу действий человека, ничем его не ограничивая. Помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла. Затрудняет общение людей между собой. Служит ориентиром человека. Является средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении. Ответ: 2,4,5 Пояснение: Мораль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт. Благодаря тому что нормы морали для всех одинаковы, общение людей между собой может быть комфортным.

Выберите верные суждения о морали:

  • Предоставляет полную свободу действий человека, ничем его не ограничивая.
  • Помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла.
  • Затрудняет общение людей между собой.
  • Служит ориентиром человека.
  • Является средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении.

Ответ: 2,4,5

Пояснение:

Мораль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт. Благодаря тому что нормы морали для всех одинаковы, общение людей между собой может быть комфортным.

Домашнее задание Выучить понятия, подготовиться к проверочной работе.

Домашнее задание

  • Выучить понятия, подготовиться к проверочной работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!