Конспект урока
ФИО:_Чебан Елена Дмитриевна ______________________________
Тема урока:____ Правило перевода целых десятичных чисел в
систему с основанием q___
Учебник:__Информатика , Босова Л.Л
Класс:__8__________________________________________________________
Цель урока:
Образовательная: дать представление о СС, познакомить с позиционными и непозиционными СС; формировать умения перевода чисел из одной СС в другую и обратно; активизировать познавательную активность____________________________________________
Воспитательная:__воспитание чувства патриотизма путем использования не стандартных задач; поддерживать интерес к информационным технологиям, воспитывать информационную культуру, аккуратность__________________
Развивающая:__продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, развитие самоконтроля_______________________
Вид урока:__смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)_____________________________________________________________
Тип урока__урок изучения нового материала_с элементами закрепления__
Методы обучения_использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности: групповых, фронтальных и индивидуальных;_ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе;_ создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность и в тоже время умение работать в группе;_ создание обстановки для естественного самовыражения ученика._______________________________________________
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная______________
Результаты урока:
Предметные: позиционные и непозиционные СС, перевод чисел из десятичной СС в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную СС и обратно; перевод чисел из двоичной СС в восьмеричную и шестнадцатеричную применяя правила триад и тетрад._______
Метапредметные: применение изученного материала при решении нестандартных задач по истории родного края________________________
Личностные: умение работать в группах, умение слушать, отстаивать свою позицию________________________________________________________
Дополнительная литература: __________________________________________
Используемое оборудование и наглядные пособия_____________________
Список ЭОР http://fcior.edu.ru/card/13157/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html,
Ход урока
По этапам, подробно деятельность учителя и деятельность учеников.
Этапы | Задачи | Учебно – методическое содержание |
Организационный | Поставить цели и задачи урока, подготовить учащихся к работе на уроке. | Подготовка рабочих тетрадей. Объявление темы урока. |
Подготовка к новому материалу | Активизировать мыслительную деятельность учащихся, проверить знания. Развить интерес к изученной теме. | Устная работа. |
Объяснение нового материала | Ввести понятия связи между системами счисления, ознакомить с примерами перевода, изучить перевод чисел из одной СС в другую. | Просмотр ЭОР. Выполнение индивидуальных заданий. |
Закрепление нового материала. Разбор задач. | Рассмотреть различные задачи. Научить ориентироваться в разных системах счисления. | В группах решаются задачи. При решении возникает проблема в сравнении чисел, представленных в разных СС. |
Связь изученной темы с последующей темой | Подготовить и развить интерес к изучению следующей темы «Арифметические операции в позиционных СС». | Учащиеся учатся переводить числа из двоичной СС в восьмеричную и шестнадцатеричную СС с помощью правил триад и тетрад. |
Подведение итогов урока | Дать анализ овладения знаниями и умениями по теме урока. | Общая характеристика работы класса в течение урока, оценка ответов при решении задач. Самоанализ проверочной работы. |
I. Организационный
Поздороваться с классом.
Отметить отсутствующих.
Проверить готовность класса к уроку.
Анализ письменной работы, проводимой на прошлом уроке. Работа над ошибками.
Объявить тему урока.
Сформулировать цели и задачи урока.
II. Устная работа
Вопросы для учащихся:
Как вы думаете, для чего нужны числа?
Что вы знаете об истории возникновения чисел?
Какие числа мы с вами используем?
Чем числа отличаются от цифр?
Сколько цифр используется в 10-й системе счисления?
Почему назвали эту систему 10-й? Почему именно 10?
Что было бы, если бы за основу взяли бы 5 пальцев? А внутри компьютера, какая система счисления используется?
III. Объяснение нового материала
Запишите в тетрадях тему: «Системы счисления».
Рассмотрим виды СС. Что они означают? Каково значение каждой цифры в каждом числе? Зависит ли значение цифры от того, где она стоит в числе? Чем позиционная СС отличается от непозиционной? Выделить, что в позиционной СС значение цифры зависит от её позиции в числе, а в непозиционной СС — не зависит. (ЭОР) (слайд 3)
Выполнение задания №1. (слайд 4)
Знакомство с правилами перевода из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной СС в десятичную и обратно. Разбор готовых примеров. (слайды 5,6,7,8)
IV. Закрепление нового материала. Решение задач в группах.
Класс разбивается на группы и каждой группе предлагается задание, общий текст которого размещен на слайде. (слайд 9)
Задания | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы. | 71 | 64 | 48 |
Сравнить числа, представленные в разных системах счисления. | | | |
Проверка выполнения предложенного задания. (слайд 10)
V. Связь изученной темы с последующей темой .
Выполняя задание №2 обучающиеся переводят сначала все числа в десятичную СС, сравнивают и делают вывод. Гораздо удобнее переводить все числа в двоичную систему и сравнивать их. Для этого рассмотрим связь СС. Вводится правило триад и тетрад. (слайд 11)
Подробно, на примерах, разбираются правила перевода. (слайды 12 и 13)
VI. Проверочная работа.
В конце урока предлагается проверочная работа на 3 варианта.
Задание №1. Переведите число из двоичной системы в десятичную и определите какой праздник записан. |
| | |
Задание №2. Определите, какая памятная дата здесь записана. |
| | |
Задание №3. Переведите данное число из двоичной системы в восьмеричную |
| | |
Ученики могут проверить себя (слайды 14 и 15).
VII. Домашнее задание
§1.1, Зад. 15 стр.15
(слайд 16)
VIII. Подведение итогов урока
Что нового узнали для себя на уроке и что уже было знакомо?
Каково ваше представление о числах сейчас, когда вы узнали о существовании других СС?
Какие моменты вам были не понятны?